«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога

Каждый имеет своеобразный стиль преподавания, стиль наведения порядка на уроке и стиль сочинений этих порядков. Мало кто задумывается о том, что преподавание это уникальный процесс выработки у каждого педагога индивидуального стиля руководства, работы с учениками.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки



Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога

Каждый имеет своеобразный стиль преподавания, стиль наведения порядка на уроке и стиль сочинений этих порядков. Мало кто задумывается о том, что преподавание это уникальный процесс выработки у каждого педагога индивидуального стиля руководства, работы с учениками. Слово «стиль» в обобщенном понятии – это основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий, особенно если речь идет о способе, играющем в этом отношении значительную роль, способе создающем, обладающем творческой ценностью. Таким образом, заключается, что стиль присущ каждому человеку, его можно выявить по его поступкам, действиям, по манерам, по поведению и по одежде, при этом, несмотря на то, какой деятельностью он занимается. А. Н. Соколов определяет стиль как систему, в которой все элементы находятся между собою в единстве.

Стиль занимает связующее положение между индивидуальностью и окружающей средой. Современная педагогика учит будущих педагогов быть разносторонними, коммуникабельными, хорошо образованными и так далее. Это все верно, но в таком многообразии требований к мастерству преподавания теряются ценностные индивидуальные подходы. Учебные планы, внеклассная работа, постоянные изменения в системе образования, отодвигают на второй план главное – любовь к детям, внимательность, воспитание, научение, индивидуальная работа с детьми.

Тема работы звучит следующим образом: «Индивидуальный стиль профессмональной деятельности». Эта тема актуальна в современное время, потому что работа по шаблонам давно уже не действенна. Педагоги индивидуальны точно так же, как и их ученики, поэтому они должны не бояться разработать собственный стиль преподавания. Для этого все время нужно искать новые подходы, разрабатывать новые методики, но стиль, как визитная карточка, должен всегда оставаться с педагогом. Цель контрольной работы: сформировать свое понятие - индивидуального стиля педагогической деятельности.

Для того чтобы достичь цели, будет необходимо выполнить ряд задач:

- выяснить общее понятие слова «стиль», какое значение оно имеет в преподавательской деятельности и какие функции в себе заключает;

- определить общие характеристики стиля, основные принципы стиля;

- определить значение и сущность «индивидуального стиля» педагогической деятельности;

- сделать выводы и дать заключение, в котором будет сформулировано собственное понятие индивидуального стиля педагогической деятельности.




























  1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога

    1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога


Деятельность педагогов высоко оценивалась человеческим обществом во все времена, т.к. главное предназначение педагога – это приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества.

Многие ученые-психологи посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры.

Каждый из них по своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность» (см. таблицу 1).


Таблица 1 – Понятие «Педагогическая деятельность»

Ф.И.О

Понятие «педагогическая деятельность».

вывод

источник

Зимняя И.А.

воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования

данное определение охватывает лишь одну сторону педагогического процесса - учителя и его обучающие, воспитывающие и развивающие действия, направленные на ученика

Зимняя И. А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.- с.

И. Д. Демидова

педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а так же структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств»

Большинство ученых признают важнейшей структурной единицей педагогической деятельности взаимодействие учителя и ученика.

Демидова И. Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д , 2003.- с. 143


Как и любая другая деятельность, педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем. (см. таблицу 2).


Таблица 2 – Понятие «Стиль деятельности»

Ф.И.О.

Понятие «Стиль деятельности»

Вывод

Источник

Зимняя И.А

устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования

Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. Именно особенности структуры личности, субъекта деятельности, ее индивидуальные свойства влияют на выбор способов и приемов деятельности и определяют индивидуальные различия в стиле деятельности. Отсюда вытекает понятие индивидуального стиля деятельности.

Зимняя И. А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.- с. 363

Е. А. Климов

это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности

В педагогической деятельности к таким способам можно отнести определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.-Казань, 1969.-с. 49

В.И. Загвязинский

система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований - все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений,


Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- Москва, 2001.-с. 195]

В трудах разных ученых предлагаются различные классификации стилей педагогической деятельности. По А. К. Марковой, стили дифференцируются на три общих вида:

  • Авторитарный;

  • Демократический;

  • либерально-попустительский.

Таким образом, проанализировав труды психологов направленных на изучение педагогической деятельности, мы определили индивидуальный стиль педагогической деятельности как систему методов и приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений. И выделили следующие виды индивидуального стиля деятельности:

    • эмоционально-импровизационный,

    • эмоционально-методичный,

    • рассуждающе-импровизационный,

    • рассуждающе-методичный



    1. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности



Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленности; подструктура опыта; подструктура форм отражения; биологически обусловленная подструктура.

Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет, по мнению автора, непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности:

1) истинно педагогическую;

2) формально педагогическую

3) ложно педагогическую.

Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

Вторая подструктура, включающая в себя знания, умения и привычки, приобретенные личностью, заметно связана с биологически обусловленными свойствами. В результате анализа литературы нами было выделено несколько разных классификаций знаний и умений, но все они несколько дублируют друг друга. Поэтому остановимся на двух из них. Н. В. Кузьминой была предложена следующая структура знаний учителя:

  • Знания содержания деятельности (предмета);

  • Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия);

  • Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения - труд, общение, познание);

  • Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;

  • Знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Далее Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения (см. рисунок 1).


Рисунок 1 – Уровень педагогической деятельности

Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.

И. Ф. Демидова проводила исследования, в ходе которых была опрошена большая группа работающих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе. В результате получилась следующая классификация.

Знания

  1. О закономерностях формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).

  2. Об особенностях темпераметра и характера детей.

  3. О формировании и развитии способностей.

  4. О способах управления своим психическим состоянием.

  5. О возрастных особенностях протекания познавательных психических процессов.

  6. Об особенностях и закономерностях формирования личности на каждом возрастном этапе.

  7. О психологических закономерностях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

  8. О работе с «трудными» детьми.

Умения

  1. Анализировать и изучать

    1. Интересы и склонности учеников,

    2. Положительные черты и недостатки учеников,

    3. Сильные и слабые стороны учебной деятельности учеников.

  1. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания.

  2. Осуществлять учебную работу с учетом особенностей развития психических процессов учеников (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, эмоции, воля).

  3. Выявлять и развивать способности.

  4. Оказывать помощь школьнику в развитии его волевых качеств, формирования его личности.

  5. Организовать внимание детей, быстро включать их в деятельность.

  6. Строить процесс воспитания и обучения с учетом возраста.

  7. Применять разнообразные формы обучения (индивидуальная, фронтальная, групповая) с учетом психических особенностей класса и отдельных учащихся.

  8. Устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися.

  9. Формировать и поддерживать доброжелательные отношения с родителями.

  10. Улаживать конфликты.

  11. Выслушивать собеседника, стать на его место, взглянуть на проблему его глазами.

  12. Найти психологически верный тон с каждым собеседником.

  13. Психологически грамотно выстраивать взаимоотношения с классом и отдельными учащимися.

  14. Развивать качества личности, необходимые для бесконфликтного общения.

  15. Помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении.

  16. Управлять собственным психическим состоянием.

  17. Вырабатывать самому и помогать учащимся в выработке рациональных способов умственной работы, организации рабочего времени.



Таким образом, можно заметить, что объем и направления знаний и умений, которыми должен владеть педагог, велики и разнообразны.

Третья подструктура представляет собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов как форм отражения (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Индивидуальные особенности отдельных психических процессов

Для педагогической деятельности способностями, по мнению В. А. Крутецкого будут:

  1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

  2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.)

  3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

  4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а так же мимики и пантомимики.

  5. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

  6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

  8. Педагогическое воображение – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  9. Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в тоже время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением

(позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Третья подструктура формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями.

Четвертая подструктура представлена на рисунке 4.



Рисунок 4 – Четвертая подструктура


Таким образом, структура личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля деятельности, представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структура личности

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека прежде, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действие педагога импульсивно будет отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты.

И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней. Опытные и профессионально грамотные учителя, знающие и использующие особенности своего индивидуального стиля деятельности в меньшей степени зависят от особенностей темпераметра, их реакции менее спонтанны, они больше опираются в работе на высшие подструктуры.



1.3 Функции индивидуального стиля педагогической деятельности



В методологии стиля выделяются следующие его функции:

1) стиль представляет собой проявление целостности, индивидуальности;

2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности;

3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

Главное в педагогическом общении - создание для учащегося ситуации успеха. Основное внимание учителя должно быть направлено на конструктивное (чтобы ученик мог опереться на отношение педагога к себе), позитивное (своим положительным отношением преподаватель учит обучаемого мыслить категориями успеха) педагогическое оценивание, которое переходит во внутреннее оценивание учеником своих стараний и полученных результатов. Для реализации такого направления в работе с учащимися крайне необходимым является индивидуальный подход к ребенку, основой которого является сформированный учителем индивидуальный стиль собственной педагогической деятельности.

В целях воспитания личности необходимо знание и понимание ее. Важно, чтобы это изучение не составляло, как обычно, вал, поток мероприятий, воспитание «вообще», когда индивидуальная личность фактически утрачивается и всплывает только при случившихся бедах. Учащиеся предпочитают учителей, которые реже применяют дисциплинирующие воздействия, поведение которых отличается гибкостью, адекватно возрасту и индивидуальности ученика и соответствует структуре урока.

Взаимоотношения учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность школьника. Однако в деятельности учителя не всегда складываются хорошие взаимоотношения с учащимися. Во многом это зависит от стиля руководства или от стиля общения с ними, от индивидуального стиля педагогической деятельности. Для того чтобы реализовать условия педагогической деятельности в ее средства, учителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем. В целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, в результате время начинает работать на достижение намеченного результата.

Условия педагогической деятельности превращаются в средства ее оптимального осуществления тогда, когда они:

1) содержат педагогическую «начинку» (по своей сути способствуют достижению педагогического эффекта);

2) создают благоприятные стимулы (внешние и внутренние) для актуализации творческого потенциала личности ученика;

3) становятся опорой для достижения педагогических целей (для этого требуется включение конструктивного мышления, именно оно помогает найти то, на что можно опереться в своей деятельности на данном этапе ее выполнения);

4) латентные, скрытые условия конкретной ситуации становятся объективными, «работающими» и реально влияющими на успешное осуществление педагогической деятельности, если учитель умеет видеть около, если у него развито «боковое», творческое мышление. Следовательно, психолог может помочь педагогу научиться распознавать такие условия, особенно латентные, и учитывать их в конкретной педагогической деятельности.

Хорошие учителя должны быть не анонимными, безликими, а обладать собственными манерами и персональным отношением к обучению и воспитанию. Если педагог не смог выработать индивидуальный стиль в своей профессиональной деятельности, то он не сможет занять авторскую позицию в образовательном процессе и пространстве.

Заключение

Преподаватель - это пример для подражания, об этом должен помнить каждый. Поэтому очень важно то, каким его видят окружающие. Стиль – это одна из важных составляющих. Удалось выяснить что стиль - это владение своим голосом, телом, мимикой, это степень увлеченности предметом. Таким образом, стало понятно, что стиль – это проявление индивидуальности, которая сопряжена с условиями, в которые попадает преподаватель.

Стиль преподавания можно формировать на протяжении всей трудовой деятельности. Несомненно, у каждого человека есть свой стиль, получается и у педагога есть своя система преподавания, в которых можно отметить такие моменты, которые присущи только этому преподавателю. В контрольной работе были рассмотрены принципы, характеристики стилей, их виды. Это своего рода памятка, которую каждый педагог должен носить при себе или хотя бы периодически доставать и смотреть некоторые подпункты.

Часто можно встретить хорошего педагога, с замечательными знаниями, желанием работать, но при этом, попадая на его урок, можно почувствовать какую – то незавершенность, монотонность, однообразность. Это от того, что за основу принимается шаблон, но он не шлифуется и даже не дополняется. А ведь нужно понимать, что учитель – это всё, для ученика. Если ребенку скучно, если он отказывается вникать в суть урока, значит в этом, виноват учитель.

Индивидуальный стиль преподавания вырабатывается из основ. Благодаря индивидуальному стилю преподавательской деятельности, учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции, переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в достижении конечных учебных и воспитательных целей.

Индивидуальный стиль преподавательской деятельности – это комплекса индивидуальных особенностей педагога, таких как, внешний вид, поведение, стиль общения, и видов стилей преподавания, которые наиболее благоприятно сложились за время педагогической деятельности. Так же это индивидуальный способ проведения учебных занятий, который сопровождается неординарными, необычными, интересными подходами. Редко когда можно рассмотреть индивидуальный стиль преподавательской деятельности у молодых, начинающих педагогов, но есть и исключения. В основном, конечно, это педагоги со стажем, которые имеют «за спиной» не один выпуск учеников.

В школах должны проводиться тренинги и дополнительные занятия для педагогов, на которых будут разбираться проблемные вопросы данной направленности, а так же будут приводиться примеры борьбы с ними. Помощь специалистов нужна для того, чтобы преподаватель знал свои сильные и слабые стороны, знал какому стилю руководства близок его собственный стиль. Работа специалистов, психологов нужна для того, чтобы помочь полностью раскрыть скрытые возможности педагога.




Список используемых источников


  1. Григорьева М.М. Психология труда: конспект лекций / М.М. Григорьева. - М.: Высшее образование, 2010. - 192 с.

  2. Данильченко В.М. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования / В.М. Данильченко // Полемика. - 2010. – № 15.

  3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во КГУ, 2012. – 278 с. С. 49.

  4. Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология: Учеб. пос. / О.А. Кондрашихина. - К.: Центр учебной литературы, 2012. - 232 с. С.48-56.

  5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2015. – 544 с. С. 167.

  6. Немов Р.С. Психология Часть III. Психология педагогической деятельности / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. – 688 с. С. 445-457.

  7. Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды / Л.А. Нижегородова // Интеграция. - Челябинск: ЧИПиПКРО, 2012. – С. 32.

  8. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Академия, 2014. – 288 с.

  9. Осипова С.И. Основы педагогического мастерства. Конспект лекций / С.И. Осипова, Т.Г. Дулинец. – Красноярск: СФУ, 2012. - 80 с. С. 59-72.

  10. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / А.М. Павлова; под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2013. – С. 61. 156 с.

  11. Педагогическая психология: учеб. / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 400 с.

  12. Рослякова Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога / Н.И. Рослякова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - №5. - С.72-75.

  13. Словарь литературоведческих терминов / авт.-сост. С.П. Белокурова. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.

  14. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл, 2010. – 199 с.

  15. Философский энциклопедический словарь / Под. ред.: Л.Ф. Ильичева. – М.: Сов. энциклопедия, 2012. – С. 135. 840 с.

  16. Хурматуллина Р.К. Индивидуальный творческий стиль деятельности: теоретический аспект / Р.К. Хурматуллина // Филология И Культура. - 2013. - №1(31). – С. 272-275.

  17. Черепанова Н.В. Проблема становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей начальной школы / Н.В. Черепанова // Известия УГУ. – 2010. – № 6(85). – С. 41-50.

  18. Шукова Г.В. Психодиагностика педагогических работников. Научный отчет / Г.В. Шукова. – ИНИМ РАО, Москва. 2011 – 54 с.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее