С.Р. Соколова
МБОУ «Федоровская НОШ №4»
Интегрированный урок – концерт в 4 классе (музыка)
Цели: обобщить знания по темам: «Русская народная музыка. Оркестр народных инструментов», «Композитор-исполнитель-слушатель»;
способствовать артистическому и выразительному исполнению изученных песен, вокальной импровизации с использованием приемов изобразительности, развивать у детей музыкальный слух и память;
раскрыть сущность музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и инструментального музыцирования;
воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре народов Крайнего Севера.
Наглядно – методические пособия: ноты с изображением станций, музыкальный центр, фонограммы мелодий, аккордеон, детские музыкальные инструменты, физическая карта России, рисунок оленя.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Дети входят в кабинет музыки под мелодию В. Шаинского «Голубой вагон».)
Учитель:
Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде-
Разноцветном, расписном
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
2. Сообщение темы и целей урока.
(На фоне музыки «Голубой вагон» сообщается тема урока и цели.)
Учитель:
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в интересное, увлекательное музыкальное путешествие в «голубом вагоне». Нам предоставится возможность побывать на различных музыкальных станциях, вспомнить материал, изученный на протяжении всего учебного года. Я думаю, что нам и всем присутствующим здесь, будет весьма интересно и необыкновенно весело. Итак, в путь!
(Звучит мелодия к песни «Голубой вагон.)
3.Повторение изученного материала за год. Путешествие по станциям.
Станция № 1-«Распевочная».
Учитель:
Наш музыкальный экспресс «Голубой вагон» прибыл на станцию «Распевочная». Время стоянки – 3 минуты.
Дети исполняют распевки в разных тональностях:
1).Два кота.
2).Слон. (Приложение.)
Станция № 2-«Народная».
(На фоне мелодии «Светит месяц».)
Учитель:
Песня русская в березках,
Песня русская в хлебах -
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
А слова ее простые
Душу трогают до слез
Столько песен у России!
Сколько в рощицах берез!
Учитель:
Так незаметно для всех нас мы прибыли на станцию «Народная». На этой станции проживает огромное количество народных песен России. Давайте вспомним, как возникали народные песни? Перечислите жанры народных песен.
а). Дети исполняют хором рус. нар. песню «Посею лебеду».
б). Исполняют рус. нар. песню «Солдатушки, бравы ребятушки!» хором с солистами.
С детского сада все ребята любят слушать и исполнять частушки.
Что называют частушкой?
Какие виды частушек вам известны?
в). Конкурс частушечников.
Станция №3-«Югорская».
Учитель:
Люблю тебя, Югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу,
С тобой ликую в торжество!
Ребята, посмотрите на карту России. Как называется округ, в котором мы живем? Покажите его на физической карте России. Как называется столица ХМАО? Какие народы проживают на территории округа?
Учитель:
Правильно, ребята. Своим названием округ обязан коренным жителям - ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV
веках называли Югрой или Югорией. Интересна и самобытна культура народов Крайнего Севера, которая связана с общим укладом жизни, особенностью природы и хозяйственной деятельностью человека.
Я предлагаю послушать вам хантыйскую народную песню «Олененок».
Как называется вид хозяйственной деятельности, связанный с оленями?
Какие виды оленей обитают на территории Югры?
А теперь давайте вспомним игру «Олень».
Станция № 4-«Новогодняя».
(Звучит мелодия «В лесу родилась елочка».)
Учитель:
Всюду песни, всюду пляски,
Всюду яркие огни…
К нам в дома приходят сказки
В эти праздничные дни.
Вот мы и на станции «Новогодняя»
а). Исполняют хором песню «Возле старой елки».
б). Исполняют песню « Котенок и щенок» хором с солистами.
Станция № 5-«Танцевальная».
(Звучит мелодия «Кадриль».)
Учитель:
Мы сегодня много пели,
Наши головы вспотели.
Дак давайте ж отдохнем-
Потанцуем и опять споем!
Наконец-то, мы прибыли на станцию «Танцевальная».
Проводится физкультминутка «Про медведя».(См. приложение № 1.)
Станция № 6-«Шуточная».
(Звучит мелодия к песне «Зайка моя» в исполнении Ф. Киркорова).
Учитель:
Ребята, все узнали эту песню?
На этой станции живут самые смешные и забавные песни – это
станция « Шуточная». Давайте, ребята, исполним их.
а). В. Шаинский, Ю. Энтин «С понедельника возьмусь».
б). Р. Паулс « Бабушка рядышком с дедушкой».
Станция № 6- «Инструментальная».
(Звучит мелодия «Московская кадриль»).
Учитель:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
а). Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану
Всем знаком (аккордеон).
б). У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш ( рояль ) .
в). Движения плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его названье … (скрипка).
г). Сверху кожа, снизу тоже,
На весь дом голосит. (Барабан.)
д). Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий
Называется он (дудка).
Давайте и мы попробуем поиграть на инструментах.
Ребята, что называют оркестром? Какие виды оркестров вы знаете? В нашем оркестре у каждого инструмента будет своя партия.
Дети играют на детских музыкальных инструментах под мелодию русской народной песни «Ах вы сени, мои сени».( Смотри приложение № 2.)
Станция № 7- «Игровая».
(Звучит заставка из телепрограммы «Угадай мелодию».)
Учитель:
Я вас приветствую на станции «Игровая».
а). У меня на столе листочки бумаги, на которых записаны слова.
Вы должны исполнить куплет песни, где встречается это слово.
( Игра проводится по рядам.)
б). Угадай мелодию по ритмическому рисунку.
( «С понедельника возьмусь», « Солдатушки, бравы ребятушки», «В лесу родилась елочка», « Любитель-рыболов» и др.)
в). А теперь давайте немного пошалим и попытаемся попеть на разных иностранных языках.
Дети исполняют русскую народную песню «Два гуся» с заменой гласных в словах песни на «о», «е», «ю», «и», «а».
Станция № 8- «Летняя».
(Звучит мелодия Е Крылова и Ю. Энтина «Песенка о лете».)
Учитель:
Всем известно там и тут,
Каждый знает это.
С нетерпеньем дети ждут,
День начало лета!
Наконец – то, мы добрались до самой последней станции
этого учебного года. – «Летней».
Долгим и увлекательным было наше музыкальное путешествие длиною в целый учебный год. Мы чуточку с вами устали, но несмотря на это давайте споем наши летние песни:
а). Е. Адлер, Л. Дымова « Полон музыки весь свет».
б). Я. Дубравин, В. Суслов «Луг – лужок».
4. Заключительная часть. Подведение итогов.
Подошло к концу наше музыкальное путешествие. Осталось подвести итоги. Все ребята старались в течение учебного года. Особенно хочется отметить ….
А сегодня на уроке все молодцы и, пожалуй, всем сегодня можно поставить отметку «5». А я прощаюсь с вами до следующего учебного года.
Счастливого пути!
( Под мелодию В. Шаинского «Голубой вагон» дети выходят из кабинета.)