Творческая мастерская « ИКТ-компетентность учителя и школьника»
В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Темпы их преобразований несколько высоки, что человеку в своей жизни приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования в первую очередь самообразования, человек должен владеть различными видами компетентностей, самой главной среди которых можно считать ИКТ-компетентность.
ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению.
Так, некоторые требования к результатам образования, согласно
стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий.
Выпускник должен:
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.
Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью. На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.
ИКТ –компетентность - одна из базовых компетентностей современного педагога
ИКТ-компетентность педагога предполагает, что он
-активно участвует в формировании информационно образовательной среды школы;
-применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;
использует компьютер как средство управления информацией;
-свободно работает с информацией в сети Интернет.
Современный педагог должен
-знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;
-владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);
-знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;
-владеть методикой дистанционного обучения.
Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.
В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.
Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.
Учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо:
-составить временную структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;
-отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;
-рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;
-отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;
-составить поминутный план урока.
Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.
Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз и в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Класс | Непрерывная длительность (мин), не более | |||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранов отражённого свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранов отражённого свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослуши вание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
5-7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |
8-11 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |
Что же такое ИКТ-компетентность школьника?
ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Информационные технологии
Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками.
Компьютерная технология обучения
В любой технологии обучения есть предметно-независимые элементы и элементы существенно зависящие от предметной области. В разработке компьютерной технологии можно выделить следующие этапы: выбор целей разработки компьютерной технологии; анализ предполагаемых результатов; выбор варианта компьютерной технологии; определение содержания обучения; определение последовательности изучения разделов и тем.
Вариант компьютерной технологии выбирается в соответствии с техническими возможностями: простейшая форма – интегрированные с курсом информатики уроки по отдельным темам предмета.
ЧТО ТАКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ?
Презентация – это практика показа и объяснения материала для аудитории или учащегося.
Другими словами, это способ более доступно и наглядно рассказать какой-либо материал аудитории. Также предполагается, что вы, скорее всего, будете делать это перед зрителями, то есть выступать.
Любую презентацию можно разделить на две составляющие:
-
Первая – это текст, который предстоит произносить. Обратите внимание, что это главная часть вашей презентации.
-
Второй же, более второстепенной частью является набор слайдов, который помогает более наглядно передать суть вашего выступления.
Но на второстепенность слайдов мало кто обращает внимание. В результате набирается множество ошибок, которые превращают презентацию в скучный и нудный бубнеж под меняющиеся, не связанные друг с другом слайды. Как раз набор этих ошибок являются то, чем не должна быть презентация.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.