«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Интегрированный урок по литературе и музыке (6 класс).

Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Тема: «Музыка – главный герой басни».

Цель урока:

• показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка –

дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными

• воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления;

• познакомить с басней И.А. Крылова «Квартет»;

формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль басни).

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

6


Интегрированный урок музыки и литературы в 6-ом классе.

Тема: «Музыка – главный герой басни».


Цель урока:

• показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка –

дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными

• воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления;

• познакомить с басней И.А. Крылова «Квартет»;

формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль басни).


Оборудование:

• портреты И.А. Крылова и А.П. Бородина;

• иллюстрации к басням И.А.Крылова;

• музыкальные записи;

• раздаточный материал (на столах у детей отпечатанные понятия «прототип» и «квартет».

Ход урока.

Учитель музыки: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок - урок музыки, и литературы, и вести его будем мы. Цель такого урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства- литература и музыка- дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Учитель лит-ры:

- Посмотрите на доску. Прочтите эпиграф к нашему уроку.

Слайд 1.

На доске: «Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют, обогащают, усиливают наши переживания».


- Как вы понимаете эти слова? (объяснения учеников).

Дети вспоминают: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Вам на дом было задано подобрать басни, в которых звучит музыка или музыка является составной её частью. Какие же вы нашли басни ?

Слайд 2.

Ответы детей: «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух».

Слайд 3.

- Молодцы! Наша тема так и называется «Музыка – главный герой басни».

Учитель лит-ры:

Слайд 4.

- Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть животные, растения, неодушевлённые предметы, люди. Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Его произведения, по мнению Н.В. Гоголя, «подлинная книга народной мудрости».

В своих баснях И. Крылов высмеивал человеческие пороки и недостатки. Сегодня мы с вами знакомимся с одной из его басен, в которой музыка является одним из действующих лиц. Она называется «Квартет». Но чтобы начать разговор об этой

басне, мы должны иметь представление о том, что такое КВАРТЕТ.

Учитель музыки:

-Посмотрите, пожалуйста, в музыкальном словаре и прочтите определение.

Один из учеников читает определение слова «Квартет»

Ученик:

- Квартет – это вид муз. произведения, в исполнении которого участвуют 4 музыканта, и каждый исполняет свою партию.

Слайд 5.

Учитель лит-ры:

- В басне, которую мы будем рассматривать, речь идёт о 2-х скрипках, альте и виолончели.

Слайд 6.

Учитель лит-ры:- Откройте ваши книги. Слушайте басню.

По окончании чтения.

Учитель лит-ры:

- Как вы думаете, могли наши герои стать музыкантами?

Ответы.

Слайд 7. (фото скрипача )


Учитель музыки:

- А вот мне хочется вспомнить песню, где главный герой мог играть на скрипке.


Учащиеся исполняют песню Б.Окуджавы «Музыкант» вместе с О.Погудиным

(стоя)

Учитель лит-ры:

- Ребята! Как вы думаете, И. Крылов имел какое– нибудь отношение к музыке? Оказывается, он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта и, хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, часто оказывался Иван Анд. Крылов, так как к его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушиваться.

Слайд 8.

Учитель музыки:

- Таким же замечательным музыкантом был русский композитор А.П. Бородин (1833-1887 г.).

Выходят 3 ученика и читают про Бородина


Хотя музыка не была его основной профессией, Бородин прославил и русскую музыку и русскую науку. Он был так же талантливым учёным-химиком.

Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории, как утром. так и глубокой ночью. Музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над новой работой, он обязательно что – нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные звуки его волшебной музыки. - Сейчас мы послушаем их.

Звучит фрагмент 2 части из второго квартета А.Бородина


Слайд 9.

Учитель лит-ры:

- Какая замечательная музыка! А у наших музыкантов ничего не получилось. Почему? Давайте обратимся к самой басне, к первым её строчкам.

- Всего 9 строк, а понять из них можно очень много. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.

- Верит ли он, что у них что-то получится?

-Какими словами он передаёт желание зверей сыграть

квартет? (Затеяли).

-Какими глаголами И.Крылов передаёт их игру? (Ударили в

смычки, дерут)

-А как сами звери относятся к тому, что они собираются

делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут

лес и горы).

- А кто же участники квартета? (Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)

- Как вы думаете, случайно ли подобрал И.Крылов именно этих

героев?

-Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая

музыка у них получится?

- Для чего и зачем написана эта басня?

- Какой вывод делает И.Крылов? («Чтоб музыкантом быть…)

-В этих словах звучит мораль басни, а мораль – это и есть нравственный вывод. Как вы это понимаете эти строчки автора?

Дети объясняют.

Учитель лит-ры:

Басни писались не ради животных. Какие недостатки людей высмеиваются. Выставляются напоказ? Ответы учеников.

Учитель лит-ры:

- Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басне И.Крылова, назвать её прототип. Посмотрите в ваши карточки объяснение этого слова.

Слайд 10

Ученик: (Света Р.)

- Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.

Учитель лит-ры: Не является исключением и басня «Квартет».

Слово ученику (историческая справка).

Ученик: (Катя Р.)

Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет, сформированный Александром 1. Царь разделил его на 4 отдела, во главе были поставлены высокие вельможи. Четыре департамента Совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.


Учитель лит-ры:

- А сейчас мы посмотрим театральную постановку «Квартета». (выр. чтение басни)


Учитель музыки:

- Да, ребята, прав Иван Андреевич Крылов: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Обратимся теперь к музыке. Послушаем игру настоящих профессионалов.

-«Квартет» А.П.Бородина, который вы сейчас услышите, произведение камерное.


В презентации – читает ученик

Слайд 11.

Ка́мерная му́зыка — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. от лат. слова «камера») При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.


Учитель музыки:

В этом произведении 4 части. Вы посмотрите и послушаете 3 часть…и потом ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:


-Что вы можете сказать о чувствах , эмоциях, которые содержаться в этой музыке?

-Если бы вы были художниками, чтобы вы изобразили на полотне? Опишите словами…

Слайд 12.

ВИДЕО - 3ч квартета


Ответы учеников.

Слайд 13.

То, что вы говорили, конечно же подходит к этой музыке…А.П.назвал 3 часть ноктюрн (образ ночи)-ночная песня

Учитель лит-ры:

-Попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Вспомним, что мы слушали и пели.

Ответы учеников.

Учитель лит-ры:

- Спасибо! Существовали бы музыкальные басни, если бы не было музыки?

Слайд 14.

Учитель музыки: давайте почувствуем себя настоящими музыкантами, исполнителями камерной музыки, но только ударной группой – итак ритмический аккомпанемент под русскую народную музыку, которую любили и И.А.Крылов ,и А.П.Бородин…

Ученики выполняют ударный аккомпанемент к Р.Н.П. «Порушка-Параня»

Слайд 15.

Учитель лит-ры:

-Завершая сегодняшний наш урок, хотелось бы вспомнить слова немецкого поэта Бертольда Брехта: «Все виды искусства служат главному искусству – искусству жить на земле».


Подведение итогов. Выставление оценок.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее