«Как создать ситуацию успеха в школе?»
- Здравствуйте уважаемые коллеги.
- Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия.
- Что же такое успех?
- Успех - это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятное переживание, связанное с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей возбуждает активность, стремление лучше учиться. Издавна, успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам.
В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей.
Ув. коллеги, учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.
Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о тех
наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей
практике.
Для создания условий, способствующих удовлетворению, радости, расширению
спектра положительных эмоций у детей, необходимо использовать приемы
эмоционального вхождения в урок.
1. Прием. Поделись улыбкою своей.
Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг
другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне и друг другу.
«Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она
поможет легко и радостно трудиться на уроке!
«Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и
пытается угадать наше настроение!»
2. Прием. Загадочное письмо.
Письмо с заданиями от сказочных героев прикреплено к доске или
обнаруживается на столе.
Я письмо сейчас открою.
Содержание раскрою.
Отвечая, не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите.
На уроке отвечайте
И пятерки получайте.
На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает особого успеха:
- удачно ответил на трудный вопрос;
- высказал интересную мысль;
- нашел необычное решение.
Такого ребенка обязательно нужно отметить.
- Коля, ты сегодня был на высоте, решил такую сложную задачу!
- Ребята, давайте поаплодируем Вике, она справилась с очень интересным и трудным заданием.
- Ребята, как вы считаете, Дима заслужил сегодня нашу похвалу и улыбки? Улыбнемся Диме и громко скажем «Молодец»
- Ребята, оцените труд своего товарища. Какие качества личности помогли Саше подготовить такой проект?
3 Прием. Эмоциональные поглаживания.
- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.
4. Прием. Анонсирование.
Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать
определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».
5. Прием «Даю шанс»
При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.
6. Прием «Умышленная ошибка»
Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.
Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.
7. Прием «Внесение мотива»
Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
8. Прием «Персональная исключительность»
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.
- «Алёша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?», «Варя, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку.
Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.
9. Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
10. Прием «Мобилизация активности или педагогическое внушение»
Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…»
Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Это: ведение индивидуального портфолио, портфолио класса и семьи.
Портфолио – это как достояние и ребенка, и семьи, и класса. Всё это формирует чувство любви и гордости за семью и класс. Подобное портфолио позволяет ребенку составить представление о своей личности, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться своим успехам, проанализировать неудачи. Работа с портфолио продолжается в течение всего обучения в начальной школе. В начальной школе портфолио выглядит в виде папок. Столько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной.
В конце учебного года проводим конкурс «Лучшее портфолио» ученика, где ребенок рассказывает о своих достижениях за учебный год.
Для каждого ребенка в классе я стараюсь найти ту форму проявления, где ему лучше и комфортно, пусть это будет спорт, музыка, рисование, танцы и т.п. В классе у нас, как и у вас, есть уголок, где отражена вся жизнь классного коллектива. Обязательно в этом уголке мы помещаем достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Это грамоты, похвальные листы и дипломы учащихся, отличившихся в той или иной деятельности. Работу провожу в этом направлении так, чтобы каждый ребенок был замечен и отмечен в уголке.
Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации
успеха ребенка в школе?
Активно применяю метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.
Мне, как педагогу, очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой я подвожу учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе. (Дерево настроения, и т.д.) Плакаты
Успешно использую метод «Права выбора содержания, методов и форм обучения». Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Данные методы, которые я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе.
В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но это самое эффективное средство формирования положительного отношения к учению.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 23»
Доклад
«Как создать ситуацию успеха в школе?»
Комарова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МОУ « Лицей №23»
2017 г.