«Осенний фестиваль знаний 2024»

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Данная статья написана на курсах русского языка и литературы и опубликовалась в сборнике статей

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Использование современных образовательных технологий

на уроках русского языка

Ни для кого не секрет что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливо труда учителя – словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.

Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.

В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Как же заинтересовать учащихся?

Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операция, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.
Объект исследования – процесс развития учащихся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования - средства русского языка и литературы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.

Цель исследования - выявить и обосновать применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Задачи исследования:

  1. Определить методы, приёмы, технологии, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.

  2. Обобщить педагогический опыт развитию способностей учащихся.

  3. Раскрыть суть применяемых СОТ, обосновать их эффективность.

Гипотеза. Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять современные технологии, приёмы и методы , способствующие развитию учащихся.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

  1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка.(Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)


  2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)

  3. Обоснованный ответ. (Задания формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ.)

  4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения.

Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом помогут нам современные образовательные технологии.

Какие же технологии я использую на своих уроках?

  1. Информационно-коммуникативные технологии

  2. Технология «Метод проектов»

  3. Технология проблемного обучения

  4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  5. Технология модульного обучения

  6. Игровые технологии

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

ИКТ целесообразна использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения интегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

С какой целью применяю компьютер на уроках?

- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

-организация самостоятельной работы учащихся;

-тестирование (тестовый контроль с помощью компьютера).

Активно использую интерактивную доску и проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом (изображениями);

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

- демонстрация презентаций, созданных учащимися;

- создание с помощью шаблонов изображений собственных заданий для занятий и т.п.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут.

Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

- изучение нового материала и формирование новых умений;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- комбинированные урок;

Используя информационно-коммуникативные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:

- зрительное восприятие;

- вставка букв;

- постановка знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка;

- редактирование текста.

Технология «Метод проектов»

Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Метод проектов решает следующие задачи:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися – поиск проблемы. Ядро проекта – исследовательская работа учащихся (НПК). Отличительная черта метода проекта – поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта – презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и индивидуальной форме. Пример, 6 класс – индивидуальные проекты «Что в имении моём», 7-8 классы – групповые проекты «Школьные жаргонизмы», 9 класс – «Путешествие по Пушкинским местам».

Считаю, что проектная деятельность один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.

На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегающие усвоение правописания лингвистические сказки, уроки – путешествия, уроки – КВН, экскурсии.

Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, «Лингвистический марафон», конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности развивать интеллектуальные способности.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Наша главная цель – это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее