Родительское собрание Искусство жить среди людей.
Подготовила: педагог – психолог Токенова Д.М.
Цель:
- помочь разобраться родителям в том, что не только одеть и накормить детей - обязанность взрослых;
- способствовать принятию родителями нравственно ценных идей воспитания детей.
- акцентировать внимание родителей на собственной личности, так как поступки взрослых - это программа поведения для ребёнка.
Круг радости
Семья - людей святой оплот.Проблемам и беде назло.
Надежду жить она дает,Семья дает поддержку нам,
Дает простор, дает тепло,Заботы делит пополам
Семья - это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди. те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Институт семьи в нашей стране уважают и считают главным в социализации детей. Социализация — становление личности, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно жить в обществе. Все это происходит через воспитание.
- Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело - радостным и интересным? Вы задавали себе вопрос: какие вы родители?
М.Швар:
Если вы - родители - Ласкатели, хвалители, Если вы - родители -Прощатели, любители. Если разрешители, Купители, дарители, Тогда вы не родители, А просто восхитители!
Какие вы родители?
А если вы
родители -Ворчатели, стыдители, А если вы - родители Ругатели, сердители, Гулять - неотпускатели, Собакозапретители, То, знаете, родители, Вы просто крокодители!
Тест
Ответы: Да, Отчасти, Иногда, Нет.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9. А «детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят проводить их «без взрослых»?
10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках на свежем воздухе?
14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет? Ключ:
Каждый ответ «Да» - 2 балла, «Отчасти», «Иногда» - 1 балл, «Нет» - 0
Менее 10 б. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать меры для их улучшения.
От 10 до 20 б. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
- Теперь вы сами оценили Ваши отношения с детьми.
Сегодня мы вместе с Вами определим основные правила успешного воспитания детей, используя Ваш опыт и опыт доктора Додсона.
Из заповедей
Нет годного на все случаи жизни правила, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Но есть наши с вами действия, которые противопоказаны любому ребенку без исключения. Речь о том, что родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться, чтобы в сознании
ребенка складывался положительный образ самого себя. Избегать надо всего, что разрушает этот положительный образ.
Конечно, я вынужден признать, что все родители (включая меня самого) время от времени все же пользуются этими недозволенными мерами. Иногда они прибегают к ним по собственному невежеству, иногда - в расстроенных чувствах. Однако я все же хочу перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто из моих читателей не пользовался ими хотя бы просто по невежеству.
Давайте помнить об этом:
Не унижай ребенка (жизнь без унижений).
Мы иногда запросто можем сказать сыну или дочери: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и т.д. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором сами мечтаем, чтобы из ребенка вышел.
Не угрожай (жизнь без угроз).
Мы иногда говорим: «Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь!» Или: «Если ты еще раз ударишь своего братика, я тебя так стукну!» Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Кроме того, угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет только в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны - от них поведение ребенка не улучшится.
Не вымогай обещаний.
Часто мы говорим: «Теперь пообещай, что так делать не будешь». Ребенок - не глупый, он конечно пообещает. А через полчаса он повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она не знает одного - обещания ничего не значат для маленького человека. Обещание, как и его сестра - угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово - это одно, а дело - совсем другое.
Конечно же, впадать в воспитательные крайности - это глупо. Надо доверять себе, своей интуиции и своему сердцу. А где взять уверенность в себе, в своей правоте? Чтс же, сердце, как кассовый аппарат, должно выдавать инструкции: «Здесь кнутом, а тут лучше пряником?»
И все же ответ существует. Наш внутренний советчик - наша собственная культура. (О прозвищах, всегда ли они обидны?Как поступать?)
Творческое задание. Дети советуют родителям.
Чаще всего мы даем советы своим детям. Но бывает и наоборот. Советы детей - не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, но еще и приглашение взрослых к дружбе, открытости и сотрудничеству. Прочитайте советы детей. Приведите примеры из истории вашего семейного воспитания. Какие советы детей вы будете использовать? Объясните свой ответ.
Heбалуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.
Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас, - не поддавайтесь на провокации, а то кто поручится, что позже я не попытаюсь достичь еще больших «побед»?
Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду, ничего плохого... Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.
Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.
Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь. А вот к умственному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь...
Обмен мнениями.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитать человека
Э. Асадов
Сколько написано в мире статейИ мудрости вдалбливать детям должно
И сколько прочитано лекций умныхС первых шагов, ну почти с нуля.
О том, как воспитывать нам детей,Всё верно, беда коли мало знаний.
Пытливых и добрых, смешных и шумных. И всё-таки в этом ли только зло?
Советы несутся со всех сторон:А что как успехов при воспитанье,
Пишут учёные, и писатели,Добиться не так уж и тяжело?!
И методисты, и воспитатели.Нет, беды не сами собой являются,
Пишут о строгости и о такте,Хотите вы этого, не хотите ли,
Что благо, а что для учёбы враг.И дети с пороками не рождаются,'
Твердят, что воспитывать надо так-то,А плюсов и минусов набираются
А вот по-иному нельзя никак!Всё чаще от мудрых своих родителей.
Тысячи мнений простых и сложных,Все ждут, чтоб горели глаза у ребят
Как разные курсы для корабля,Незамутненно, светло и ясно
О том, что любить надо осторожноИ детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна. Но много ли веры внушеньям этим? Ведь если родители сами лгут, На службе и дома, и там и тут, Лгут просто, как будто бы воду пьют, Откуда же взяться правдивым детям?! А совесть? Всегда ли она слышна? Ведь если мы, словно, играя в прятки, Ловчим иль порою хватаем взятки, Да всем нашим фразам, лишь грош цена. И кто будет верить словам о том, Что вреден табак и спиртное тоже, Коль взрослые тонут в дыму сплошном, И кто-то нарежется так вином, Что только у стенки стоять и может! А что до красот языка родного, То все хрестоматии - ерунда, Коль чадо от папочки дорогого Порой по наслышится вдруг такого, Что гаснут аж лампочки от стыда. Как быть? Да внушать можно, то и сё А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и всё
Быть родителем - значит пройти великую школу терпения. Удачи вам!