10
Интеллектуальная игра
5-6 классы
Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Люди играют, начиная с младенческого возраста и до старости. Есть игры спортивные, деловые, творческие, сюжетно-ролевые, интеллектуальные и др.
Представление жюри
Жюри у нас эрудированное, строгое, принципиальное, справедливое.
Вопросы к членам жюри:
-Как вы относитесь к лести?
-Любите ли вы подарки, гостинцы?
-Основная черта вашего характера?
-Ваше любимое занятие?
Команды
Команды – по классам 6 а, 6 б и 5.
Названия команд.
Капитаны.
Блиц-турнир
1 команда
1. Утренняя еда /завтрак/
2. Сушеные ягоды винограда /изюм/
3. Кольцо с драгоценным камнем /перстень/
4. Участок суши, со всех сторон окруженный водой /остров/
5. Суп из рыбы /уха/
6. Волосы над верхней губой /усы/
7. Полосатая дикая лошадь /зебра/
8. Окаменевшая смола древних хвойных деревьев /янтарь/
9. Розовато-красноватый цвет лица, щеки /румянец/
10. Аппарат для уборки помещения, чистки ковров /пылесос/
11. Специальный ящик для содержания пчел /улей/
12. Замерзшая и затвердевшая вода /лед/
13. Помещение для хранения сена /сеновал/
14. Задняя часть ступни /пятка/
15. То же, что студень /холодец/
16. Длинная игла для вязания /спица/
17. Мастер, который шьет и чинит обувь /сапожник/
18. То же, что репейник /лопух/
2 команда
1. Небольшая ручная зимняя повозка на полозьях /санки/
2. Рыба со змеевидным телом /угорь/
3. Белый хлеб продолговатой формы /батон/
4. Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами /туман/
5. Внутренняя сторона кисти руки /ладонь/
6. То же, что чучело /пугало/
7. Площадка для бокса /ринг/
8. Будка для собаки /конура/
9. Специально оборудованный участок для конных скачек и бегов /ипподром/
10. Врач, специалист по глазным болезням /окулист/
11. Мячик с перьями /волан/
12. Приспособление для увеличения скорости плавания человека /ласты/
13. Парк с водными аттракционами, бассейнами, водяными горками /аквапарк/
14. Большая круглая площадка посредине цирка, на ней даются представления /арена/
15. Вооруженные силы государства /армия/
16. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями /береза/
17. Суп со свеклой и другими овощами /борщ/
3 команда
1. Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром, икрой и др. /бутерброд/
2. То же, что живот /пузо/
3. Украшение, продеваемое в мочку уха /серьга/
4. Третий день недели /среда/
5. Начальный момент спортивного состязания /старт/
6. Стадо лошадей /табун/
7. Площадка для игры в теннис /корт/
8. Краткий перерыв между действиями спектакля или концерта /антракт/
9. Высокоодаренный ребенок /вундеркинд/
10. Большая толстая баранка /бублик/
11. То же, что глаз /око/
12. Водный источник, текущий, бьющий из глубины земли /родник/
13. Плавучая льдина огромных размеров («Титаник» погиб от столкновения с ней) /айсберг/
14. Туго натянутая сетка для прыжков-подскоков /батут/
15. Начальный момент спортивного соревнования /старт/
16. То же, что сито /решето/
17. Решение суда после слушания дела /приговор/
География, естествознание
-Назовите все цветные моря /Белое, Черное, Красное, Желтое/
-Какое озеро самое глубокое в мире /Байкал. В нем берет свое начало река Ангара/
-Какой континент не имеет рек /Антарктида, почти вся территория этого континента покрыта мощным ледниковым покровом/
-Название какого города говорит, что он сердитый /Грозный/
-Париж стоит на реке /Сена/
-Лондон стоит на реке /Темза/
-На каком материке нет рек /Антарктида/
-Столица этого государства Токио /Япония/
-Место, где начинается река /исток/
-Путешествие по круговому маршруту называется /круиз/
-Назовите высочайшую горную вершину на Земле. /Эверест, 8848 м над уровнем моря/
-Место в пустыне, где есть вода /оазис/
-Мадагаскар – это /остров/
-Самая близкая к Солнцу планета – это /Меркурий/
- Почему планета Марс получила свое название в честь древнеримского бога войны /планета красноватая, напоминает своим цветом огонь и кровь/
-Назовите самую длинную и многоводную реку в Европе, которая протекает, не пересекая границ одного государства – Российской Федерации /Волга/
-Где стоит палатка, у которой все 4 окна выходят на юг /на Северном полюсе/
-Самый большой материк планеты /Евразия/
-Самый маленький, самый сухой, самый малонаселенный материк, где «кролики страшней, чем наводнение» /Австралия/
-Почему Тихий океан назван Тихим и кто его так назвал /Магеллан, т.к. пока он плыл – не было ни одного шторма/
-Сколько букв в названии самого длинношеего животного /жираф, 5 букв/
-Какой зверь очень любит малину /медведь/
-какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях /белка/
-Птенцы какой птицы не знают своей матери /кукушата/
-Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки /они помогают переварить зерна, при сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок с камешками заменяет курице зубы./
-Растет ли дерево зимой /нет, его рост замирает/
-Единственная птица, способная летать задом наперед, это самая маленькая птичка в мире /колибри/
-Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки /Колючки и шипы – это приспособления, которые позволяют им экономно расходовать влагу/
-Рыбка, из которой делают шпроты /килька/
-Какая порода собак переводится с английского просто как СОБАКА /дог/
-Эти южноамериканские рыбки очень быстро могут превратить любого в обглоданный скелет /пираньи/
-Какой зверь самый быстрый на земле /гепард, 120км/час/
-Самая крупная нелетающая птица /страус/
-Закрывают ли рыбы глаза, когда спят /нет, у них нет век/
-У какой рыбы оба глаза на боку /у камбалы/
-Кто носит ношу тяжелее себя /муравей
-Почему ласточки перед дождем низко летают /они ловят насекомых, которых холодным воздухом прибивает к земле/
-Умеют ли слоны плавать / да и очень хорошо, могут также погружаться под воду, выставляя над поверхностью конец хобота/
-Что значит «волка ноги кормят» /волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее/
-Когда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору /в гору, т.к. у зайца передние ноги короткие, а задние – длинные, с горы он летит через голову/
-Банан достигает 10м, имеет ствол толщиной до 1м. Но это не дерево, а /трава\
-Какой гриб растет под землей и ищут его натренированные свиньи и собаки /трюфель/
-Из какого дерева делают спички. Оно считается лучшим «спичечным деревом». Ее древесина легко расщепляется на ровные тонкие палочки, легко воспламеняется, горит ровным пламенем, не коптит. Подсказка: у этого дерева листочки дрожат при малейшем ветерке. /Осина/
Каких животных дрессирует Юрий Куклачев /кошек/
История
-История знает случаи, когда находили детей, вскормленных зверями (волки), но эти дети не умели говорить , бегали на четвереньках, ели без помощи рук. Почему? /Человеком можно стать только живя в обществе людей/
-Как общались люди, когда у них не было письменности /язык жестов, язык барабанов, язык дыма, язык рисунков – пиктография, узелковое письмо/
-Как называлось народное собрание в Древней Руси /вече /
-Какой город древнее Москва или Санкт-Петербург /Москва – 1147г., С-Петербург -1703г. /
-Какой путешественник открыл континент, названный Америкой, в каком веке /Христафор Колумб 12 октября 1492г. /
-Как называли древнего русского воина /ратник/
-Создатели славянской азбуки в 9 веке /Кирилл и Мефодий /
-Где установлен памятник с надписью «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия» /в Москве, на Красной площади /
-Назовите японские города, которые стали жертвой атомной бомбардировки в 1945г. /6 августа – Хирасима, 9 августа – Нагасаки /
Литература
-Кем приходится Чук Геку /братом /
-Как звали трех богатырей русской земли /Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич /
-Шарль Перро по национальности /француз /
-Во что превратились в полночь карета Золушки, кучер /в тыкву, в крысу /
-Главное качество оловянного солдатика из сказки Андерсена /стойкость/
-Этот герой провел на необитаемом острове 28 лет, он назвал свой остров островом отчаяния /Робинзон Крузо/
-Какое слово должен был выложить из льдинок Кай, сказка Андерсена «Снежная королева» /вечность/
-Какой герой потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. /Гулливер Д.Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»/
-Кто говорил такие волшебные слова «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» /Девочка Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик»/
-В кого превращался князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» /в комара, муху, шмеля/
-Какие волшебные вещи появились у девочки Элли из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» /серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свисточек/
-На чем совершили свое необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс /на яхте «Беда» А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»/
-Назовите друзей Маугли /пантера Багира, медведь Балу, питон Каа Р.Киплинг «Маугли»/
-Кто из литературных героев побывал в Королевстве кривых зеркал /Оля и Яло. В.Губарев «Королевство кривых зеркал»/
-Кто полетел с дикими гусями в Лапландию /Нильс Хольгерсон С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»/
-Он был ростом с небольшой огурец и жил со своими друзьями-коротышками в Цветочном городе. Кто это? /Незнайка. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»/
-Кто из литературных героев жил в стране, которой правил принц Лимон /Чиполлино и его друзья. Д.Родари «Приключения Чиполлино»/
-В кого превращается Петя Зубов в сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» /в старика/
-Как звали корову, которую купил кот Матроскин /Мурка Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»/
Пословицы, поговорки, скороговорки
-Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Шесть мышат в шалаше шуршат
Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать
Бобры храбры, для бобрят добры
Купи кипу пик
Идет с козой косой козел
Полпогреба репы, полколпака гороху
Осип охрип, а Архип осип
Щетина у чушки, чешуя у щучки
Пойду в лес по рябую корову
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку и Ларькину жену
Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки
У Кузи Кузина –Кузинина Зина
Ерш, пескарь, осетр, севрюга рады повстречать друг друга
-Назвать пословицы и поговорки, в которых есть цифра 7:
7 раз отмерь, один раз отрежь
Семеро одного не ждут
7 бед - один ответ
7 пятниц на неделе
Один с сошкой, семеро с ложкой
Седьмая вода на киселе
7футов под килем
На 7 небе
За семью морями
7 пядей во лбу
7 верст до небес и все лесом
У 7 нянек дитя без глазу
-Нарисованные пословицы
-Продолжи пословицу:
Не рой яму ближнему…/сам туда попадешь/
Не плюй в колодец…/пригодится воды напиться/
Без труда…/не выловишь рыбку из пруда/
Старый друг…/лучше новых двух/
Грамоте учиться…/всегда пригодится/
Аппетит приходит …/во время еды/
Волкрв бояться…/в лес не ходить/
Как аукнется…/так и откликнется/
Назвался груздем…/полезай в кузов/
Долог день до вечера…/коли делать нечего/
Мифология
-Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов /Геракл/
-Крылатый конь Зевса – символ поэтического вдохновения /Пегас/
-Цветок, названный в честь самовлюбленного юноши, превращенного богами в растение /Нарцисс/
-Как звали неуязвимого воина, погибшего от отравленной стреляя, попавшей ему в пятку /Ахилл или Ахиллес/
-Какова протяженность марафонской дистанции - 42м 195см. 12 сентября 490 года до н.э. на равнине у города Марафон встретились греческие и персидские войска. Семь дней они без боя стояли друг против друга, затем греки завязали бой и победили. Самый быстроногий греческий воин был послан в Афины, чтобы сообщить о победе. В Афинах он произнес «Радуйтесь, греки, мы победили!». Сердце его не выдержало, и он умер, а в память о нем осталась дистанция в 42 км 195метров, на которой соревнуются самые выносливые бегуны/
-Когда в Древней Греции никто не воевал /во время Олимпийских игр/
-Легенда об этом мифическом существе создана под влиянием рассказов об одном фессалийском племени, никогда не слезавшем с коней. Кто этот лесной демон, получеловек, полулошадь /кентавр/
-Назовите чудовище с туловищем человек и головой быка, жившее в построенном для него лабиринте /Минотавр/
-Объясните значение фразеологизмов:
сизифов труд – тяжелая, бесконечная и безрезультативная работа
авгиевы конюшни – сильно засоренное и загрязненное, захламленное место
ахиллесова пята – наиболее уязвимое место у кого-то
Вопросы на смекалку
-Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько часов будет спать профессор /1 час/
-Сколько месяцев в году, кроме летних /9/
-Задних и передних лап у утки /всего 2/
-Сколько шагов в минуту делает воробей /он скачет/
-Из-за забора видны 6 пар лошадиных ног, сколько там животных /3лошади/
-Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Сколько глаз смотрело на репку /12/
-Когда сутки короче, зимой или летом /одинаково/
-Кто ходит вниз головой, хотя и на ногах /муха/
-Как правильно сказать «У рыб нет зуб» или «У рыбов нет зубов» /у рыб есть зубы!/
-Идет электропоезд со скоростью 60км/час, по ходу поезда дует ветер со скоростью 40км/час. В какую сторону идет дым? /у электропоезда дыма нет/
-Горело 7 свечей, две погасли, сколько осталось? /2/
-Летело 3 страуса, один упал, сколько осталось?/страусы не летают/
-Как далеко можно зайти в лес /до середины, далее – из леса/
-Каким гребнем не расчешешь волосы /петушиным/
-Кто может одной рукой остановить мчащийся автомобиль /инспектор ГАИ/
-Когда лошадь покупают, какой она бывает? /мокрой/
-Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля /когда он в нем находится/
-Что имеет голову, но не имеет мозгов /сыр, лук, чеснок, спичка/
-Что произошло 31 февраля /ничего, 31 февраля не бывает/
-За чем во рту язык / за зубами/
-Название какой реки у тебя во рту /Десна/
-Как можно пронести воду в решете /заморозить/
-Без чего не испечешь хлеб /без корки/
-В корзине 100 яиц, а дно упало, сколько осталось /ни одного/
-О чем идет речь: -Это черная? –Нет, красная? –А почему белая? –Потому что зеленая. /смородина/
-Когда черной кошке легче всего пробраться в дом /когда дверь открыта/
-Как написать слово мышеловка пятью буквами /кошка/
-Угадайте названия произведений, им придан противоположный смысл:
Зеленый беретик – Мышь босиком – Кот в сапогах
Петушок бесцветный – Курочка Ряба
Девочка с ладошку – Мальчик с пальчик
Кто есть кто
-Самуил Маршак / поэт/
-Петр Чайковский / композитор/
-Михаил Врубель /художник/
-Сергей Павлович Королев /конструктор в области кораблестроения и космонавтики/
-Майя Плисецкая /балерина/
-Эдуард Успенский /писатель/
-Крамник /чемпион мира по шахматам/
-Алесандр Мостовой /футболист/
-Фернан Магеллан /путешественник/
-Дмитрий Менделеев /химик/
-Наполеон 1 /французский император/
-Исаак Ньютон /английский математик, физик/
-Александр Васильевич Суворов /полководец/
-Корней Иванович Чуковский /детский писатель/
-Джорж Буш /американский президент/
-Татьяна Николаевна Ротенкова /директор лицея/
Конкурс капитанов
Капитаны должны много знать
Блиц для капитанов:
-баклажан – овощ
-рис – крупа
-барс – животное
-изюм – сушеный виноград
-бархат – ткань
-акация – дерево
-лимонад – напиток
- зима – время года
- скарлатина – болезнь
-шкаф – мебель
-фисташки – орехи
-фламинго – птица
-арфа – музыкальный инструмент
-кадриль – танец
-черника – ягода
-ситец – ткань
-цианистый калий - яд
-харчо – суп
-орхидея – цветок
- лаваш – хлеб
-курага – сушеные абрикосы
-астма – болезнь
-мушкет – старинное оружие
-кулич – сдобный хлеб к Пасхе
-латы – металлические доспехи, броня
-палтус – рыба
альбатрос – птица
-крекер – сухое печенье
-арахис – земляной орех
-мальва – цветок
-маузер – пистолет
-прусак – рыжий таракан
Капитан должен быть доброжелательным
Передавая шарик, говорят друг другу комплименты (только прилагательные)
Капитаны должны четко отдавать команды. Сказать скороговорки:
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет
Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора
Капитаны должны быть находчивыми
Капитанам вручаются: карандаш, листок бумаги, носовой платок.
Как можно использовать эти предметы, кроме прямого назначения?
Капитаны должны быть мудрыми. Продолжи изречение:
Чтобы иметь друзей, надо…
Нельзя прожить без…
Чтобы не ссорится, нужно…
Когда я смотрю на себя в зеркало, я…
Самое главное в жизни…
Музыка нужна, чтобы…
Капитаны и команда должны хорошо понимать друг друга
Капитан изображает животных: слон, хомяк, обезьяна
Литературных героев: Чебурашка, Вини Пух, Буратино
Номинации:
-самый знающий, самый эрудированный
-самый активный
-давший больше всех правильных ответов