МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОУЛЬЯНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ Ю.Ф. ГОРЯЧЕВА
Доклад преподавателя
по классу фортепиано Бычковой Л.Ф.
«Памятка по организации домашней работы учащихся на дистанционном обучении»
Новоульяновск 2021г.
Памятка по организации домашней работы учащихся на дистанционном обучении
Сейчас дистанционное обучение бурно обсуждается среди преподавателей всех звеньев музыкального образования. Одни категорически против такого формата, другие находят его вполне приемлемым для обучения музыке. Соглашусь со словами Дмитрия Филатова, дирижера, лауреата Международного конкурса имени Евгения Светланова: «…В сложившейся ситуации это лучше, чем ничего не делать»
Дистанционное обучение — это способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.
Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.
Напоминаю, что в связи с тем, что случилась такая глобальная проблема в мире, как пандемия коронавируса, дистанционное обучение – это не дополнительные каникулы, а полноценный процесс обучения, который проходит в двух режимах: онлайн и дистанционно. Обучающиеся во время карантина смогут получать новый учебный материал и домашнее задание. К тому же никто не отменял работу в социальных сетях. В них можно организовать и прямые трансляции, завести чаты, загрузить необходимые документы.
Я занималась с детьми при помощи мессенджера WhatsApp, использовала текстовые и голосовые сообщения в социальной сети «ВКонтакте», видео-звонок по Viber, видеоурок, видеоотчет учащегося. Эти программы помогают проводить уроки в режиме онлайн. Также в работе применяю видеозаписи: мои – с пояснениями и рекомендациями, учеников– с результатами выполненной работы. Конечно, это новая форма работы, но в ней можно найти свои плюсы! Например, гибкий режим занятий, спокойная атмосфера. К безусловным плюсам дистанционного обучения можно отнести возможность отследить, насколько учебное место обучающегося адаптировано для домашних занятий, его посадку за инструментом, высоту стула, освещение и само состояние инструмента.
Чтобы занятия принесли больше положительных результатов, предлагаю несколько рекомендаций:
1. Обязательно занимайтесь! Организовывайте правильно домашние занятия! В настоящее время неизвестно, что преподнесет нам учебный год. А это значит, что любая форма аттестации будет проходить тоже дистанционно. Каждому ученику необходимо будет сдать академический концерт и переводной экзамен.
2. Составляйте план на день! Это поможет выполнить домашние задания вовремя и в основной школе, и в музыкальной. Расставляйте акценты: что сделать в первую очередь, а что – во вторую. Поверьте, останется время и для слушания музыки, и для выполнения творческих работ, а также на телевизор и игры. В план включайте следующие пункты:
самостоятельная работа (игра гамм, упражнений, повторение пройденных пьес, чтение с листа);
работа в режиме онлайн с преподавателем
работа с видеозаписями преподавателя
запись своей работы, после работы над произведениями
слушание музыки, занятие спортом
Названные пункты можно менять местами, распределяя их по разным дням. Главное, чтобы занятия были ежедневными. Выполняйте задания сразу, не откладывая их на «потом»!
3. Занимайтесь в несколько подходов! Не надо сидеть за инструментом долгое время, выполняя все пункты предложенного выше плана. Разбивайте занятие на части. Например, утром, после выполнения домашних заданий общеобразовательной школы и отдыха, поработайте самостоятельно; в обед – посмотрите видеозаписи преподавателя, вечером – сделайте свои записи, послушайте музыку. В каждой семье свои правила, свой режим. Поэтому мой пример распределения времени не является единственным. Составляйте свои планы работы, распределяйте время и силы рационально!
4. Устраивайте домашние концерты! Максимально приближайте домашнюю атмосферу к сценической: ребёнок, нарядно одетый, выходит на публику (члены семьи), делает поклон, садится, объявляет и исполняет свою программу. Такие мини-концерты являются хорошей тренировкой для воспитанников музыкальной школы. Они способствуют формированию концертной выдержки и развитию артистизма. И когда настанет время выступать на концерте или экзамене «живьём», ребёнок будет чувствовать себя увереннее.
5. Слушайте музыку! В сети Интернет предлагается много полезных ссылок. Чтобы вам не запутаться, я выбираю интересные музыкальные мероприятия и отправляю вам ссылки на них. Это инструментальная музыка, оркестровая, вокальная. Слушайте внимательно! Пытайтесь определить характер музыки, темп, динамику, форму, особенности развития. Свои впечатления присылайте преподавателю. На одном из классных часов можно обсудить прослушанную музыку.
6. Будьте активны! Участвуйте в предлагаемых мероприятиях, проводимых онлайн: олимпиадах, конкурсах, концертах. Это очень важно, чтобы поддерживать себя в форме и не расслабляться. В репертуаре некоторых детей есть готовые пьесы, с которыми можно принять участие в интернет-конкурсах.
Однако практика показала, что те или иные виды дистанционного обучения нужно подбирать индивидуально к каждому ребёнку. Например, ученикам старших классов и ученикам, которые относятся к обучению в музыкальной школе серьёзно, больше подойдут видео-рекомендации преподавателя и, как обратная связь, видеоотчёт ученика. Детям же, которые ленятся и менее ответственно относятся к учёбе, малышам лучше предлагать онлайн-уроки, где можно лично контролировать весь процесс работы. Будем надеяться, что практика дистанционных занятий все же будет эффективной и принесет желанный результат и обучающимся, и преподавателям!
«Самоизоляция – не повод прекращать творческую деятельность! Используйте это время для поиска новых идей и путей развития!».