«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интересное о лингвистике

Урок обобщения и систематизации знаний по теме"Лингвистика".Развитие интереса к русскому языку-задача урока.Тип урока-путешествие.Технология:игровая форма

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Интересное о лингвистике»

( урок русского языка для 5-7 кл.)





Разработала:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска

Саратовской обл.»

Горелова Ирина Николаевна























Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лингвистика»;

  • развитие интереса к русскому языку;

  • совершенствование умений, связанных с использованием справочной и другой литературы по предмету.


Тип урока -путешествие.


Технология: на игровой основе.


Оборудование:

  • нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками: посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино;

  • репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», чёрный ящик, коробка с билетами;

  • высказывания о языке, музыкальное оформление.



Ход урока:

Звучит песня Красной шапочки «Если долго, долго…»

  1. Слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по дороге Лингвистика. Наш путь будет долгим, но, надеюсь, интересным для вас. А отправимся мы на дилижансе.

- Кто из вас знает, что такое дилижанс?


Ученик: Дилижанс- это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.


Учитель: Каждый из вас может поехать в это путешествие. Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан пункт следования. Итак , приготовились.

(Тема загадок – средства передвижения).


- Не летает, не жужжит- жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька, это дал завод ему: и огни глядят во тьму, и колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(Автомобиль).

- Братцы в гости снарядились, друг за друга зацепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок.

( Поезд, вагоны).

- Ясным утром вдоль дороги

-На траве блестит роса

- По дороге едут ноги

-И бегут два колеса.

-У загадки есть ответ.

-Это мой…

( Велосипед).

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я

Стал мне спорт родней и ближе

Кто помог мне в этом?...

(Лыжи).

Лежит брус во всю Русь.

А встанет- до неба достанет

(Дорога).

( Всего используется 12-14 загадок.

За каждый ответ выдаётся билет ).


Учитель: Небольшая разминка перед дальней дорогой закончена.

Посмотрите на свои билеты.

Первая остановка- Ономастика.

А кто знает, что такое ономастика?


Ученик: В языкознании есть особый раздел- Ономастика. Название он взял от греческого Onomastike - искусство давать имена: Антропонимы- собственные имена, относящиеся к людям; топонимы- географические названия; ойконимы- названия населенных пунктов; урбанонимы- названия внутригородских объектов (улиц, музеев) ; зоонимы- клички животных; хрононимы- собственные имена отрезков времени ( 8 Марта, День Победы, Новый год, Петровская эпоха, «Золотой век») и т.д.


Учитель: Сейчас покажут знания те «пассажиры», кто следует до этой станции. Итак, слушаем вопросы.

1.Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?

Ответ: фамилия- это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в XVI веке, когда фамилий на Руси ещё не было. Первые фамилии появились в России в конце XVI начале XVII веков.

  1. Фамилии образовывались по- разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца , Донской- жил на Дону. А как появилась фамилия Татаринов и Свистунов?

Ответы учащихся.

  1. Палиндромы- это слова- перевёртыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева- направо, так и справа- налево.

Ответы учащихся.

  1. Назовите строку о собаке и цветке- палиндром, составленную когда-то А.Фетом.

  2. Почему колумбами называют всех первооткрывателей в любой области?

  3. Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру учёных.

  4. Очень много мифологических и литературных собственных имён перешло в разряд нарицательных. Какие это имена? ( Римская башня счастья- Фортуна, Гипнос, Морфей).


- Молодцы, ребята. Вы показали хорошие знания в этой области.

А сейчас вопросы задаются тем, кто следует до города Фразеологизм.

Ваша задача: вычленить в предложениях фразеологизм и объяснить его.

  1. «Да как вы с ним жить можете, когда он вас чуть на тот свет не отправил?»

(чуть не убил) (Д.Фонвизин «Бригадир»)

  1. «Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел прилетел, захотел- улетел…»

( самостоятельный) (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

  1. «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык.»

(помолчи) (А.Фадеев «Молодая гвардия»)

  1. «Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам.»

(удивлялась) (А.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

  1. «Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг.»

(полная темень) (А.Твардовский «Василий Тёркин»)

  1. «Все требуют машин, а у него их с гулькин нос»

(очень мало) (А.Иванов «Тени исчезают в полдень»)

  1. «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять»

(лениться) (В.Шишкин «Угрюм-река»)


Учитель: Наша следующая остановка- посёлок Диалект.

Как вы объясните значение слова «диалект»?

Ответы учащихся.

(

Учитель: Есть такая русская пословица «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.

Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажите его диалектный вариант.

Говорить- сказывать, балакать, баять, гутарить, бахорить.

Дом- изба, хоромы, хата, курень.

Иней- куржак, куртевень.

Дорога- большак, тракт, шляхт, зимняк, стежка, объездок.

- А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»?

( ответы учащихся)

Учитель: Внимание, пассажиры! Село Краснословие ждёт вас! На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, песнях.

«Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь ,оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло…»

(Из книги В. Белова «Лад»)

  1. Назовите сказки, где есть волшебный конь?

  2. Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

  3. Объясните поговорки:

душа в пятки ушла;

своя рука- владыка;

мелким бесом рассыплется;

будь как дома;

по заслугам и честь;

у лжи короткие ноги.

-Объясните, что означает слово «былина».

-Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор картины «Богатыри»?

-Какие произведения по былинным сюжетам вам известны?

-Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?

-Назовите имя прославленного воина-богатыря, который дважды одерживал победу в схватках с огненным змеем?

( ответы учащихся)


Учитель: А сейчас у вас будет возможность проявить себя в знании обрядовых песен. Я читаю вам начало строчки, а вы её заканчиваете.

  1. Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки….(хвост).

  2. Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб , соль, пшеница. С кем ты хочешь… ( поделиться).

  3. Не плачь - дам калач. Не вой- дам другой, не реви- дам …(три).

  4. Радуга- дуга, не давай дождя, давай солнышка… (колоколнышка).


Учитель: Вот мы и доехали до деревни Подумайкино. Язык разум открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык и могуч! Следующие задания помогут нам увидеть необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

  1. В языках разных народов много заимствованных слов. Например, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмарте на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: « 30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые своё прославленное «Быстро!», таким образом родился предшественник французских маленьких кафе. Как они называются?»

(бистро- bistro).

  1. Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42?

(согласных букв 21, согласных звуков- 36, гласных букв 10, гласных звуков-6).

  1. Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же - в дневнике я и в журнале.

(Оценка).

  1. Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему её так зовут?

( Греческое orthos- правильный и epos- речь; раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение).

  1. Ребята, вспомните, что такое омонимы? Зная определение омонимов, определите, что лежит в чёрном ящике.

-Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же прикосновении.

(В ящике девичья коса).

-Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название- Хрустальный ключ.

(В ящике ключ от замка).

-Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером.

(В ящике репчатый лук).

Учитель: Итак, наше путешествие по дороге Лингвистика подходит к концу. Нелёгким оно было. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть. Для начала мои помощники расскажут вам интересные факты о языке.

(Сообщение учащихся – 3 человека).

Итог урока

Учитель: Наш язык богат и могуч. Многие известные поэты и писатели, политические деятели, художники и музыканты с восхищением отзывались о русском языке.

Хочется поговорить с вами о «засорении» языка. Следите за тем, как и что вы говорите. Не забывайте о словах великого Сумарокова: «Восприятие чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка».

Сегодня на нашем уроке каждый из вас попробовал свои силы и знания в русском языке. Хочется, чтобы все вы могли говорить красиво и выразительно. Чтобы слушая речь любого из нас, можно было восхититься так, как когда-то это сделал Н.В. Гоголь:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.»

Дома: написать сочинение- миниатюру о русском языке. Тему формулирует сам учащийся.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее