«Зимний фестиваль знаний 2026»

Дидактические игры по ознакомлению с жанрами живописи. ПОРТРЕТ

Подборка дидактических игр по знакомству дошкольников с жанром искусства "Портрет"

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Подборка дидактических игр по развитию изобразительной деятельности и приобщению к искусству детей старшего дошкольного Жанр живописи «ПОРТРЕТ»

1. Жанры живописи

Цели

1 .Закреплять знания детей жанрах живописи(пейзаж, портрет, натюрморт), их особенностях , специфике

2.Закрепить в речи детей название жанров живописи. Учить отличать и называть их. Развивать связную речь, умение объяснять свой выбор, пространственное и логическое мышление.

3 .Развивать зрительное восприятие.

4.Развивать произвольное внимание, память.

5. развивать мелкую моторику.

Задания

1 Выбрать карточки с предметами заданного жанра живописи 2 Что лишнее? Выбрать из нескольких карточек изображение не относящееся к данному жанру живописи.

3. Взрослый показывает карточки в любом порядке. Дети называют жанры живописи

Соревнование по командам.

2.Узнай по профилю.

Закрепить знания о персонажах сказок, о жанре портрете, о понятии профиль (если лицо человека рисуется сбоку-это называется профиль). Учить определять персонажей по силуэтному профилю, характерным головным уборам, прическам, описывать внешний вид и признаки, по которым узнали сказочного героя.

Закрепить в речи названия частей лица, умение согласовывать прилагательное с существительным (длинный деревянный нос у Буратино) Использовать силуэты для отработки технических приемов рисования.

Материал: Вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок. Ход. Детям раздаются карточки с силуэтами. Ребенок угадывает персонажа, описывает его внешний вид, характер (Винни-пух, ослик Иа, Чебурашка, крокодил Гена и др.)

3.Человек в движении

Закрепить знания детей о людях разных профессий, работе, которую они выполняют, инструментах.

Познакомить со способами передачи в рисунке несложных движений человека.

Подг. Упражнять в самостоятельном рисовании схем по картинкам, «превращении» схемы в человека какой-либо профессии

Закрепить в речи название профессий, орудий труда, действий, умение составлть простые предложения.

1 вар (ст). Рассмотреть, назвать профессии по вопросу на карточке.

2 вар.подобрать схемы к карточкам-рисункам.

3 вар. Нарисовать схему по образцу.

4 вар. Самостоятельно нарисовать схему по рисунку.


4.Найди близнецов .Портреты

Закрепить знания о жанре портрета, о составных частях лица (воломы, лоб, глаза, нос, губы, скулы, уши, подбородок). Развивать умение находить двух похожих детей –мальчика и девочку, составлять сравнительный описательный рассказ, обосновывая свой выбор.Материал 12 карточек с портретами мальчиков и девочек

5.Найди недостаток в портрете .

Уточнить знания детей о портрете, как жанре живописи. Закрепить знания о частях лица.

Ст.гр. лоб, волосы, брови, глаза, нос, щеки. рот, губы, уши.

Подг. + веки, ресницы, зрачки, ноздри, скулы, подбородок. Закрепить в речи название частей лица. Учить определять недостающие части лица в рисунке, рассказывать , какую функцию они выполняют. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, связную речь.

Материал:10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками в портрете. Игровое задание: Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, для чего они нужны человеку.



6. Эмоции в портрете .подбери пару

Продолжать знакомить детей с мимикой в портрете, как средством передачи художественного образа. Закрепить в речи детей название частей лица, эмоциональных состояний. Учить детей замечать и обьяснять, как изменяется положение бровей, губ при изменении настроения.Формировать у детей представление о портрете как жанре живописи.

Игровые задания.

Ст.гр. Найти парные картинки, где изображены дети с одинаковыми эмоциональными состояниями, обьяснить свой выбор.

Подг. Подобрать к портрету карточку с эмоциями. Рассказать, что хотел передать художник в портрете.

7.Узнай портрет по описанию .

Развивать умение детей внимательно слушать описание внешности сказочного героя, обращая внимание на цвет волос, глаз, форму, величину рта, носа, находит портрет по описанию.

Закрепить умение рисовать фигуру человека, сказочного героя, передавая в рисунке особенности, отмеченные авторм литературного произведения.

Выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков.

Учить самостоятельно составлять словесное описание, развивать связную речь

8.Человек в движении . профессии .

Закрепить знания детей о людях разных профессий, работе, которую они выполняют, инструментах.

Познакомить со способами передачи в рисунке несложных движений человека.

Подг. Упражнять в самостоятельном рисовании схем по картинкам, «превращении» схемы в человека какой-либо профессии

Закрепить в речи название профессий, орудий труда, действий, умение составлть простые предложения.

1 вар (ст). Рассмотреть, назвать профессии по вопросу на карточке.

2 вар.подобрать схемы к карточкам-рисункам.

3 вар. Нарисовать схему по образцу.

4 вар. Самостоятельно нарисовать схему по рисунку.


9 Игра – упражнение «Опиши соседа»


Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.


10.Чувства и эмоции. Портрет. . .

Продолжать знакомить детей с мимикой в портрете, как средством передачи художественного образа. Закрепить в речи название частей лица, эмоциональных состояний. Учить детей называть и объяснять , как изменяется положение бровей, кончиков губ при изменении настроения. Формировать у детей умение отражать в сюжетном рисовании эмоциональное состояние персонажей.

Игровое задание:

Рассмотреть рисунки, оценить ситуации, изображенные на них. Определить, какое чувство испытывает каждый ребенок.

Подобрать схемы эмоций к каждой ситуации, объяснить свой выбор.(играет 2-3 человека). Нарисовать портрет.

11.Узнай настроение. Портреты. .

Расширять и уточнять представление детей об эмоциональных состояниях человека. Учить определять настроение изображенного человека, обращая внимание на лицо, глаза, губы, позу, жесты. Учить понимать «язык эмоций». Развивать образную речь, подбирать определения, синонимы, сравнения. Формировать умение отражать в сюжетном рисовании эмоциональное состояние персонажей.

12.Нарисуй портрет . .

Учить детей рисовать портреты, используя шаблоны, соблюдая пропорции и расположение частей лица. Учить рисовать веселые, смешные портреты, составлять портрет, подбирая подходящие для каждой эмоции положение глаз, бровей, губ(веселье, грусть, плач, спокойное состояние, удивление, испуг). Расширять и уточнять представления детей об эмоциональных состояниях человека. Задание: нарисовать с помощью карточек смешные портреты. Рассказать, какое настроение у твоего героя.

13«Портреты» 


Цель: научить детей изображать портрет человека, используя шаблоны. 
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. 
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет



Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».


Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.



Игра « Найди эмоцию».


Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям  пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают глядя на картину


Игра «Чего не стало в портрете ?».


Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую -то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее