Интеллект карта – как средство систематизаций
представлений об окружающем мире.
Введение
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее.
Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении такими как: недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, морфологические и синтаксические аграмматизмы, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов, нарушение порядка слов в предложении, нарушение грамматических связей между словами, трудности словообразования, низкий уровень речевой коммуникации
Приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Поэтому применяют различные образовательные технологии и методики, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательность, активность.
Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Карта своим разнообразием и красочностью очень интересна и приятна.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Пояснительная записка
Актуальность развитие связанной речи старших дошкольников заключается в использование речевых технологий обучений. Интеллект технологий: Технология использования интелектуальных карт, которая способствует научный подход. В них определены задачи, формы работы, методы работы по развитию связанной речью.
Вопросы методики развития связной речи дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях (А. М. Леушиной, Э. П. Коротковой, Л. В. Ворошниной, Е. М. Струниной, А. Г. Арушановой, О. С. Ушаковой и др.).
В них определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.
Проблема в современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры, что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В методике развития речи рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа. Разговор – наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время, использует все моменты жизни детского сада. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.
Основная направленность на занятиях по ознакомлению с окружающему миру и естествознанию воспитательная, образовательная, позновательная и чисто языковая задача (связанная речь, развитие лексики словаря) решаются в единстве.
В отличий от других занятиях на занятиях по ознакомление с окружающем мире и занятиях по естествознанием основной направленностью является практическое освоение детьми сквозных тем методом интеллект карт.й
На занятиях по ознакомлению с окружающем миру и естествознанию на ряду с развитием познавательной сферы особо выделяются задачи по развитию диалогической и связанной речью, которые решаются на каждом конкретном занятий методом интеллект карт. Осваевая приемы познавательной деятельности ребенок практический учиться мыслить творческий с помощью интеллект карт, наглядным материалом и активным методическим инструментариям является интеллект карта. Интеллектуальные карты составляются по темам занятий ознакомление с окружающим миром и естествознанию, в которых используются картинки, символы, схемы, кармашки, цветные стрелки для систематизаций в знаний по теме и обобщению знаний по данной теме.
Важную роль играют активные приемы обучений: ознакомление с окружающим миром, естествознание, развитие речи.
Цель: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.
Задачи:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- развивать умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
- ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;
Гипотеза: Если в работе с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и естествознанию использовать интеллект карты, то у детей идет быстрое запоминание с помощью схем, моделей, взаймосязей, наглядностей, развивается позновательная сфера, развитие связанной речью, умение делат вывод, интеллект карта способствует умению обобщать, будет развиваться разяснительная речь, развивается память, делать вывод,
При составлений карт детьми будет кодировать и декодировать.
В своей педагогической практике я применяю интеллект-карты следующим образом:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Интеллект - карта позволяет:
получать знания
обобщать знания
проверять знания.
Интеллект - карта развивает:
память
мышление
воображение.
Интеллект - карта учит:
выделять главное
обобщать
систематизировать.
Интеллект- карта способствует:
обучению
запоминанию
мышлению
мотивации.
Свойства интеллект -карты:
наглядность
своевременность
творческий характер
привлекательность
запоминаемость
возможность пересмотра.
Формы работы: с детьми: занятия по ознакомлению с окружающим миром и естествознанию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; с педагогами: проведение консультаций, мастер – классов, семинар – практикумов по изготовлению интеллект- карт; с родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса, открытый показ занятия.
Ожидаемый результат: При использований интеллект карт на занятиях ознакомлению с окружающим миром и естествознанию у детей:
- связная речь детей стала грамотнее, логичнее;
- повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
- сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
Результативность работы по данной технологий:
При проведений диагностики у детей по сравнению с прошлым годом общие знаний стали шире, словарь стал обширный.
Перспективный план
Старшая «Б» группа
Образовательная область: «Социум»
Раздел: «Ознакомление с окружающим с использованием интеллект - карт»
| Месяц. Сквозная тема |
Тема.
|
Цель. |
Программное содержание с интеллект картой |
1.
| Сентябрь –«Моя семья» | «Я и моя семья» | Понимание, что у каждого человека есть круг самых родных, самых близких ему людей. | Обогащать словарный запас детей, повышать эмоциональный тонус; способствовать развитию монологической речи, произвольного внимания, восприятия, логического мышления, мелкой моторики; содействовать воспитанию доброго отношения, любви и уважения к членам своей семьи. |
2.
| Октябрь – «Мир природы» | «Путешествие в осень» | Умение видеть многоцветие осени.
| Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, развитие связной речи. Расширять, обобщать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (осень). Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям. Учить детей рассуждать, последовательно излагать свои мысли, комментировать, сопровождать свои действия речью. Формировать умение отвечать на вопросы распространенно. Развивать связную речь. |
3.
| Ноябрь – «Живое и неживое в природе»
| «В гости к птицам» | Представление о пользе и жизни диких птиц. | Систематизация знаний детей о птицах. - Уточнить и расширить представление детей о птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания; - Развивать умение узнавать и называть разных птиц; - Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих, домашних; -Закрепить умение объяснять причину перелетов птиц; - Закрепить в активном словаре слова: зимующие, перелётные, домашние, названия частей тела птиц; - Закрепить умение отгадывать загадки; -Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период. |
4. | Декабрь – «Зимы – прекрасная пора» | «Снег искрится, серебрится»
| Знания о свойствах снега.
| Развитие памяти детей путем составления и использования интеллект-карт. Решение проблемных ситуаций с опорой на имеющиеся знания. Обобщение и закрепление знаний детей о занятиях взрослых и детей зимой. |
5. | Январь – «Я и окружающий мир»
| «Кто живёт рядом с нами» | Знание об образе жизни домашних животных.
| Расширять и активизировать словарный запас по теме «Домашние животные». Учить составлять простые распространенные предложения. Формировать представление о домашних животных и их детенышах, условиях их содержания, питании, пользе для человека. Учить составлению интеллектуальной карты. Развивать связную речь. Развивать навык самоконтроля за своей речью. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. Воспитывать у детей желание заботиться о животных. |
6.
| Февраль – «Трудимся вместе»
| «Кто работает в детском саду? | Понимание, что в детском саду работают люди разных профессий. |
|
7.
| Март – «Зазвенела первая капель» | «Едем мы по Казахстану» | Понимание, что Родина одна – самая лучшая на свете. | Формировать представления о Республике Казахстан, людях разных национальностей, проживающих в ней. Приобщать к истокам культуры Казахстана. Расширять и укреплять знания детей о стране, в которой мы живем. Воспитывать уважительное отношение к символике своей страны. |
8.
| Апрель – «Планета Земля» | «Этот загадочный космос». | Представление о профессии космонавта. | Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представление детей о планетах. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать уважение к людям этой профессии.
|
9.
| Май – «Как прекрасен этот мир»
| «Чистота воды – залог здоровья» | Понимание необходимости бережно относиться к объектам природы. | Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать представления о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Развивать логическое мышление, связную речь. Закрепить представления детей об основных источниках загрязнения воды, их последствиях, мероприятиях по их устранению. Воспитывать у детей бережное отношение к воде. |
Перспективный план
Старшая «Б» группа
Образовательная область: «Познание»
Раздел: «Естествознание с использованием интеллект - карт»
№ | Месяц. Сквозная тема |
Тема.
|
Цель. |
Программное содержание с интеллект картой |
1. | Сентябрь – «Зимы – прекрасная пора» | «Золотая осень» (наблюдения в природе) | Знание детьми характерных признаков осени. | Учить детей составлять рассказ о поздней осени, с помощью интеллект-карты. Совершенствовать умение детей в подборе прилагательных. Закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени; уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; учить детей работать с графическими символами. Воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе; развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память. |
2.
| Октябрь – «Зима – прекрасная пора» | «Хлеб – всему голова»
| Понимание того, что хлеб сделан руками не одного человека.
| Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека, с помощью изготовления интеллект карт. Формировать представление детей о том, как растет хлеб. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить. |
3.
| Ноябрь – «Зимы – прекрасная пора»
| «Кто живёт в лесу?»
| Устанавление простейших связей между обитателями леса. | - Закреплять знания детей о диких животных. - Уточнять знания детей о пользе диких животных для человека. - Расширять представления детей о труде взрослых, ухаживающих за дикими животными. - Продолжать учить работать по интеллект карте. - Упражнять детей в составлении рассказов о диких животных с опорой на интеллект карту. - Развивать высшие психические процессы (память, внимание, мышление, речь). - Поддерживать интерес к теме. |
4.
| Декабрь – «Зимы – прекрасная пора
| «Здравствуй, зимушка-зима!»
| Установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы. | Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе. |
5. | Январь – «Я и окружающий мир» | «На бабушкином дворе»
| Знание об образе жизни домашних животных и приносимой ими пользе. | Закрепление представлений о домашних животных. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах; закрепить внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь и заботу о домашних животных. |
6. | Февраль – «Трудимся вместе»
| «Волшебница вода»
| Понимание бережного отношения к воде, что человек не сможет прожить без воды. |
|
7. | Март – «Зазвенела первая капель»
| «Перелётные птицы»
| Знание о жизни перелетных птиц в весенний период. |
|
8. | Апрель – «Планета Земля»
| «Животные моего региона»
| Понимание особенностей природных условий и животного мира родного края.
|
|
9. | Май – «Как прекрасен этот мир» | «Весенние секреты»
| Знание о жизни животного мира весной. |
|