МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЮНОСТЬ»
(МБУ ДО ДЮСШ «Юность»)
«Использование игрового метода в психологической подготовке гимнасток на тренировочном этапе»
Разработчик программы:
Инструктор - методист Петрова И.А.
2017г.
г. Аксай
Содержание
Введение 6
1 Содержание тренировочного процесса в художественной гимнастике на тренировочном этапе 6
2 Психологическая подготовка в художественной гимнастике 14
3 Игровой подход в физическом воспитании 23
4. Современные подходы психологической работы 28
Приложение А (обязательное) Игры и игровые задания программы психологической подготовки 65
Библиографический список
Введение
Высокая конкуренция в мире современной художественной гимнастики предъявляет повышенные требования к уровню мастерства спортсменок. Однако не все ресурсы тренировочного процесса задействованы в полной мере, что, несомненно, относиться к работе тренера-преподавателя в такой тонкой сфере как психологическая подготовка гимнасток. Очевидно недостаточное обеспечение его деятельности современными игровыми технологиями психологического воздействия.
Использование игровой программы психологической подготовки на тренировочном этапе начальной специализации (ТЭ НЭ до 2-х лет) позволит осуществлять более эффективную саморегуляцию состояний гимнасток, что будет выступать серьезным фактом роста их спортивного мастерства.
Разработанная игровая программа содержит ориентировочный план-график психологической подготовки и может использоваться в различных секциях, ДЮСШ и СДЮСШОР, а также в УФК при подготовке и переподготовке кадров по физической культуре и спорту.
- Содержание тренировочного процесса в художественной гимнастике на тренировочном этапе.
Художественная гимнастика является одним из зрелищных видов спорта. Это – исключительно женский вид спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность [50].
Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусств, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств [48].
Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела.
Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.
Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Её средства (танцы, игра под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.
Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Её средства – элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты.
Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.
Художественная гимнастика – ациклический, сложнокоординационный вид спорта.
Основными её средствами являются:
упражнения без предмета (равновесия, волна, взмахи, прыжки);
упражнения с предметом (обручем, мячом, булавами, скакалками, лентой);
элементы классического танца;
элементы народного танца;
элементы историко-бытовых и современных танцев;
акробатические упражнения;
ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
элементы пантомимы;
элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
упражнения из других видов спорта.
Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощённой стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения [50].
Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях [51].
Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех её проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин).
В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.
Специфичность художественной гимнастики проявляется в выполнении большого количества сложных технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию.
Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объём относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.
Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т.п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.
Перечисленные выше особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряжённость, стартовая лихорадка и т.п.), гимнастка должна обладать сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.
Для развития вида сегодня характерны тенденции омоложения спортсменок, усложнения упражнений, обострение конкурентной борьбы, а также статус олимпийской дисциплины.
Правила соревнований с учётом современных тенденций развития художественной гимнастики, предъявляют повышенные требования к технической сложности композиций, совершенной хореографии и абсолютной музыкальности её построения. Чтобы решить эти задачи, необходима прочная основа двигательного потенциала гимнасток, а также эстетическое чутьё, основанное на музыкальности и хореографичности уже в детском возрасте.
Процесс развития специальных двигательных качеств в художественной гимнастике представляет собой многолетнюю деятельность и является составной частью каждого тренировочного занятия.
В современной российской школе гимнастики сложилась система поэтапного перехода гимнасток от начальных к более высоким ступеням мастерства, отражённого в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика (ФССП).
В ходе многолетней подготовки по художественной гимнастике выделяются основных 4 этапа:
этап начальной подготовки;
тренировочный этап (начальная специализация и углубленная специализация);
этап совершенствования спортивного мастерства;
этап высшего спортивного мастерства [47].
Методические особенности тренировки гимнасток на ранних этапах многолетней подготовки следующие. Так, 6-7 лет – это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательной функции позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий спортом. Здесь необходимо большое внимание уделить формированию правильной осанки [9].
Целесообразно целенаправленное, но осторожное развитие гибкости. При преобладании в занятиях крупных, размашистых движений необходимо небольшими дозами давать мелкие и точные движения. Значительное внимание уделять мышцам-разгибателям и развитию координации движений.
Нагрузки должны быть небольшого объёма, умеренной интенсивности и носить дробный характер. Занятия должны быть эмоциональными, многоплановыми, количество одноразовых указаний ограничено. Основными методами должны быть наглядный, с идеальным показом, игровой. Целесообразно применение предметов пропорционально уменьшенных размеров.
Поскольку развитие в младшем школьном возрасте (7-11 лет) идёт относительно равномерно, тренировочные требования должны повышаться постепенно. Всё сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие. Этот период необходимо эффективно использовать для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты. Всё большее значение в обучении должны приобретать словесные методы. В тренировках целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статические нагрузки надо давать в ограниченном объёме.
Содержание работы по этапам подготовки следующее.
Первый этап – начальная подготовка НП (6-7 лет):
укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся;
формирование правильной осанки и гимнастического стиля (школы) выполнения упражнений;
разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств;
специально-двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся объект и антиципации;
начальная техническая подготовка по видам многоборья – освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов;
начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев;
начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку;
привитие интереса и потребности к регулярным занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;
участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
Второй этап – тренировочный этап (начальная специализация и углубленная специализация) (8-14 лет):
то же, что и на предыдущем этапе;
углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты);
совершенствование специально-двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации);
начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей тренировочных нагрузок;
базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов средней и высшей групп трудности, освоение специфических (фундаментальных) групп;
базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях;
формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой;
базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение;
начальная теоретическая и тактическая подготовка;
регулярное участие в детских соревнованиях.
2. Психологическая подготовка в художественной гимнастике
Как правило, вопросы психологической подготовки спортсменов попадают в поле внимания тренеров-преподавателей только тогда, когда после нескольких лет занятий их ученики приобретают достаточно высокий уровень мастерства и начинают выступать в соревнованиях. Вследствие этого не используются многие возможности повышения эффективности тренировочного процесса и формирования психологических предпосылок надежности соревновательной деятельности [19].
В основе психологической подготовки в художественной гимнастике лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой – психологические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнастки высоких результатов [32].
Особенности соревновательной деятельности в художественной гимнастике связаны с формированием состояния эмоциональной напряженности, обусловленного рядом факторов:
большие межсоревновательные интервалы поднимают значимость немногочисленных соревнований и затрудняют адаптацию спортсменок к условиям выступлений;
многостартовость соревнований за несколько дней, влекущая за собой многосторонность стартовых состояний, вызывает психическое утомление, чувство психической напряженности при отсутствии достаточного расслабления после очередного старта;
в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжением, а также при выступлении в непривычном зале двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным и недостаточно информативным – это не может не повысить эмоциональную напряженность гимнастки;
удачи и неудачи в гимнастике носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, так как они зависят не от противников и партнёров, а только от самого спортсмена, «вес» серьёзных ошибок часто сравнительно невелик, последствия в большинстве случаев не являются решающими в определении спортивных результатов данных соревнований, поскольку многостартовость и простое суммирование результатов всех стартов позволяют поправить положение дел;
специфика спортивной борьбы в гимнастике заключается в отсутствии непосредственной прямой борьбы с противником, опосредованной этой борьбы оценкой и некоторыми другими факторами. Большое психологическое давление оказывает и единственность попытки, повышающая вес результата [13].
Говоря о волевом факторе, ограничимся упоминанием его основных компонентов. Особенности эмоционального регулирования на гимнастических соревнованиях связаны как с уже упоминавшейся многостартовостью, так и с довольно большой продолжительностью смены.
Особенность реализации психологических установок определяется как особенностями двигательной деятельности, так и спецификой регламента соревнований; как почти постоянной близостью тренера и возможностью его контроля и помощи, так и необходимостью во время соревнований решать всё самостоятельно.
Особенности психологической настройки – следствие специфики двигательной деятельности гимнастов и тактики борьбы. К особенностям управления вниманием относятся: задача длительного сохранения высокого уровня его напряжения, сложность его целесообразного распределения и перераспределения, борьба с провалами внимания, задача рационального его сужения и т.д.
Следует сказать об особенностях управления этическим поведением – поведение гимнасток на соревнованиях может служить хорошим примером для представителей других видов спорта (поведение на соревнованиях в гимнастической команде, на людях, когда нервы напряжены, когда личные интересы нередко вступают в противоречие с интересами других, когда возникает необходимость правильно реагировать на эмоционально сложные ситуации, имеет большое значение).
В психологической подготовке выделяют:
базовую подготовку;
подготовку к тренировкам (тренировочную);
подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на предсоревновательную, соревновательную и постсоревновательную) [9].
Базовая психологическая подготовка включает: развитие важных психических функций и качеств (внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения); развитие профессионально важных способностей (координации, музыкальности, эмоциональности, а также способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе); формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности); психологическое образование (формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных состояний); формирование умений регулировать психическое состояние, сосредоточиваться перед выступлением, мобилизовывать силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям.
Успех соревновательной деятельности в значительной степени зависит от качества предшествующего тренировочного процесса. Поэтому, прежде чем готовить гимнастку к стрессовым ситуациям соревнований, надо подготовить её к трудной, порой монотонной и продолжительной работе.
Психологическая подготовка к тренировкам предусматривает решение двух основных задач: формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы и формирование благоприятных отношений к спортивному режиму, тренировочным нагрузкам и требованиям.
Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до соревнований, опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи: формирование значимых мотивов соревновательной деятельности; овладение методикой формирования состояний боевой готовности к соревнованиям, уверенности в себе, своих силах; разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих мероприятий; совершенствование методики саморегуляции психических состояний, формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу; отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий; сохранение нервно-психической свежести, профилактику перенапряжений.
Задачи психологической подготовки решаются, опираясь на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы и мезоциклы [19].
Так, на общеподготовительном этапе ставятся следующие задачи и рекомендуются определённые действия:
формирование значимых мотивов напряжённой тренировочной работы предполагает постановку перед гимнасткой трудных, но выполнимых задач, убеждение гимнастки в её больших возможностях, одобрение её попыток достичь успеха, поощрение достижений;
формирование благоприятных отношений к спортивному режиму и тренировочным нагрузкам требует использования бесед, разъяснений, убеждений, примеров выдающихся спортсменов, личного примера, поощрения и наказания;
совершенствование способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе предполагает применение аналогичных средств;
развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности. Рекомендуется регулярное применение тренировочных заданий, представляющих для гимнасток как объективную, так и субъективную трудность, проведение тренировок в усложненных условиях;
формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах психорегуляции. Необходимы лекции, беседы, семинары, изучение специальной литературы, самонаблюдение и самоанализ;
овладение приёмами саморегуляции психических состояний: изменение мыслей по желанию; подчинение самоприказу; успокаивающая и активизирующая разминка; дыхательные упражнения; идеомоторная тренировка; психорегулирующая тренировка; успокаивающий и активизирующий самомассаж. Обучение соответствующим приёмам происходит на специальных занятиях или во время тренировок, применяя обычную методику обучения: объяснение и многократное упражнение в применении осваиваемых приёмов;
развитие психических функций и качеств, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике: сосредоточенности, внимания, чёткости представлений, отчётливости ощущений, быстроты и глубины мышления, двигательной и музыкальной памяти, творческого воображения. Здесь применяются специальные знания, регулярное обновление учебного материала, изучение нового, применение методических приёмов, позволяющих акцентировать внимание на развиваемых психических функциях и качествах.
Задачи специальноподготовительного этапа:
формирование значимых мотивов соревновательной деятельности делает необходимым определение задач предстоящего соревновательного периода в целом и конкретизации их на каждые соревнования с последующей коррекцией по мере необходимости;
овладение методикой формирования состояния боевой готовности к соревнованиям предполагает разработку индивидуального режима соревновательного дня, опробования его на учебных соревнованиях, анализа и внесения поправок;
разработка индивидуального комплекса настраивающих мероприятий и комплекс действий гимнастки перед вызовом с последующей апробацией и внесения корректив;
совершенствование методики саморегуляции психических состояний через применение методов саморегуляции в соревновательных условиях, во время модельных тренировок, прикидок, учебных соревнований;
формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу. Здесь при подготовке к основным соревнованиям, требуется провести гимнастику через систему учебно-подготовительных соревнований, определить индивидуально целесообразную норму таких соревнований;
отработка индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий.
Через самоанализ необходимо определить индивидуально эффективные психорегулирующие мероприятия: экскурсии, поездки за город, кино, концерты, чтение, вязание, игры, прогулки.
Соревновательный период предполагает:
формирование уверенности в себе, своих силах и готовности к высоким спортивным достижениям. Требуется объективная оценка качества проделанной тренировочной работы, реальной готовности гимнастки, убеждение её в возможности решать поставленные соревновательные задачи;
сохранение нервно-психической свежести, профилактика нервно-психических перенапряжений определяет аналогичные средства;
мобилизация сил на достижение высоких спортивных результатов указывает на применение индивидуально значимого комплекса психорегулирующих мероприятий. Применение всего комплекса ранее отработанных средств формирования состояния боевой готовности и профилактики неблагоприятных психических состояний;
снятие соревновательного напряжения обуславливает разбор результатов соревнований, анализ ошибок, обсуждение возможностей их исправления, постановка задач на будущее, отвлекающие, восстановительные и психорегулирующие мероприятия.
Т.С. Лисицкая предлагает следующую структуру психологической подготовки спортсменок в художественной гимнастике (таблица 1) [51].
Таблица 1 – Схема психологической подготовки художественных гимнасток (по Лисицкой Т.С.)
Этапы подготовки | Содержание подготовки | Конкретные задачи | Методы и средства подготовки | Методы, показатели контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Базовая психоло-гическая подготовка | Мотивационно-волевая подготовка | Повышение стремления к достижению успеха | Постановка перед гимнасткой сравнительно трудных задач, эмоциональное поощрение ее достижений, одобрение самостоятельных попыток достичь успеха, создание соревновательной обстановки при совершенствовании спортивных действий | тематический апперцептивный тест (ТАТ). Наблюдения. Беседы и опрос |
Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных состояний | Овладение методом аутогенной тренировки (АТ) | Вооружение гимнастки знаниями теоретических основ АТ. Обучение практическим приемам АТ | опрос по теоретическим вопросам АТ. Регистрация объективных показателей эффективности овладения приемами АТ (пульсометрия, тонометрия) |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Специальная психоло-гическая подготовка | Сбор и анализ информации о соревнованиях | Анализ условий соревнования Оценка соперниц Уточнение собственной подготовленности | Ознакомление с положением и условиями соревнований. Анализ подготовленности соперниц (уровень спортивной формы, содержаний упр.). Анализ контрольных упр. гимнастки, оценка ее возможностей, беседы, направленные на формирование адекватной самооценки | Беседы, опрос, самоотчеты |
Вероятное прогнозирование соревновательной деятельности | Совершенствование способности управлять собой в условиях соревнований | Моделирование условий предстоящих соревнований, ограничение разминки, приглашение судей и зрителей, представление одной попытки для выполнения упр. Проведение тренировок по графику соревнований, использование идеомоторной подготовки, повышение требований к качеству исполнения упр. | Экспертные и судейские оценки за исполнение упражнения |
3. Игровой подход в физическом воспитании
Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Известны, например, выражения: «игра цен», «игра сил». Различный смысл приобретает слово «игра», когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх», о «спортивных играх». Игра как элемент культуры – исторически сложившиеся социальное явление, особый вид деятельности, свойственный человеку. Развиваясь со всей культурой общества, игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей (в отдыхе, развлечении, в развитии духовных и физических сил) [1, 8, 31, 43].
Толковый словарь русского языка определяет понятие «игра» как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем…» [45].
В 30-е годы в советской психологии исследованиями игры занимались М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад в разработку теории детской игры внес Л.С. Выготский. Еще в 1933 году он впервые выделил ролевую игру, как ведущий вид деятельности дошкольника и вывел ряд отличий в игре детей раннего и дошкольного возраста. Он отмечает, что игра дошкольника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний [8].
Центральным моментом игры Л.С. Выготский считает мнимую ситуацию, которая определяет сознание ребенка, т.е. ребенок действует не с вещами, а лишь с их значением, и только в школьном возрасте осознает их как значение. По определению Л.С. Выготского игра «создает зону ближайшего развития ребенка, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
Д.Б. Эльконин определяет игру следующим образом: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [53].
В своей теории Д.Б. Эльконин определил путь изучения ролевой игры, как выделение неразложимых единиц, которые обладают свойствами целого. По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое действие.
Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. В игровой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных способов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Развитие игры, построенной на движениях, обусловливалось потребностью людей прививать подрастающим поколениям жизненно важные навыки и умения. Применение игр в воспитательных целях всегда определялось и определяется образом жизни людей, отражает особенности их психического склада, системы воспитания, уровень культуры и достижения науки [53].
В то же время, собственно подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил [15, 43].
Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержание игры обусловливается ее форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предоставляются следующие ее методические особенности: образность; движение с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования); непринужденность, естественность движений; выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий; внезапная изменчивость ситуаций; творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных); присвоение отдельным занимающимся (группе) определенных ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками; избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.
Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей.
В педагогической практике игровой метод широко используется при решении задач общей физической подготовки, а также как вспомогательное средство на спортивных тренировках. Одновременно игровой метод может служить действенным фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств. Использование игрового метода может быть эффективным (рациональным) только при наличии учета конкретных условий, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с включением игровых элементов. Таким образом, под понятием «игровой метод» имеется в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся [22].
В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные).
Собственно подвижные (элементарные) игры условно для сокращения называют подвижными играми.
Классификация и разделение подвижных игр на группы по определенным признакам помогает более отчетливо представить существенные особенности содержания игр, облегчает их выбор. В педагогической практике используются два основных вида собственно подвижных (элементарных) игр; коллективные и индивидуальные (одиночные) игры. Основное место занимают коллективные игры. Многообразие и широкое применение коллективных подвижных игр требует их классификации.
Распределение коллективных подвижных игр во многих современных группировках производится по признакам, характеризующим преимущественное соответствие игр тем или другим частным педагогическим задачам.
В ряде методических пособий и руководств подвижные игры группируются по различным признакам. Например, по формам организации занятий («игры в отрядах в летних лагерях»); с учетом особенностей сезона («летние» и «зимние» игры); по характеру моторной плотности (игры большой, средней подвижности, малоподвижные игры); по преимущественному проявлению у играющих физических качеств (игры, в которых преимущественно проявляются ловкость, быстрота, сила, выносливость, равновесие) [31, 55].
В основу современной классификации игр положен принцип взаимоотношений играющих, поскольку специфика коллективных игр и заключается, прежде всего, в совместной деятельности, в действиях сообща. Поэтому высшая ступень классификации определяется, исходя из характера организации играющего коллектива. На второй ступени материал делится по формам взаимодействия между играющими. Основанием деления игр на третьей ступени не являются условия преодоления препятствий, овладения приемами техники и тактикой. Наконец, на низшей ступени классификации игровой материал подразделяется по типичным действиям с применением тех или других двигательных навыков и умений, а также в зависимости от решения дополнительных задач различной сложности на ориентирование, наблюдательность, слух, что связано с развитием и совершенствованием определенных физических способностей [26].
Кроме того, условно подвижные игры можно разделить на три группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначения: сюжетные конфликтные игры, игровые эстафеты, игровые гонки [15].
К сюжетным конфликтным играм (первая группа) относятся такая их форма, где имеет место активное единоборство, «столкновение» сторон, связанное с непосредственным контактом, соприкосновением с соперником. Такая игра всегда имеет определенный сравнительно острый сюжет, который часто можно назвать спортивным. Изменчивость игровой обстановки в сюжетных играх и внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников верных решений и действий, то есть уже выработанных закрепленных двигательных навыков применяемых в различных связях и сочетаниях.
Вторая группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой). В игровых эстафетах нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной.
Третья группа – игровые гонки. В отличие от спортивных гонок (лыжной, велосипедной) игроки здесь не преследуют друг друга, а стоят на месте, передавая от одного к другому какой-либо предмет (набивной мяч, гимнастическую палку и др.). Это отличает игровую гонку от игровой эстафеты, где игрок обычно передвигается по площадке с предметом или без него.
Так в методическом плане, непосредственно в ходе занятий, чтобы повысить внимание, в начале урока можно провести игру, где участники должны выполнять строевые команды преподавателя, когда в начале команды присутствует слово «группа» или какой-либо предварительно подаваемый жест, например поднятие руки вверх. При выполнении общеразвивающих упражнений команды могут соревноваться на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени как на месте, так и в движении. При выполнении любых комплексов команды соревнуются как за качество выполнения, так и за синхронность. Если позволяет место, то команды могут соревноваться одновременно, а оценивать их могут сами учащиеся, привлеченные к судейству [60].
При выполнении соревновательного упражнения в игру можно и нужно включать как выполнение самого упражнения, так и подход, и отход от снаряда. В заключительной части урока помимо подвижных игр на внимание и расслабление эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением.
4. Современные подходы психологической работы
Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обусловливающих эти достижения. В условиях, когда физическая, техническая и тактическая подготовленность спортсменов высшей квалификации достигла примерно одинакового уровня, результат спортивного поединка часто определяется психологическими факторами. Психические резервы спортсмена существенно определяют надежность его действий, поведения в сложных условиях соревновательной борьбы и, прежде всего, в спорте высших достижений.
В связи с этим большое внимание стало уделяться психологической подготовке спортсменов со стороны специалистов-психологов и тренеров [16, 18, 19, 20, 28, 42].
Психорегуляция в спорте представляется сегодня как устоявшееся научное направление в спортивной психологии. Ее основная цель – формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Эта задача достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создающим такую интегративную деятельность организма, которая наиболее рационально направляет возможности спортсмена на решение конкретных задач.
Так, В.П. Некрасовым с соавторами была разработана система комплексной психорегуляции в спорте, включающая как диагностику психического состояния спортсменов, так и саморегуляцию этого состояния [28]. В то же время система становится наиболее эффективной, если она четко организована и вписана в рамки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. В связи с этим авторами было предложено примерное содержание работы по психорегуляции в спортивной команде (таблица 2).
Таблица 2 – Содержание работы по управлению психическим состоянием в команде
Виды работ | Средства и методы |
1 | 2 |
Занятия по обучению самоконтролю: работоспособности нервно-психической напряженности нервно-мышечного аппарата Обучение навыкам саморегуляции: произвольной ралаксации произвольной мобилизации Проведение теоретических занятий по самоконтролю и саморегуляции Работа над формированием оптимального соревновательного психофизиологического состояния («легкое тело», наполненные силой и энергией мышцы, концентрация внимания и др.) | Оценка КСП Оценка дифференцированного ЭКС Миография, оценка мышечного тонуса Гетеросуггестия, приборы ПЭЛАНА-01, ЛЭНАР-2, ЭМ-02, оценка КСП и ЭКС в качестве обратной связи Беседа, лекция Гетеросуггестия, саморегуляция, ПЭЛАНА-01, ЛЭНАР-2, ЭМС-02 |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 |
Организация и контроль пауз психорегуляции (в подготовительном периоде) Индивидуальная и групповая работа по восстановлению работоспособности Индивидуальная и групповая работа по оптимизации уровня нервно-психической напряженности Индивидуальная и групповая работа по настройке на предстоящую тренировочную или соревновательную деятельность Отработка конкретных технико-тактических навыков Внушение тренерских установок на предстоящий турнир Работа с тренерами по определению плана и программы работы со спортсменами (перед началом подготовки к очередному сезону), конкретизация установок и заданий на предстоящий турнир (в соревновательном периоде) Индивидуальная работа в плане психорегуляции с тренерами (обучение навыкам самоконтроля и саморегуляции, восстановление психорегуляции, восстановление психической работоспособности, разработка психологических аспектов игры с учетом индивидуально-психологических особенностей гимнасток, обучение простейшим методам воздействия и др.) | Гетеросуггестия, саморегуляция, АТ, ПМТ, самоприказы, идеомоторная тренировка Гетеросуггестия, саморегуляция, ПЭЛАНА-01, ЛЭНАР-2, ЭМС-2, электропунктура Гетеросуггестия, саморегуляция, ПЭЛАНА-01, ЛЭНАР-2, электропунктура, рациональная психорегуляция, АТ Гетеросуггестия, саморегуляция, АТ, рациональная психорегуляция Гетеросуггестия, саморегуляция, АТ, «репортаж», идеомоторная тренировка Гетеросуггестия, ПЭЛАНА-01, ЛЭНАР-2, «репортаж», идеомоторная тренировка, рациональная психорегуляция Беседа, анкетирование Рациональная психорегуляция, гетеросуггестия, саморегуляция, ПЭЛАНА-01, ЛЭНАР-2, ПМТ, электропунктура |
Окончание таблицы 2
1 | 2 |
Оперативная психодиагностика, на основании которой регуляция тренировочных нагрузок, рекомендации по составу и тактика во время упр. Проведение УКО, ЭКО, ТО и др. Проведение ОСД Оценка эффективности мероприятий по психорегуляции, выявление индивидуальной предпочтительности гимнасток к определенным средствам и методам, подбор оптимальных комплексов психорегуляции для конкретных гимнасток Подведение итогов отдельных соревнований и сезона в целом, коррекция планов и программ работы по психорегуляции у учетом полученных результатов | Оценка КСП, дифференцированного ЭКС Психофизиологическая и личностная диагностика, социометрия и др. Психодиагностика, наблюдения, самооценки, экспертные оценки Оценка УСП, дифференцированного ЭКС, самооценки, экспертные оценки, медицинские методы (проводятся врачом) Беседа, анкетирование, самооценки, экспертные оценки, математическая статистика |
Примечание УКО – углубленное комплексное обследование, ЭКО – этапное комплексное обследование, ТО – текущее обследование, ОСД – обследование соревновательной деятельности, АТ – аутогенная тренировка, ПМТ – психо-мышечная тренировка, КСП – квазистационарный потенциал коры головного мозга, ЭКС – электрокожное сопротивление, ПЭЛАНА-01 – прибор электроанальгезии, ЛЭНАР-2 – лечебный электронаркоз, ЭМС-02 – электромиостимулятор. |
Итак, психическая подготовка к соревнованиям – это ежедневная систематическая, целенаправленная тренировка функций головного мозга, в первую очередь с помощью слова, соответствующих словам мысленных образов, с одновременной тренировкой умения управлять своим вниманием и своими эмоциями. Если спортсмен хочет оставаться неуязвимым в плане психической устойчивости в любых, особенно в тяжелых, дистрессовых, ситуациях, он обязан научиться так же легко возбуждать и успокаивать свою нервную систему, свою психику, как легко он умеет напрягать и расслаблять свои скелетные мышцы.
Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители [12].
Занимающиеся овладевают основными навыками самообладания и регуляции функций организма. Эффект увеличивается, если психофизическая тренировка сочетается с приемом минеральных ванн и циркулярного душа.
Установлено, что переживания и длительные психотравмирующие состояния, особенно на фоне имевшегося отклонения в состоянии здоровья (болезнь, переутомление, стрессовое состояние), провоцирует нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов. Всё это вызывает обострения и осложнения хронических заболеваний, особенно сердечнососудистой системы, а также изменения в мышцах и соединительной ткани.
Тренировка эмоциональной устойчивости и адекватной реакции на различные житейские ситуации усиливает сопротивляемость организма стрессовым воздействиям и способствует общему оздоровлению. Эмоциональная деятельность тесно взаимосвязана с функцией коры головного мозга. Эта связь осуществляется и укрепляется под влиянием психофизической тренировки. Такая тренировка даёт возможность занимающемуся не только на время избавиться от чрезмерного нервно-физического напряжения, но и создаёт необходимые предпосылки для пассивно-активного отдыха, способствующего уравновешиванию нервных процессов.
Важнейшим условием при овладении психофизической тренировкой является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, но и способствует уравновешиванию нервных процессов и, что важно, повышают эффективность идеомоторных актов (образно представляемых движений и состояний).
Мышечная релаксация, используемая во многих вариантах, повышает уровень протекания нервных процессов. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.
Правильное применение дыхательных упражнений и оптимальных кратковременных задержек дыхания после выдоха, а иногда и на высоте вдоха повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, что благотворно влияет на ферментные системы, кровоснабжение сердца и мозга.
Психофизическая тренировка способствует также устранению излишних, непроизвольных, неконтролируемых движений. Специальные упражнения снимают спазмы, навязчивые состояния, мысли и т.п. Смена напряжения и расслабления мышц в сочетании со специальными дыхательными упражнениями оказывают регулирующее влияние и на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудистой системы.
Большое значение в психофизической тренировке имеет снижение болевого синдрома, что достигается применением самомассажа, производимого надавливанием пальцев на биологически активные точки. Самомассаж активных точек, как и вибрация, вызванная звукодвигательными упражнениями, способствует нормализации местного питания тканей.
Контроль за состоянием собственного тела – это не только получение данных о своём состоянии, но и эффективная психическая регуляция по следующим позициям: контроль тонуса мышц; контроль тонуса скелетной мускулатуры; контроль темпа движений и речи.
Таким образом, психофизический тренинг имеет целью улучшить индивидуальные предпосылки человека для преодоления высоких требований деятельности и достичь такое состояние, когда психическое равновесие будет неизменным или сможет быстро и эффективно восстанавливаться.
К. Рудестам широко использует групповые модели психокорреционной работы, которые акцентируют создание непосредственного жизненного опыта для обучения и личностного роста. Это: Т-группы (группы тренинга), группы встреч, широко известные гештальтгруппы, психодрама, менее известные – группы телесной терапии, группы танцевальной терапии, группы терапии искусством, группы тренинга умений [38].
Существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии:
в сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком;
опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии;
группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие;
такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам, в семье, становятся очевидными в психокоррекционной группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения;
возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участником группы;
в процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других;
реакция других на тебя и твоя на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов.
По мнению Цзен Н.В. и Пахомова Ю.В. современный спорт широко заимствует методы психологического воздействия у психотерапии [52]. Однако, будучи по природе своей лечебными, эти методы имеют ограниченную область применения. Они направлены преимущественно на подавление, нейтрализацию психологических помех, но не на развитие психических сил спортсмена. Предлагаемый авторами подход имеет название психотехническими играми. Авторы также используют слово «психотехника» как искусство ориентировка в психических явлениях и управления ими, а предложенные игры-упражнения – это как бы ступеньки, вводящие тренера и спортсмена в мир психотехники.
Авторами обозначены три направления возможного использования в тренерской работе идей и методов практической психологии:
объективация соревновательного опыта;
творческие искания в спорте, пробуждение и раскрепощение способностей;
восстановление психических сил спортсмена.
Составление собственно программы занятий, т.е. подпор упражнений, определение последовательности их использования, тактики перехода от одного к другому и т. п. в этом подходе, предоставляется самому тренеру.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что в основе психологической подготовки в художественной гимнастике лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой – психологические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнастки высоких результатов. Особенности соревновательной деятельности в художественной гимнастике связаны с формированием состояния эмоциональной напряжённости, обусловленного рядом факторов: большие межсоревновательные интервалы, многостартовость соревнований за несколько дней, повышенная эмоциональная напряжённость, отсутствие непосредственной борьбы с противником.
В психологической подготовке выделяют: базовую подготовку; подготовку к тренировке; подготовку к соревнованиям. В последние годы было разработано множество подходов к совершенствованию психологической подготовки.
К ним относятся:
система комплексной психорегуляции в спорте, включающая как диагностику психического состояния спортсменов, так и саморегуляцию этого состояния;
аутогипноидеомоторика, как программа подготовки к тренировкам и соревнованиям;
психофизическая тренировка как метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления (предлагается применять в спорте при психическом перенапряжении);
широко используются групповые модели психокоррекционной работы, которые акцентируют создание непосредственного жизненного опыта для обучения и личностного роста (группы: тренинга, встреч, гештальт, психодраматические, телесной и танцевальной терапии, терапии искусством, тренинга умений);
психотехнические игры – заимствованные спортом методы психологического воздействия у психотерапии, психогимнастика;
игровые подходы в виде создания мнимой ситуации, ролевой игры, подвижной игры и т. д.
Таким образом, выявлена большая возможность применения современных подходов и методов воздействия в психологической подготовке в художественной гимнастике.
Развиваемые элементы | Названия игр и игровых заданий |
Внимание | «Волшебное слово», «Интроскоп», «Фокусировка» |
Восприятие | «Испорченный телефон», «Определи игрушку» (второй вариант) |
Наблюдательность | «Кто что сделал?», «Зеркало» |
Чёткость представлений | «Термометр», «Синестезии» |
Отчётливость ощущений | «Интроскоп», «Кирпич», «Зеркало» |
Мышление | «Картинки-загадки», «Определи игрушку» (первый вариант) |
Память | «Запомни движение», «Разведчики» |
Воображение | «Возьми и передай!», «Антивремя» |
Эмоциональность, раскованность, раскрепощённость | «Поссорились два петушка», «Скучно, скучно так сидеть», «Нарисуй свой страх» |
Произвольность | «Запрещённое движение» |
Выразительность | «Я не знаю» |
Самоконтроль | «Волшебное слово», «Заблудившийся рассказчик» |
Саморегуляция | «Восхождение», «Пульс», «Лабиринт» |
Мобилизация | «Конденсатор», «Восхождение» |
Концентрация | «Собака», «Раздумье» |
Расслабление | «Контраст», «Лесенка» |
Сосредоточенность | «Собака» |
Эмоциональная устойчивость и противостояние неблагоприятным воздействиям | «Поссорились два петушка», «Карусель» |
Снятие напряжённости и страхов | «Дракон кусает свой хвост», «Нарисуй свой страх», «Сочинение историй» |
Таблица 4 – Примерный годовой план-график программы игровой психологической подготовки групп тренировочного этапа (начальная специализация и углубленная специализация) по художественной гимнастике
Направление работы по развитию | Месяц, неделя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Внимания | + | | | + | | | | + | | | | | | | | | | | | + | | | | | + | | | | | + | | | | | | |
Восприятия | | + | | | | + | | | | | | | | + | | | | | | | + | | | | | + | | | | | | + | | | | |
Наблюдательности | + | | + | | | | | | | + | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Чёткости представлений | | + | | + | | | | + | | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | | + | | | | | | + | | |
Отчётливости ощущений | | | + | | + | | | | + | | | | | | | | + | | | | | | | + | | | | | + | | | + | | | | + |
Мышления | | | | | | + | | | | + | | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | | | | | + | | | |
Памяти | | + | | | | | + | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | + | | + | | | | | | + | | |
Воображения | | | + | | | | | + | | | | + | | | | + | | | | + | | + | | | | | | | + | | | | | | + | |
Эмоциональности | | | | | | + | | | + | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | + | | + | | | | | | + |
Произвольности | | | | | + | | + | | | + | | | | | | | | | | | | + | | | + | | | | | | + | | | + | | |
Выразительности | + | | + | | | | | | | | + | | | + | | | | | + | | | | | | | + | | | | + | | + | | | | |
Самоконтроля | | + | | | | | + | | + | | | + | | | + | | | | | + | | | | + | | | | | | | | | | | | |
Саморегуляции | | | + | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | + | | | | | + | | | | | | + | | + | | |
Продолжение таблицы 4
Мобилизации | | | | + | | | | | + | | + | | + | | | | + | | | | | + | | | | | | | | | | | | | + | + |
Концентрации | | | | | + | | | | | | | + | | + | | | | + | | | | | | | | | | + | | | | | | + | | |
Расслабления | | + | | + | | + | | + | | + | | + | | + | | + | | | | | + | | | | | + | | | | + | | | + | | | + |
Сосредоточенности | + | | | + | | | + | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | |
Эмоциональной устойчивости | | + | | | + | | | + | | | + | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | | + | | |
Снятие напряжённости и страхов | | | + | | | + | | | + | | | | | + | | | + | | | | | | | | | | | | + | | | + | | | + | |
программы психологической подготовки
Игра 1. «Запомни движение».
Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из четырёх действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Движения 1. Присесть – встать – поднять руки – опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собирают дождик»), повернуть ладони вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – оставить левую ногу – приставить левую ногу.
Движение 4. Присесть – встать – повернуть голову вправо – повернуть голову прямо.
Игра 2. «Испорченный телефон».
Цель игры. Развитие восприятия, памяти.
Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он её выдумывает сам).
Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребёнок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел… и т.д.
Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.
Замечание: позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть, расскажите про «испорченный телефон».
Игра 3. «Кто что сделал?».
Цель игры. Развитие наблюдательности, восприятия, памяти.
Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети – «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочерёдно показывают входящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.
Замечание: желательно игру проводить под фонограмму весёлой музыки.
Игра 4. «Зеркала».
Цель игры. Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встаёт в центр, а дети – полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т.д.
Водящему разрешается показывать разные движения.
Замечание: в роли водящего должны побывать все желающие дети.
Игра 5. «Разведчики».
Цель игры. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.
Процедура игры.
Вариант 1. Из группы детей выбираются «разведчики» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».
Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.
Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведёт отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел.
Игра 6. «Волшебное слово».
Цель игры. Развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Процедура игры.
Вариант 1. Дети и ведущий становится в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слова «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными..
Замечание: «волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1-5 движений.
Вариант 2. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (сделать песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.).
Замечание: если тот или иной ребенок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться всё реже и реже.
Игра 7. «Запрещённое движение».
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.
Игра 8. «Поссорились два петуха».
Цель игры. Развитие раскованности, самоконтроля.
Процедура игры. Звучит весёлая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.
Замечание: не разрешается, чтобы улары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
Игра 9. «Дракон кусает свой хвост».
Цель игры. Снятие напряжённости, невротических состояний, страхов.
Процедура игры. Звучит весёлая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг за друга за плечи. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.
Замечание:
Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.
Игра 10. «Скучно, скучно так сидеть».
Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Процедура игры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стулья, но их число на один меньше количества детей.
Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок: Скучно, скучно, так сидеть. Друг на друга всё глядеть; не пора ли пробежаться? И местами поменяться?
Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Замечание: не разрешайте детям бег раньше, чем кончится стишок.
Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго.
Игра 11. «Я не знаю».
Цель игры. Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей.
Процедура игры. Ведущий выбирает ребёнка-незнайку. О чём его ни спросит, он ничего не знает, дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Игра 12. «Возьми и передай!».
Цель игры. Развитие воображения.
Процедура игры. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжёлый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжёлый.
Игра 13. «Собака».
Цель игры. Развитие сосредоточенности и способности и концентрации.
Процедура игры. Все дети сидят на стульях полукругом. Ведущий задаёт ситуацию: «Вы – командиры, перед вами карта, и вы её сосредоточенно и внимательно изучаете!» Дети начинают играть в командиров.
Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперёд, указательный палец движется по воображаемой карте.
Игра 14. «Раздумье».
Цель игры. Укрепление способности к концентрации, успокоению.
Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей – «грибник» (пошёл в лес по грибы), а другие – лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»
Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди, смотрит перед собой (Роль грибника должен сыграть каждый ребёнок).
Игра 15. «Нарисуй свой страх».
Цель игры. Снятие страхов.
Процедура игры. Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «мой страх».
После того, как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок.
Игра 16. «Сочинение историй».
Цель игры. Снятие страхов. Процедура игры. Из группы детей выбирается ребёнок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребенка), другие дети – «зрители».
Ребёнок рассказывает свою историю. Затем её продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребёнком.
Затем предлагается продолжить историю ребенка, потом – опять ведущий и т. п. Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая ведущего, третий – третье и т. п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.
Игра 17. «Картинки-загадки».
Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать.
Тренер имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к тренеру и берет одну из картинок. Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
Игра 18. «Определи игрушку» (1вариант).
Цель игры. Развитие смысловой памяти и мышления.
Процедура игры. Каждый ребёнок приносит на игру какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минуты он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесённых игрушек.
Все игрушки, в том числе и игрушка – игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается выходящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного героя, а замещая его названием местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.
Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.
Игра 19. «Определи игрушку» (2 вариант).
Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Процедура игры. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зайка». Ребёнок прыгает, «грызёт морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать её, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно!» или «Неправильно!».
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребёнок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
Библиографический список
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 211 с.
Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Изд. 5-е, перераб. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 352 с.
Алексеев А.В. Система АГИМ путь к точности. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 128 с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 248 с.
Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30–66.
Виннер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики: метод. пособие. М.: Просвещение, 2012. 200 с.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития. СПб.: Питер, 2001. с. 56–79.
Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 448 с.
Годик М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988. 192 с.
Гуревич И.А. Физическая культура и здоровье. 300 соревновательно-игровых заданий: учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] // Минск: Вышэйшая школа. 2011. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=110086 (дата обращения 12.09.2013)
Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М.: Физкультура и здоровье, 1987. 63 с.
Ермолаева М.В., Худадов Н.А. Психографический анализ спортивной деятельности и классификация психических качеств, определяющих уровень выступлений на соревнованиях: метод. рекомендации. М.: ВНИИФК, 1983. 20 с.
Ефремова Т.Г. Использование статистических методов в исследовательской деятельности: учеб.-метод. пособие. Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2014. 40 с.
Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена: метод. пособие. М., 2009. 120 с.
Журавлев И.К. Новые исследования в педагогических науках. М., 1991.
Изотов Е.А. Ассоциативно-идеомоторный тренинг в подготовке кёрленгистов: дис. … канд. пед. наук / СПбНГУФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2009. 164 с.
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей. М.: Просвещение, 1988. 213 с.
Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 416 с.
Линдеман Х. Аутогенная тренировка [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/lindeman_hannes/autogennaya_trenirovka/read/ (дата обращения 05.08.2013)
Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986. 280 с.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. 349 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры. 3-е изд., прераб. и доп. М.: ФиС, 2008. 544 с.
Начинская С.В. Спортивная метрология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 240 с.
Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.
Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2013. 280 с.
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. 2-е изд., испр. / под ред. Ю.Д. Железняка. М.: Академия, 2005. 384 с.
Подвижные игры: учеб пособие для студентов вузов физ. культуры / под ред. И.М. Короткова. М.: Дивизион, 2009. 216 с.
Психологическое обеспечение подготовки юных гимнастов на этапе начального обучения. М., 1988. 20 с.
Психология спорта высших достижений: учеб. пособие для ИФК / под ред. А.В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. 144 с.
Родионов А.В. Влияние психологических фактов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. 112 с.
Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1973. 216 с.
Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. 182 с.
Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995. 64 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия / пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. 144 с.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
Соловьева И.А. Диагностический потенциал телесного образа Я в психотерапевтической работе // Бюллетень АТОП. М., 2010. № 12. С. 38–38.
Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М., 2010. 120 с.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Ю.М. Макарова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 272 с.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
Толковый словарь русского языка: в 4-х т. Т.2 / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель, 2000. С. 111.
Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152025/?frame=1#p28 (дата обращения 05.08.2013)
Фомина Н.А., Адрова Е.В. Интегрированное решение общеразвивающих, оздоровительных и учебно-тренировочных задач в процессе музыкально-двигательной подготовки девочек 6-7 лет на начальном этапе занятий художественной гимнастикой // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб., 2013. № 12 (94). С. 7–11.
Художественная гимнастика: учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, утверждённая Государственным комитетом по физической культуре и спорту СССР. М., 1991. 87 с.
Художественная гимнастика: учебник / под ред. Л.А. Карпенко. М., 2003. 382 с.
Художественная гимнастика: учебник для институтов физ. культ. / под ред. Т.С. Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 232 с.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
Юшина К.А., Юшин А.Б. Диагностика и развитие общей и базовой психомоторики художественных гимнасток 5-7 лет [Электронный ресурс] // Библиотека международной спортивной информации. 2009. 25 февраля. URL: http://bmsi.ru/doc/35a2dfae-1a16-4dec-842f-1a5b34ffa9b6 (дата обращения 12.09.2013)
Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. М.: Просвещение, 1977. 143 с.