«Осенний фестиваль знаний 2024»

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Консультация для педагогов дошкольных учреждений. Разъяснение понятия "инновация". Формы инновационной работы в дошкольном учреждении.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки


Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ



Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование сделало его неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса. До сих пор ориентиром образования было развитие знаний, умений и навыков. Теперь образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность. Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Для этого педагог должен свободно ориентироваться в понятиях «инновация», «новшество», «инноватика» «педагогическая инновация».

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях.

Применительно к  педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Таким образом, педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

Необходимо различать понятия «новация» и «инновация».

Новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства.

Инновационная деятельность в ДОУ может протекать в двух направлениях:

1. Инновации в работе с педагогическими кадрами
2. инновации в содержании образования

Среди технологий, представляющих инновации в образовании, можно привести следующие примеры:

Инновационные формы работы с детьми:

-проектная деятельность;

-личностно-ориентированное обучение (предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника - для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты);

-здоровьесберегающие технологии (для улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги);

-исследовательская деятельность;

-информационно-коммуникативное обучение;

-игровая методика

-коррекционные технологии (для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников - цвето-, сказко-, арт-терапия).

Инновационные формы взаимодействия с родителями:

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний в не стандартной форме (дискуссия, день «открытых дверей», мастер-класс и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы и т. п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Наглядно-информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- семейный и групповые альбомы;
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажы;
- фотовыставки;
- семейный вернисаж; и т.д.

Инновации в работе с педагогическими кадрами:

Это обеспечение активного участия педагогов ДОУ в методической работе, что, в свою очередь, способствует совершенствованию системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ:

- Семинары-практикумы - творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
- Пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
- Игровое моделирование.
- Деловые и ролевые игры - подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
- Тренинги по совершенствованию профессиональных умений.

Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Т.о. применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей; применению педагогического опыта и его систематизации; повышению качества обучения и воспитания. В комплексе это приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.



2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее