Тема «Производство. Разделение труда» «Закрепление знаний по ручным стежкам и строчкам»
Цели: Ознакомление учащихся с понятиями разделение труда и производительность труда. Закрепить знания по терминам производство, средства производства, издержки.
Научить точно и аккуратно выполнять свою работу: развивать память, мышление, творческую фантазию, быстроту действий.
Воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения и анализировать результаты деятельности, а так же воспитывать интерес к труду.
Задачи: Показать учащимся взаимосвязь разделения труда и специализации производства. Разъяснить, что разделение труда на производстве ведёт к повышению производительности труда и увеличению количества продукции. Показать нежелательные последствия разделения труда. Формировать навыки работы в паре, группе.
Оборудование и материалы: ручные иглы, английские булавки, игольницы, нитки, ножницы, шаблоны ёлочки, лоскуты ткани, бусы, бисер, пайетки и др.
Материально-техническое оснащение: на доске сравнительная таблица выполненной продукции в цехах, термины (производство, средства производства, издержки, разделение труда, специализация производства, производительность труда, конверты с заданием.
Тип урока: Изучение нового и закрепление пройденного материала. Методы урока: словесные, наглядные, информационно-сообщающие, практическая работа. Форма урока: работа в группах
Структура урока: 1. Организационный момент 2 мин 2. Повторение изученного материала (устно) 8 мин 3. Изучение нового материала 30 мин •Практическая работа учащихся в группах. •Объяснение нового материала. 4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся 2 мин 5. Домашнее задание. 2 мин 6.Рефлексия. 1 мин
Ход урока I.Организационная часть 1.Контроль посещаемости 2.Проверка готовности к занятию Вступительное слово учителя: сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию на производство по изготовлению новогодних сувениров. И так представьте мы попали на производство по изготовлению новогодних сувениров. И так первый стол это ЦЕХ №1, второй стол это ЦЕХ №2, а наши гости это ЦЕХ №3 и все вы рабочие (учитель ставит на столы палаточки с надписью ЦЕХ №1, ЦЕХ №2, ЦЕХ №3 (гости)). Но в каждом цеху свои условия труда, которые находятся у меня в конверте и о которых вы узнаете чуть позже. Сегодня вам предстоит изготовить новогодний сувенир «Ёлочка» рыхлитель и украшение для цветов. Для этого вам понадобится: шаблон ёлочки, материал, мыло, ножницы, иглы ручные, английские булавки, нитки, вата для наполнителя, шпажки ленточки, бантики для украшения. II. Повторение. Прежде чем приступить к изготовлению сувенира, давайте с вами вспомним, что такое «ПРОИЗВОДСТВО» (процесс создания товара), а материалы и оборудования которые у вас на столах что это? («Средства производства» это то - из чего и с помощью чего может быть сделана та или иная вещь (ответы учащихся)). Термины появляются на доске. А что ещё может являться средством производства? (электроэнергия, тепло, здания в которых работают люди). Молодцы вы совершенно правы. Сейчас я раздам вам конверты, в которых описано, в каких условиях вам предстоит работать. Прочитайте внимательно и приступайте к работе. Но не забывайте о технике безопасности при работе с ручными иглами и инструментами. Девочки скажите, какие правила ТБ необходимо соблюдать? (ответы учащихся). Молодцы а теперь приступаем к работе. И помните по окончанию работы вся выполненная продукция пройдет ОТК (т.е мы проверим продукцию на брак, и всем ли нормам по качеству она отвечает). Всем удачи. III. Изучение нового материала. Практическая работа. Учащиеся выполняют новогодние сувениры «Ёлочка» рыхлитель и украшение для комнатных цветов. Учитель контролирует правильность выполнения работы и соблюдение правил ТБ. Учитель: Молодцы, работа была выполнена замечательно, с поставленной перед вами задачей вы справились. А теперь давайте подведем итог: (каждая команда рассказывает о том как им работалось с какими трудностями и пришлось с толкнуться, а в чем им было легко) После окончанию работы учитель проверяет правильность и качество выполненной продукции (ОТК). Учащиеся приводят в порядок рабочие места. ЦЕХ №1 работал при следующих условиях: оборудование и материалы в достаточном количестве. Каждый рабочий выполнял сувениры индивидуально от начала и до конца. ЦЕХ №2 работал: оборудование и материалы в достаточном количестве, но каждый рабочий выполнял только какую-то определенную операцию. ЦЕХ №3 работал: материалы, и оборудование были ограничены. Как вы заметили работать можно по-разному. Или одному выполнять всю работу от начала и до конца как в ЦЕХЕ №1. Или же распределив обязанности как в ЦЕХЕ№2 и №3. Такой принцип работы на производстве называется разделение труда - где идёт сотрудничество работающих людей, из которых каждый занят каким-нибудь особым производством или отдельным процессом производства (на доске появляется новый термин РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА). Разделение труда - важнейший фактор повышения производительности труда. Производительность труда - показатель эффективности использования труда, который измеряется количеством продукции, произведенным одним работником за определенное время (термин появляется на доске). Обращаем внимание детей на сводную таблицу. Разбираем производительность. А как вы думаете, какие экономические выгоды приносит разделение труда и какие имеет нежелательные последствия т.е + и – разделения труда.(ответы учащихся). (+): действуя одними и теми же мускулами, постоянно повторяя одну и туже операцию, человек приучается производить её очень быстро и с наиболее нужными и экономичными движениями. Разделение труда даёт возможность каждому человеку сосредоточить свои силы на таких занятиях, которые для него наиболее доступны или наиболее привлекательны, и работа осуществляется с наибольшим успехом. (-): но разделение труда может привести к ряду печальных последствий. Производя постоянно одну и ту же операцию, человек лишается смены впечатлений и возможности развивать свои умственные способности. Кроме того, повторение одних и тех же операций, вызывая напряжение только некоторых мускулов и частей организма, ведёт к нарушению физического равновесия. Например, человек, работающий всё время одной рукой, не имеет возможности упражнять другую руку, а тот, кто занят исключительно умственным трудом, становится вследствие бездействия организма физически слабым и болезненным. Наконец, тому, кто не умеет делать ничего, кроме своей операции в производстве, не так легко найти другую работу. Учитель раздает учащимся карточки с терминами, которые они вклеивают в рабочие тетради. IV. Заключительная часть. Анализ и оценка работы учащихся за урок. V. Домашнее задание: выучить термины, заполнить таблицу «(+) и (-) разделения труда». VI . РЕФЛЕКСИЯ |