Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью детей
Наталья Владимировна Меркулова, воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов
Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.
Игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность. Когда он играет, он живет в созданной им, воображаемой ситуации, а реальная обстановка комнаты отступает на задний план. Стулья превращаются в корабль, красная кофта становится флагом, разбросанные вещи - волнами, а сам он - капитаном.
Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка.
Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особая форма отражения окружающей действительности, средство социализации; игра развивает ребенка, помогает ориентироваться в мире человеческих отношений, человеческой деятельности.
Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.
Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим мишке домик», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи.
Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности. Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.
Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это одна из важных задач педагогики.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать. Еще в древности заметили, что рисование способствует разностороннему развитию ребенка.
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.). Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.
Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Другой прием - обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании рисования, (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.
Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т. д. Нарисовал малыш дорожку - по ней будут «ходить» звери, люди и т.п. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.
Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.
В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей. Младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы. Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.
Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей, формирование разнообразного сенсорного опыта. Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это специальные наблюдения и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те, или иные свойства и качества предметов (явлений). Это можно сделать, используя дидактические игры.
В игре педагог может:
Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме: «нарисуем фрукты» (банан, яблоко, сливу и т.д.)
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета:
«Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д.)
«рисуем море» (подбор оттенков от более светлого к более темному цвету)
«Собери гусеницу» (одна из холодных стран –холодные тона, другая из теплых – теплые тона)
Ребенок учится различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине (в изображении деревьев, кустов), используя такие практические действия, как наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по признаку (используются игры-вкладыши с геометрическими фигурами и предметными фигурками).
Благодаря дидактическим играм в повседневности дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне, через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз, через изменение местоположения предмета. (Пейзаж – рассматривание картин).
Дети учатся воспринимать временные характеристики.
Воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей. «Фигура замри» (мимика). Рисуем настроение. Какого цвета счастье?
Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
В дидактических играх ребенок учится видеть, понимать окружающий мир, переносить увиденное, услышанное в свое творчество, и, наоборот, новые знания и умения переносить в игру. В этом и состоит главная связь между дидактической игрой и изобретательностью.
Дидактическая игра – это иногда «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда – «поиск и открытие», и всегда – радость.
Список литературы:
Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М,: Просвещение, 1995.
Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева – М.: АСАDЕМА, 2000.