ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ)
Спивакова Елена Владимировна, преподаватель специальных дисциплин,
ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
г.Вольск,
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (с нарушением интеллектуального развития).
Инновационная деятельность, инновационные методы, дети с ОВЗ, педагогические технологии.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В настоящее время стало уделяться очень большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Причиной этому стало весомое увеличение количества таких детей и появление новых возможностей их приспособления к жизни. В современном обществе дети с ограниченными возможностями здоровья как определённая социальная группа нуждаются в создании адекватных их возможностям условий. Я считаю, что для получения ими качественного образования соответствующие условия должны создаваться государством уже начиная с дошкольных учреждений, и далее для получения профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В данный момент наша страна достаточно заинтересована в том, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья в положительную сторону. В связи с этим в системе специального образования стали активно внедряться современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, позволяющих решать многие проблемы.
Педагогические инновации могут использоваться в качестве:
‒ абсолютно новых (при отсутствии аналогов и прототипов);
‒ относительно новых (при внесении определённых изменений в уже существующие педагогические технологии).
Благодаря потребности в предоставлении хорошего, массового и индивидуализированного образования, массового и индивидуализированного образования стала вводиться система дистанционного обучении, как особая форма специального образования детей-инвалидов, с помощью которой дети могу обучаться в образовательной организации по месту жительства, при этом они одновременно взаимодействуют с отдаленной учебно-развивающей обстановкой и информационными образовательными ресурсами.
Современному педагогу помогают и информационные технологии. Благодаря информационным технологиям открываются малоизученные технологические вариации обучения, которые связаны с исключительными достижениями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Информационные технологии проектируют:
‒ работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;
‒ использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ;
‒ применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ;
‒ использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ.
На уроках спец.дисцилинможно использовать проектную деятельность, направленную на формирование навыков умственного труда у детей с ОВЗ.
В своей профессиональной деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося группы. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации). В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий.
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения обучающихсяс особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Обучающиеся с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Большую эффективность в практике работы с детьми с ОВЗ дает применение следующих технологий:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- элементы ИКТ;
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность обучающихся с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
А так же применять такой вид работы, как проверку домашних или тестовых работ самими обучающимися друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность их выполнения. Это повышает ответственность обучающихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.
Инновационные технологии актуальны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают педагогам в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Источниками инновационных идей могут быть:
неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
новизна в постановке целей и задач;
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:
методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;
проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;
группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка преподавателя различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди преподавателей процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.
Высокие достижения преподавателя в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, преподаватель и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.
Литература:
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – М.: Издательский центр, 2010.
Мамеева-Шварцман И.М. Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс].
Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –
М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические
основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.
Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных
презентаций для повышения эффективности занятий.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49