«Использование инновационных технологий в детском саду»
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Переход к полноценному инновационному ДО непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае, возможно будет перевести ДО из функционирующего в развивающееся и развивающее. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры.
В нашем толковании понятия «инновационная культура»- это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков.
Управлять инновационной деятельностью ДО – значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.
Контингент педагогов ДО представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.
Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДО в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения.
Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников.
Информационно-компьютерные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДО очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, проводим мастер-классы, педагогические мастерские, организуем наставничество с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В помощь педагогам в ДО создана творческая группа, которая оказывает помощь в разработке занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях. В результате многие педагоги ДО самостоятельно разрабатывают и апробируют занятия с использованием мультимедийных презентаций.
В октябре месяце я провела обучающий семинар на тему: «Интерактивное оборудование в ДО. Требования к организации работы с ним». Чтоб закрепить усвоенный материал, педагогам было предложено к педагогическому совету подготовить презентацию о своей работе и достижениях на 3 минуты. Время подготовки к педсовету давалось две недели. На протяжении двух недель я наблюдала за работой коллектива, и сделала следующие выводы:
- педагоги стали более сплоченными;
- активными;
- тщательно готовились к занятиям
- те, кто не владел компьютером, научились и заинтересовались;
- появилась небольшая конкуренция, которая помогает педагогам творчески расти и достигать поставленных целей;
- а, также в группах у вновь поступивших детей прошла быстро и легко адаптация.
Педагогический совет прошел в интересной форме, коллектив больше узнал друг о друге, научился самостоятельно делать презентацию, которая в дальнейшем поможет в подготовке к занятиям с использованием интерактивной доски.
Наши педагоги активные пользователи интернета, который помогает нам решать следующие задачи:
- Во первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
- Во вторых, это разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий к занятиям;
- В третьих, это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей, и новых дидактических пособий, независимо от места проживания и уровня дохода педагогов;
- Использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам;
Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
В инновационный процесс в ДО мы не только ввели информационно-коммуникативные технологии, но и проводим комплексные интегрированные занятия:
ФЭМП + конструирование. Воспитатели второй младшей и средней группыв своей работе используют раздаточный материал Цветные счетные палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.
Рисование + окружающий мир. Для интеллектуального развития детей и уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение творческий вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Комплексно интегрированные занятия способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и сенсорном развитии.
Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
Литература
Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.- Волгоград
Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград; Учитель, 2009.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ ; Мет. Пособие
Селевко Г.К. Технологический подход в образовании.- 2004 г.
Столярова Л. Педагогика .- Педагогическое общество России,2005.