«Осенний фестиваль знаний 2024»

Интеллектуальная игра

В данной работе представлены интеллектуальные вопросы и задания, которые охватывают многие учебные предметы: русский язык, истрию, географию, литературу.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

10



Интеллектуальная игра

5-6 классы

Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Люди играют, начиная с младенческого возраста и до старости. Есть игры спортивные, деловые, творческие, сюжетно-ролевые, интеллектуальные и др.


  1. Представление жюри

Жюри у нас эрудированное, строгое, принципиальное, справедливое.

Вопросы к членам жюри:

-Как вы относитесь к лести?

-Любите ли вы подарки, гостинцы?

-Основная черта вашего характера?

-Ваше любимое занятие?


  1. Команды

Команды – по классам 6 а, 6 б и 5.

Названия команд.

Капитаны.


Блиц-турнир

1 команда

1. Утренняя еда /завтрак/

2. Сушеные ягоды винограда /изюм/

3. Кольцо с драгоценным камнем /перстень/

4. Участок суши, со всех сторон окруженный водой /остров/

5. Суп из рыбы /уха/

6. Волосы над верхней губой /усы/

7. Полосатая дикая лошадь /зебра/

8. Окаменевшая смола древних хвойных деревьев /янтарь/

9. Розовато-красноватый цвет лица, щеки /румянец/

10. Аппарат для уборки помещения, чистки ковров /пылесос/

11. Специальный ящик для содержания пчел /улей/

12. Замерзшая и затвердевшая вода /лед/

13. Помещение для хранения сена /сеновал/

14. Задняя часть ступни /пятка/

15. То же, что студень /холодец/

16. Длинная игла для вязания /спица/

17. Мастер, который шьет и чинит обувь /сапожник/

18. То же, что репейник /лопух/


2 команда

1. Небольшая ручная зимняя повозка на полозьях /санки/

2. Рыба со змеевидным телом /угорь/

3. Белый хлеб продолговатой формы /батон/

4. Непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами /туман/

5. Внутренняя сторона кисти руки /ладонь/

6. То же, что чучело /пугало/

7. Площадка для бокса /ринг/

8. Будка для собаки /конура/

9. Специально оборудованный участок для конных скачек и бегов /ипподром/

10. Врач, специалист по глазным болезням /окулист/

11. Мячик с перьями /волан/

12. Приспособление для увеличения скорости плавания человека /ласты/

13. Парк с водными аттракционами, бассейнами, водяными горками /аквапарк/

14. Большая круглая площадка посредине цирка, на ней даются представления /арена/

15. Вооруженные силы государства /армия/

16. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями /береза/

17. Суп со свеклой и другими овощами /борщ/


3 команда

1. Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром, икрой и др. /бутерброд/

2. То же, что живот /пузо/

3. Украшение, продеваемое в мочку уха /серьга/

4. Третий день недели /среда/

5. Начальный момент спортивного состязания /старт/

6. Стадо лошадей /табун/

7. Площадка для игры в теннис /корт/

8. Краткий перерыв между действиями спектакля или концерта /антракт/

9. Высокоодаренный ребенок /вундеркинд/

10. Большая толстая баранка /бублик/

11. То же, что глаз /око/

12. Водный источник, текущий, бьющий из глубины земли /родник/

13. Плавучая льдина огромных размеров («Титаник» погиб от столкновения с ней) /айсберг/

14. Туго натянутая сетка для прыжков-подскоков /батут/

15. Начальный момент спортивного соревнования /старт/

16. То же, что сито /решето/

17. Решение суда после слушания дела /приговор/



География, естествознание

-Назовите все цветные моря /Белое, Черное, Красное, Желтое/

-Какое озеро самое глубокое в мире /Байкал. В нем берет свое начало река Ангара/

-Какой континент не имеет рек /Антарктида, почти вся территория этого континента покрыта мощным ледниковым покровом/

-Название какого города говорит, что он сердитый /Грозный/

-Париж стоит на реке /Сена/

-Лондон стоит на реке /Темза/

-На каком материке нет рек /Антарктида/

-Столица этого государства Токио /Япония/

-Место, где начинается река /исток/

-Путешествие по круговому маршруту называется /круиз/

-Назовите высочайшую горную вершину на Земле. /Эверест, 8848 м над уровнем моря/

-Место в пустыне, где есть вода /оазис/

-Мадагаскар – это /остров/

-Самая близкая к Солнцу планета – это /Меркурий/

- Почему планета Марс получила свое название в честь древнеримского бога войны /планета красноватая, напоминает своим цветом огонь и кровь/

-Назовите самую длинную и многоводную реку в Европе, которая протекает, не пересекая границ одного государства – Российской Федерации /Волга/

-Где стоит палатка, у которой все 4 окна выходят на юг /на Северном полюсе/

-Самый большой материк планеты /Евразия/

-Самый маленький, самый сухой, самый малонаселенный материк, где «кролики страшней, чем наводнение» /Австралия/

-Почему Тихий океан назван Тихим и кто его так назвал /Магеллан, т.к. пока он плыл – не было ни одного шторма/


-Сколько букв в названии самого длинношеего животного /жираф, 5 букв/

-Какой зверь очень любит малину /медведь/

-какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях /белка/

-Птенцы какой птицы не знают своей матери /кукушата/

-Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки /они помогают переварить зерна, при сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок с камешками заменяет курице зубы./

-Растет ли дерево зимой /нет, его рост замирает/

-Единственная птица, способная летать задом наперед, это самая маленькая птичка в мире /колибри/

-Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки /Колючки и шипы – это приспособления, которые позволяют им экономно расходовать влагу/

-Рыбка, из которой делают шпроты /килька/

-Какая порода собак переводится с английского просто как СОБАКА /дог/

-Эти южноамериканские рыбки очень быстро могут превратить любого в обглоданный скелет /пираньи/

-Какой зверь самый быстрый на земле /гепард, 120км/час/

-Самая крупная нелетающая птица /страус/

-Закрывают ли рыбы глаза, когда спят /нет, у них нет век/

-У какой рыбы оба глаза на боку /у камбалы/

-Кто носит ношу тяжелее себя /муравей

-Почему ласточки перед дождем низко летают /они ловят насекомых, которых холодным воздухом прибивает к земле/

-Умеют ли слоны плавать / да и очень хорошо, могут также погружаться под воду, выставляя над поверхностью конец хобота/

-Что значит «волка ноги кормят» /волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее/

-Когда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору /в гору, т.к. у зайца передние ноги короткие, а задние – длинные, с горы он летит через голову/

-Банан достигает 10м, имеет ствол толщиной до 1м. Но это не дерево, а /трава\

-Какой гриб растет под землей и ищут его натренированные свиньи и собаки /трюфель/

-Из какого дерева делают спички. Оно считается лучшим «спичечным деревом». Ее древесина легко расщепляется на ровные тонкие палочки, легко воспламеняется, горит ровным пламенем, не коптит. Подсказка: у этого дерева листочки дрожат при малейшем ветерке. /Осина/

Каких животных дрессирует Юрий Куклачев /кошек/



История

-История знает случаи, когда находили детей, вскормленных зверями (волки), но эти дети не умели говорить , бегали на четвереньках, ели без помощи рук. Почему? /Человеком можно стать только живя в обществе людей/

-Как общались люди, когда у них не было письменности /язык жестов, язык барабанов, язык дыма, язык рисунков – пиктография, узелковое письмо/

-Как называлось народное собрание в Древней Руси /вече /

-Какой город древнее Москва или Санкт-Петербург /Москва – 1147г., С-Петербург -1703г. /

-Какой путешественник открыл континент, названный Америкой, в каком веке /Христафор Колумб 12 октября 1492г. /

-Как называли древнего русского воина /ратник/

-Создатели славянской азбуки в 9 веке /Кирилл и Мефодий /

-Где установлен памятник с надписью «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия» /в Москве, на Красной площади /

-Назовите японские города, которые стали жертвой атомной бомбардировки в 1945г. /6 августа – Хирасима, 9 августа – Нагасаки /





Литература

-Кем приходится Чук Геку /братом /

-Как звали трех богатырей русской земли /Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич /

-Шарль Перро по национальности /француз /

-Во что превратились в полночь карета Золушки, кучер /в тыкву, в крысу /

-Главное качество оловянного солдатика из сказки Андерсена /стойкость/

-Этот герой провел на необитаемом острове 28 лет, он назвал свой остров островом отчаяния /Робинзон Крузо/

-Какое слово должен был выложить из льдинок Кай, сказка Андерсена «Снежная королева» /вечность/

-Какой герой потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. /Гулливер Д.Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»/

-Кто говорил такие волшебные слова «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» /Девочка Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик»/

-В кого превращался князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» /в комара, муху, шмеля/

-Какие волшебные вещи появились у девочки Элли из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» /серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свисточек/

-На чем совершили свое необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс /на яхте «Беда» А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»/

-Назовите друзей Маугли /пантера Багира, медведь Балу, питон Каа Р.Киплинг «Маугли»/

-Кто из литературных героев побывал в Королевстве кривых зеркал /Оля и Яло. В.Губарев «Королевство кривых зеркал»/

-Кто полетел с дикими гусями в Лапландию /Нильс Хольгерсон С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»/

-Он был ростом с небольшой огурец и жил со своими друзьями-коротышками в Цветочном городе. Кто это? /Незнайка. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»/

-Кто из литературных героев жил в стране, которой правил принц Лимон /Чиполлино и его друзья. Д.Родари «Приключения Чиполлино»/

-В кого превращается Петя Зубов в сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» /в старика/

-Как звали корову, которую купил кот Матроскин /Мурка Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»/


Пословицы, поговорки, скороговорки

-Скороговорки


Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Шесть мышат в шалаше шуршат

Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать

Бобры храбры, для бобрят добры

Купи кипу пик

Идет с козой косой козел

Полпогреба репы, полколпака гороху

Осип охрип, а Архип осип

Щетина у чушки, чешуя у щучки

Пойду в лес по рябую корову

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку и Ларькину жену

Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки

У Кузи Кузина –Кузинина Зина

Ерш, пескарь, осетр, севрюга рады повстречать друг друга


-Назвать пословицы и поговорки, в которых есть цифра 7:

7 раз отмерь, один раз отрежь

Семеро одного не ждут

7 бед - один ответ

7 пятниц на неделе

Один с сошкой, семеро с ложкой

Седьмая вода на киселе

7футов под килем

На 7 небе

За семью морями

7 пядей во лбу

7 верст до небес и все лесом

У 7 нянек дитя без глазу


-Нарисованные пословицы


-Продолжи пословицу:

Не рой яму ближнему…/сам туда попадешь/

Не плюй в колодец…/пригодится воды напиться/

Без труда…/не выловишь рыбку из пруда/

Старый друг…/лучше новых двух/

Грамоте учиться…/всегда пригодится/

Аппетит приходит …/во время еды/

Волкрв бояться…/в лес не ходить/

Как аукнется…/так и откликнется/

Назвался груздем…/полезай в кузов/

Долог день до вечера…/коли делать нечего/



Мифология

-Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов /Геракл/

-Крылатый конь Зевса – символ поэтического вдохновения /Пегас/

-Цветок, названный в честь самовлюбленного юноши, превращенного богами в растение /Нарцисс/

-Как звали неуязвимого воина, погибшего от отравленной стреляя, попавшей ему в пятку /Ахилл или Ахиллес/

-Какова протяженность марафонской дистанции - 42м 195см. 12 сентября 490 года до н.э. на равнине у города Марафон встретились греческие и персидские войска. Семь дней они без боя стояли друг против друга, затем греки завязали бой и победили. Самый быстроногий греческий воин был послан в Афины, чтобы сообщить о победе. В Афинах он произнес «Радуйтесь, греки, мы победили!». Сердце его не выдержало, и он умер, а в память о нем осталась дистанция в 42 км 195метров, на которой соревнуются самые выносливые бегуны/

-Когда в Древней Греции никто не воевал /во время Олимпийских игр/

-Легенда об этом мифическом существе создана под влиянием рассказов об одном фессалийском племени, никогда не слезавшем с коней. Кто этот лесной демон, получеловек, полулошадь /кентавр/

-Назовите чудовище с туловищем человек и головой быка, жившее в построенном для него лабиринте /Минотавр/

-Объясните значение фразеологизмов:

сизифов труд – тяжелая, бесконечная и безрезультативная работа

авгиевы конюшни – сильно засоренное и загрязненное, захламленное место

ахиллесова пята – наиболее уязвимое место у кого-то


Вопросы на смекалку

-Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько часов будет спать профессор /1 час/

-Сколько месяцев в году, кроме летних /9/

-Задних и передних лап у утки /всего 2/

-Сколько шагов в минуту делает воробей /он скачет/

-Из-за забора видны 6 пар лошадиных ног, сколько там животных /3лошади/

-Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Сколько глаз смотрело на репку /12/

-Когда сутки короче, зимой или летом /одинаково/

-Кто ходит вниз головой, хотя и на ногах /муха/

-Как правильно сказать «У рыб нет зуб» или «У рыбов нет зубов» /у рыб есть зубы!/

-Идет электропоезд со скоростью 60км/час, по ходу поезда дует ветер со скоростью 40км/час. В какую сторону идет дым? /у электропоезда дыма нет/

-Горело 7 свечей, две погасли, сколько осталось? /2/

-Летело 3 страуса, один упал, сколько осталось?/страусы не летают/

-Как далеко можно зайти в лес /до середины, далее – из леса/

-Каким гребнем не расчешешь волосы /петушиным/

-Кто может одной рукой остановить мчащийся автомобиль /инспектор ГАИ/

-Когда лошадь покупают, какой она бывает? /мокрой/

-Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля /когда он в нем находится/

-Что имеет голову, но не имеет мозгов /сыр, лук, чеснок, спичка/

-Что произошло 31 февраля /ничего, 31 февраля не бывает/

-За чем во рту язык / за зубами/

-Название какой реки у тебя во рту /Десна/

-Как можно пронести воду в решете /заморозить/

-Без чего не испечешь хлеб /без корки/

-В корзине 100 яиц, а дно упало, сколько осталось /ни одного/

-О чем идет речь: -Это черная? –Нет, красная? –А почему белая? –Потому что зеленая. /смородина/

-Когда черной кошке легче всего пробраться в дом /когда дверь открыта/

-Как написать слово мышеловка пятью буквами /кошка/

-Угадайте названия произведений, им придан противоположный смысл:

Зеленый беретик – Мышь босиком – Кот в сапогах

Петушок бесцветный – Курочка Ряба

Девочка с ладошку – Мальчик с пальчик


Кто есть кто

-Самуил Маршак / поэт/

-Петр Чайковский / композитор/

-Михаил Врубель /художник/

-Сергей Павлович Королев /конструктор в области кораблестроения и космонавтики/

-Майя Плисецкая /балерина/

-Эдуард Успенский /писатель/

-Крамник /чемпион мира по шахматам/

-Алесандр Мостовой /футболист/

-Фернан Магеллан /путешественник/

-Дмитрий Менделеев /химик/

-Наполеон 1 /французский император/

-Исаак Ньютон /английский математик, физик/

-Александр Васильевич Суворов /полководец/

-Корней Иванович Чуковский /детский писатель/

-Джорж Буш /американский президент/

-Татьяна Николаевна Ротенкова /директор лицея/




Конкурс капитанов

Капитаны должны много знать

Блиц для капитанов:

-баклажан – овощ

-рис – крупа

-барс – животное

-изюм – сушеный виноград

-бархат – ткань

-акация – дерево

-лимонад – напиток

- зима – время года

- скарлатина – болезнь

-шкаф – мебель

-фисташки – орехи

-фламинго – птица

-арфа – музыкальный инструмент

-кадриль – танец

-черника – ягода

-ситец – ткань

-цианистый калий - яд


-харчо – суп

-орхидея – цветок

- лаваш – хлеб

-курага – сушеные абрикосы

-астма – болезнь

-мушкет – старинное оружие

-кулич – сдобный хлеб к Пасхе

-латы – металлические доспехи, броня

-палтус – рыба

альбатрос – птица

-крекер – сухое печенье

-арахис – земляной орех

-мальва – цветок

-маузер – пистолет

-прусак – рыжий таракан


Капитан должен быть доброжелательным

Передавая шарик, говорят друг другу комплименты (только прилагательные)


Капитаны должны четко отдавать команды. Сказать скороговорки:

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет

Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора


Капитаны должны быть находчивыми

Капитанам вручаются: карандаш, листок бумаги, носовой платок.

Как можно использовать эти предметы, кроме прямого назначения?


Капитаны должны быть мудрыми. Продолжи изречение:

Чтобы иметь друзей, надо…

Нельзя прожить без…

Чтобы не ссорится, нужно…

Когда я смотрю на себя в зеркало, я…

Самое главное в жизни…

Музыка нужна, чтобы…


Капитаны и команда должны хорошо понимать друг друга


Капитан изображает животных: слон, хомяк, обезьяна

Литературных героев: Чебурашка, Вини Пух, Буратино




Номинации:

-самый знающий, самый эрудированный

-самый активный

-давший больше всех правильных ответов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее