Интеллектуальная игра «Знатоки природы» по окружающему миру
4 класс
Цель: создание условий для выявления детей с высокими интеллектуальными и познавательными способностями, расширение кругозора, развитие коммуникативных умений и навыков, неординарного мышления, умения обосновывать и аргументировать свою точку зрения, стимулирование интереса к окружающему миру.
Правила игры
В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Каждая команда занимает свой стол. Вся игра сопровождается презентацией, применение ИКТ является обязательным, так как в противном случае игра не получится столь же красочной, зрелищной и не сможет иметь такого объемного информационного наполнения. Для игры изготавливаются карточки с заданиями, грамоты для команд. Игру проводит руководитель учитель. Избирается жюри из числа преподавателей.
Ход игры
Учитель:
-Здравствуйте, участники и гости нашего мероприятия! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально - познавательном конкурсе «Знатоки природы». Ребята, сегодня вам предстоит показать свои знания в области окружающего мира.
- Оценивать ваши ответы будет наше уважаемое жюри в составе: Прохоровой С. Е., Зюзиной В. А., Джеватовой М. Б. Напоминаю, что жюри будет учитывать не только правильность и чёткость ваших ответов, но и корректное поведение всех участников. Итак, начинаем.
- На игровом поле встретятся 2 команды. Они сейчас себя представят. Но сначала проведем жеребьевку и узнаем, какая команда начнет первой.
Конкурс №1 «Приветствие команд»
(максимальное количество баллов за конкурс – 3)
Название, девиз, представление капитанов.
1 команда: Вас приветствуют самые: Энергичные Разносторонние Умные Добрые Интеллектуальные Талантливые! А вместе мы «Эрудит».
Наш девиз – «Эрудит, эрудит – всех на свете победит»
2 команда: …….
Вот мы и познакомились с участниками игры и убедились, что сегодня на сцене самые способные, самые эрудированные, самые находчивые ребята.
Конкурс №2 «Своя игра»
Чтобы начать состязание, осталось обозначить правила игры. Они следующие:
Игра состоит из пяти категорий, каждая их которых принесет команде определенное количество баллов в случае правильного ответа. Если команда отвечает на вопрос неправильно, то право ответить получает команда-соперник. Для того, чтобы определить, какая команда первой получает возможность отвечать на вопросы, проведем жеребьевку.
Музыкальная физминутка («Хорошее настроение»)
Конкурс №3 «Расшифровщик текстов»
Капитаны команд выбирают карточку с зашифрованным текстом. За правильное выполнение задания команда заработает 5 баллов. Время на выполнение – 7 минут
А пока команды работают, мы немного поиграем со зрителями и узнаем, как они умеют отгадывать загадки: Загадки.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит малый огонёк.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (земляника)
Растёт зелёный кустик:
Дотронешься – укусит. (крапива)
Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет,
Падает – чернеет. (лист)
Всю ночь по крыше бьёт, постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает. (дождь)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
В красной шапочке красивой,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (дятел)
В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут. (палатка)
Я – вода, да по воде же и плаваю. (лед)
Летит птица орёл,
Несёт в клюве огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает.
Конкурс №4 «Угадай песню по описанию»
Капитаны выбирают карточку с заданием. На обдумывание ответа дается 2 минуты. За правильный ответ- 3 балла.
Задание 1 «В траве сидел кузнечик»
подсказка: Эта песня про то, как влажное, скользкое нечто съело маленькое, безобидное существо.
Задание 2 «Два веселых гуся»
подсказка: Эта песня о том, как хозяйка сбилась с ног, разыскивая своих пернатых питомцев.
Задание 3 «Во поле береза стояла»
подсказка: Эта песня о том, как заломали зеленую кудрявую красавицу ради изготовления музыкальных инструментов.
Задание 4 «Танец маленьких утят»
подсказка: Эта веселая песенка о любителях потанцевать.
Конкурс №5 «Конкурс капитанов»
Традиционным конкурсом любых состязаний является конкурс капитанов. Не будем и мы отходить от традиций. Сейчас мы проверим наших капитанов на смекалку.
А поможет нам ромашка, на лепестках которой записаны вопросы. Побеждает капитан, который наберёт большее количество правильных ответов. (за каждый верный ответ 1 балл)
Очень сильный ветер. (Ураган)
Что является источником света для всех живых существ. (Солнце)
Как называется прибор для определения сторон горизонта.(Компас.)
Свежие листья какого растения прикладывают при ушибе. (Подорожник).
Как наз. сторона, противоположная востоку. (Запад.)
Как наз. материк, на котором находится Россия. (Евразия.).
Какого животного боится слон. (Мышь.)
Что ест зимой жаба. (Ничего, она спит.)
Кто в лесу хохочет? (филин)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Итог игры
На этом наша конкурсная программа завершена. Пока жюри подводит итоги, немножко поиграем
Игра «Прилетели птицы».
Я буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, хлопните в ладоши:
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, куницы…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы…Все вы молодцы!
Жюри подсчитывает баллы, объявляет победителей. Вручаются грамоты.
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня мы совершили увлекательное путешествие по окружающему нас миру. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете и умеете работать в команде. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!