«Осенний фестиваль знаний 2024»

Использование графов при решении задач

Презентация у уроку по теме графические информационные модели. Решение задач на слайдах с 8 по 16 появляется по щелчку мыши. Материал также будет полезен при подготовке к ОГЭ по информатике.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

9 класс Использование графов  при решении задач Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики, МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область 2018 г.

9 класс

Использование графов при решении задач

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

2018 г.

Что такое «Граф» Компьютерные сети Схема метрополитена Файловая система Графический редактор Генеалогическое древо

Что такое «Граф»

Компьютерные сети

Схема метрополитена

Файловая система

Графический редактор

Генеалогическое древо

Граф – это совокупность непустого множества вершин и связей между вершинами.  Кружки называются вершинами графа, линии со стрелками – дугами, без стрелок – ребрами.

Граф – это совокупность непустого множества вершин и связей между вершинами.

Кружки называются вершинами графа, линии со стрелками – дугами, без стрелок – ребрами.

Виды графов 1.  Ориентированный граф   (кратко  орграф ) — рёбрам которого присвоено направление. 2.  Неориентированный граф   - это граф, в котором нет направления линий. 3. Взвешенный граф   – дуги или ребра имеют вес (дополнительная информация)

Виды графов

1.  Ориентированный граф   (кратко  орграф ) — рёбрам которого присвоено направление.

2.  Неориентированный граф   - это граф, в котором нет направления линий.

3. Взвешенный граф   – дуги или ребра имеют вес (дополнительная информация)

Если в графе вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер, то такой граф называется ВЗВЕШЕННЫМ.

Если в графе вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер, то такой граф называется ВЗВЕШЕННЫМ.

Два варианта значения слова «граф» 1) удобная форма описания структур типа дорожной сети или сети передачи данных; 2) математический объект  G := (V, E) , где V — это непустое множество вершин,   E — множество ребер (пар вершин).

Два варианта значения слова «граф»

1) удобная форма описания структур типа дорожной сети или сети передачи данных;

2) математический объект

G := (V, E) ,

где V — это непустое множество вершин,

E — множество ребер (пар вершин).

Для описания графа часто используют квадратную таблицу, которая описывает все возможные связи между узлами (без учета дублирования) – матрицу. А А Б Б В 5 В 5 Г Г 8 11 11 8 3 3 7 7 ВЕСОВАЯ МАТРИЦА

Для описания графа часто используют квадратную таблицу, которая описывает все возможные связи между узлами (без учета дублирования) – матрицу.

А

А

Б

Б

В

5

В

5

Г

Г

8

11

11

8

3

3

7

7

ВЕСОВАЯ МАТРИЦА

Задача 1.

Задача 1.

Задача 2. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 3, 5, 7 при условии, что в записи числа не должно быть одинаковых цифр? 0 1 3 5 7 7 1 1 7 5 5 5 3 1 7 3 3 1 5 7 3 7 5 1 5 3 3 1 7 1 7 3 5 1 7 1 7 5 5 3 3  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Ответ: 24 числа

Задача 2.

Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью

цифр 1, 3, 5, 7 при условии, что в записи числа не должно

быть одинаковых цифр?

0

1

3

5

7

7

1

1

7

5

5

5

3

1

7

3

3

1

5

7

3

7

5

1

5

3

3

1

7

1

7

3

5

1

7

1

7

5

5

3

3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Ответ: 24 числа

Задача 3. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Ж? Б Д Ж А Г Е В 3. А-Б-Г-Ж 5. А-В-Б-Г-Д-Ж 7. А-В-Г-Д-Ж 9. А-В-Ж 1. А-Б-Д-Ж 4. А-В-Б-Д-Ж 6. А-В-Б-Г-Ж 8. А-В-Г-Ж 10. А-В-Е-Ж 2. А-Б-Г-Д-Ж Ответ: 10 путей

Задача 3.

На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Ж?

Б

Д

Ж

А

Г

Е

В

3. А-Б-Г-Ж

5. А-В-Б-Г-Д-Ж

7. А-В-Г-Д-Ж

9. А-В-Ж

1. А-Б-Д-Ж

4. А-В-Б-Д-Ж

6. А-В-Б-Г-Ж

8. А-В-Г-Ж

10. А-В-Е-Ж

2. А-Б-Г-Д-Ж

Ответ: 10 путей

Задача 4.

Задача 4.

Задача 3. У Наташи есть 2 конверта: обычный и авиа, и 3 марки: прямоугольная, квадратная и треугольная. Сколькими способами Наташа может выбрать конверт и марку, чтобы отправить письмо?

Задача 3.

У Наташи есть 2 конверта: обычный и авиа, и 3 марки: прямоугольная, квадратная и треугольная. Сколькими способами Наташа может выбрать конверт и марку, чтобы отправить письмо?

Задача 5. Решение: Обозначим ученых вершинами графа и проведем от каждой вершины линии к четырем другим вершинам. Получаем 10 линий, которые и будут считаться рукопожатиями.

Задача 5.

Решение: Обозначим ученых вершинами графа и проведем от каждой вершины линии к четырем другим вершинам. Получаем 10 линий, которые и будут считаться рукопожатиями.

Задача 6. Определить кратчайшее расстояние между наиболее удаленными друг от друга пунктами. А – В ? А А Б Б 5 В В 5 Г Г 8 11 11 8 3 3 7 7 А 5 8 Г Б 11 3 В Г 7 В 5+3+7 = 15

Задача 6.

Определить кратчайшее расстояние между наиболее удаленными друг от друга пунктами.

А – В ?

А

А

Б

Б

5

В

В

5

Г

Г

8

11

11

8

3

3

7

7

А

5

8

Г

Б

11

3

В

Г

7

В

5+3+7 = 15

Задача 7. 1. Определение вершины. 2. Построение графа. A 3 B,3 4 D,4 7 E,2 7 2 C,7 3 F,12 E,7 3 5 E,5 F,13 3 3. Ответ ABDEF=12 F,18

Задача 7.

1. Определение вершины.

2. Построение графа.

A

3

B,3

4

D,4

7

E,2

7

2

C,7

3

F,12

E,7

3

5

E,5

F,13

3

3. Ответ ABDEF=12

F,18

Задача 8.

Задача 8.

(Самостоятельно) Задача 9.

(Самостоятельно)

Задача 9.

Задача 10. (Самостоятельно)

Задача 10.

(Самостоятельно)

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее