«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Икона - окно в Божий мир"

Урок по теме «Икона» в 4 классе предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Разработан на основе учебника О.Л. Янушкявичене. – М.: Русское слово – учебник», 2013. Урок имеет серьезную нравственную составляющую. Сейчас социализация детей проходит чаще всего стихийно, ценности складываются под воздействием Интернета, телевидения, дети поверхностно знакомы с христианскими ценностями. Большая роль в воспитании нравственности лежит на школе, уроки по Основам православной культуры способствуют решению этой задачи. Урок знакомит детей с особенностями русской иконописи. «языком» и духовным миром иконы, воспитывает бережное отношение к ней.

Урок построен на принципах мыследеятельностной педагогики, что отвечает требованиям ФГОС. Одной из проблем при подготовке к уроку был отбор материала (икон много, трактовка символики икон более глубокая и сложная), необходимо было учитывать возраст детей, не оттолкнуть их от восприятия христианской святыни. В чем – то материал пришлось упрощать.

Примечание: текст сценария выполнен в размере 12, т.к при оформлении материала в таблице, шрифт 14 очень неудобен.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сценарий урока «Икона – окно в Божий мир»



Цель: способствовать усвоению обучающимися знаний о православной иконе

Задачи:

  1. Организовать работу обучающихся по выяснению особенностей иконописного изображения и духовной сущности иконы через работу с источниками информации

  2. Развивать УУД:

Предметные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях иконы; читать «язык» иконы

Личностные : осознание культурной идентичности, уважение к культуре народа.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, анализировать объекты с целью выделения признаков

Коммуникативные: участвовать в обсуждении материала, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять рефлексию своих действий, осуществлять сотрудничество в групповой работе

  1. Способствовать воспитанию благоговейного отношения к иконе

Оснащение:

  1. Моноблок,проектор

  2. Электронная презентация (Слайд 22 нажать, будет песнопение)

  3. Тексты с песнопением Владимирской Богородице

  4. Иконы

Формы работы: фронтальная, групповая

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.



Ход урока

этап

время

деятельность учителя

деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

2мин

Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи. ( Хлопают друг друга по ладоням)



Актуализация знаний

4 мин

Слайды 1-2

Самопроверка.На второе задание выслушиваются все ответы, обсуждение

Постановка проблемы

3мин

Определение темы урока

Слайд 3

Многие из вас видели иконы. Вспомните, где? Учитель конкретизирует тему урока Слайд 4

Побуждающий вопрос Как вы можете объяснить тему урока.

Выявление затруднения

Все предположения кратко фиксируются на доске (Корзина идей)

Слайд 5 Выявление затруднения.

  • Почему возникли затруднения?

  • Чего мы еще не знаем?

Сегодня мы поговорим о том, что такое икона, узнаем о ее происхождении, познакомимся с языком иконописи, а также узнаем о ее предназначении



Предполагаемые ответы: Икона





Выдвигают гипотезы






Группируют изображения


Побуждающий диалог

Открытие нового знания

Вопрос 1.Откуда же появились иконы?



























































Вопрос 2. Особенности иконописного изображения































Вопрос 3. Символика иконы


















Вопрос 4. Красный угол












Вопрос 5.

Икона Владимирской Богоматери






















4мин



























































12 мин






























5 мин


















3 мин











5 мин


Слайд 6 Определение «Икона»

Слайды 7-9. Рассказ учителя.



Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви:

  • в те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

  • Подумаем над названием: почему Спас, почему нерукотворный?

  • Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни  –  необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса.  С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза.  Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного зрителя и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним.


Слайды 8 -9 Первые иконы на Руси появились одновременно с появлением христианства.

Уже с XIв появились на Руси мастера – иконописцы, они внесли много нового, особенно подчеркивали духовность. Они передавали святость Бога или святого человека символами.

Организация групповой работы

Итак, чем же иконописное изображение отличается от картины?


Организация отчета групп.




Слайд 10

В чем же предназначение иконы?



Слайды 11 – 12. Обобщение сказанного учащимися


Поэтапное закрепление





Физминутка (Приложение3)


Передать святость Бога или святого можно только через символы

А) Символика цвета







Б) Символика изображений







В каждой православной семье есть красный угол. Беседа.

- Предположите, что это значит.

- А у вас дома есть такой красный угол?

- как вы думаете, создает ли особое настроение наличие в доме красного угла? Если да, то какое?

- Раскройте смысл поговорки.



Рассказ Среди бесконечного множества иконописных изображений Богородицы выделяются некоторые, пользующиеся особенным почитанием и окруженные особой верой. Расскажу об одной из них. Самой знаменитой в Древней Руси иконой была «Богоматерь Владимирская , которая стала хранительницей г. Москвы и всего русского государства.

Согласно Церковному Преданию, Сама Богоматерь не только одобрила свою икону, но и сообщила ей благодать свою и силу.

Она принадлежит к типу «Умиление». Мать бережно поддерживает младенца, опирающегося нетвердыми ножками о ее колени; левой рукой он охватил ее шею и прижался к щеке. Облик Богородицы излучает ласку и любовь, но в глазах ее кроется скорбь: ведь она знает. Что сын ее явился в этот мир не для земных радостей и что его ждут немыслимые страдания.

За пять столетий своей жизни на Руси икона Богоматери Владимирской претерпела немало приключений. Князь Андрей Боголюбский тайно увез икону от своего отца, прося ее стать помощницей в его замыслах. Уже по пути на Север икона творила чудеса: вернула к жизни утонувшего в реке княжеского слугу. Потом, когда путники дошли до реки Клязьма, кони, везшие икону, остановились как вкопанные, и князь, поняв указание Богоматери, построил на этом месте церковь и заложил город Боголюбово. Столицей княжества он сделал Владимир и поставил икону в главной церкви города. Когда Золотые ворота однажды обрушились и погребли 12 человек, князь помолился перед иконой, и из-под разобранного развала все вышли невредимыми. Следующие чудеса Богоматери Владимирской связаны с Москвой. В 1395 г. Москве угрожал Тамерлан. Московский князь Василий попросил митрополита доставить ему чудотворную икону из Владимира. Народ встретил ее молением: « Мати Божия!Спаси землю Русскую!». Тамерлан услыхал грозное предупреждение Богородицы, и ушел, не приняв боя. В память о чудесном избавлении был поставлен Сретенский монастырь в Москве (Сретение - встреча), а икона еще не раз избавляла Русь от вражеских нашествий

Организация работы с песнопением Владимирской Богоматери Слайд 22 (Нажать для озвучивания)



- О чем просят молящиеся Богородицу?

- За что они ее благодарят?



Записывают в тетрадь




Слушают учителя и рассматривают слайды презентации




























Спас- Спаситель человечества, Нерукотворный – сделанный не руками


Рассматривают икону Спаса Нерукотворного


















Работа с текстом учебника. Каждая группа получает карточку с заданием (Приложение №1)








По мере отчетов составляется сравнительная таблица.

Слайд 10


Работа с притчей по группам.(Приложение 2) Спикер от каждой группы выражает общее мнение




Слайд 13. Закрепляют полученные знания. Сравнивают с первоначальными предположениями




Учебник. Стр. 123. Читают определение «символ»

Работа со слайдом 14.Сначала ученики выдвигают свои предположения, а затем сравниваем с текстом слайда


Работа со слайдом 15.

Сначала ученики выдвигают свои предположения, а затем сравниваем с текстом слайда


Слайд16.Высказывают свое мнение.

Читают абзац стр. 126. Сравнивают предположения

Мир в семье, нельзя ругаться.






Слайды 17 – 21







































































Вопросы к слайду даны заранее и текст также лежит на партах (Приложение4)

Заступиться, помиловать, не оставить молитвами

Родила Иисуса, дающую радость ожидания пришествия Иисуса Христа, показавшая ,как жить, охраняющая от лукавого (сатаны)

Закрепление знаний

4 мин

Слайды 23-27

Слайд 28 Д/З

  • Принести икону и рассказать о ней.

  • Найти изображение иконы и рассказать о ней.


Самопроверка


Рефлексия

3 мин

1.Принести иконы на урок. Дать подержать в руках

Что чувствуете? Какие мысли?

Сайд 29

  • Я не знал (а), а сегодня я узнал (а)…..

  • Было интересно…..

  • Я понял (а), что…….

  • Было трудно….

  • Теперь, я могу……

  • Меня удивило………..

  • У меня получилось….

  • Своей работой на уроке я


Передают эстафету. Говорят о своих ощущениях и мыслях.



Список литературы

  1. О.Л. Янушкявичене – М.: Русское слово – учебник», 2013

  2. «Современный урок – Единый государственный экзамен» №9-10/2012

  3. Основы православной культуры 1-4 классы. Методические рекомендации. – Спектр-М, 2009

  4. Б.Н. Путилов. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. – С-П.: Азбука. 1998





Приложение 1

Карточка 1

- Где находится источник света на картине и на иконе?

Карточка 2

-Что такое нимб? Изображается ли нимб на картине? Как он изображается на иконе?

Карточка 3

-Как действует закон перспективы на картине, на иконе?

Карточка 4

-Изображение ликов святых на иконах. Как изображаются лица людей на картине?

Приложение 2

Притча «Икона»

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: 
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? 
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. 
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. 
А она ведь была создана не для того, чтобы…, а чтобы …

Приложение 3.

Физминутка

Прилетели ангелочки –

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись,

Крылышки расправили.

В сторону направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Поскакали в высоту.

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами,

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.



Приложение 4

Песнопение Владимирской Богоматери

Пресвятая Дево, Мати Божия, Благая Богородица,

Не остави нас Своею вечною и доброю молитвою,

Вознеси над нашими главами и душами, аки Голубица,

Светлую явленную и радость ожидания прими Свою.


Заступися и помилуй, Мати, Христа Бога умоляющая,

Телом и душою показавшая нам людям благочестие,

На пути идущего лукавых и нечистых удаляющая,

Бога ожидающим приносишь Ты радостное известие.


Радуйся, Пренепорочная, и радуйся, Присноблаженная.

Светом Небеси от этой радости души согреваются.

Образа Твои сияют помощью и верою нетленною.

Чудными иконами Твоими разум с телом укрепляются.


Возблагодарим Тя, Дево, радости на сердце исполнение,

В покаянии зовем Тя, Ты душевной скорби победительница.

Вседержавная Царице, всяким человеком наставление.

Христа Бога рождшая и Веры Православной сохранительница.


Пресвятая Дево, Мати Божия, Благая Богородица,

Не остави нас Своею вечною и доброю молитвою.












уси Руси мастер

Содержимое разработки

Вспомним Что в православии является символом спасения? А) храм Б) икона В) крест 2. Напиши памятку, как вести себя в храме (3 предложения) 3. Что такое иконостас? А) рама, в которой находится икона Б) часть храма, где молятся священники В) ряд икон перед алтарем

Вспомним

  • Что в православии является символом спасения?

А) храм

Б) икона

В) крест

2. Напиши памятку, как вести себя в храме (3 предложения)

3. Что такое иконостас?

А) рама, в которой находится икона

Б) часть храма, где молятся священники

В) ряд икон перед алтарем

Проверим

Проверим

  • В
  • Примерно: нельзя смеяться, громко разговаривать, шутить…
  • В
Икона – окно в Божий мир

Икона – окно в Божий мир

Где картина, а где икона? -Какие из предложенных изображений вы бы поместили в храме? Почему?   1 2 3 4 8 5 6 7

Где картина, а где икона? -Какие из предложенных изображений вы бы поместили в храме? Почему?

1

2

3

4

8

5

6

7

Икона

Икона

  • Икона - в переводе с греческого языка - «Образ» - это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными правилами
Происхождение Спас Нерукотворный

Происхождение

Спас Нерукотворный

Появление на Руси

Появление на Руси

Иконописцы Андрей Рублев Феофан Грек

Иконописцы

Андрей Рублев

Феофан Грек

В чем отличие ? Икона Свет Картина Свет проступает через фигуру и лицо святого, нет теней. Нимб Свет идет идет снаружи, есть тени Обязательно золотой круг вокруг головы – символ божественного света Перспектива Нимба нет Линии не сужаются к горизонту, а уходят в бесконечность Изображение лиц Линии сужаются к горизонту. Сливаются вдали Раскрывается образ Божий в человеке, его душевные качества Изображают эмоции человека

В чем отличие ?

Икона

Свет

Картина

Свет проступает через фигуру и лицо святого, нет теней.

Нимб

Свет идет идет снаружи, есть тени

Обязательно золотой круг вокруг головы – символ божественного света

Перспектива

Нимба нет

Линии не сужаются к горизонту, а уходят в бесконечность

Изображение лиц

Линии сужаются к горизонту. Сливаются вдали

Раскрывается образ Божий в человеке, его душевные качества

Изображают эмоции человека

Для чего созданы иконы? Молитва - разговор с Богом. Подражание жизни святых

Для чего созданы иконы?

Молитва - разговор с Богом.

Подражание жизни святых

Мир иконы Надежность, умиротворение Светлый и чистый Через икону Бог и святые общаются с нами, видят нашу душу Приглашает к молитве, к подражанию жизни святых, а значит, к добродетели Спас Звенигородский Андрей Рублев Очищает душу Дает силы

Мир иконы

Надежность, умиротворение

Светлый и чистый

Через икону Бог и святые общаются с нами, видят нашу душу

Приглашает к молитве, к подражанию жизни святых, а значит, к добродетели

Спас Звенигородский

Андрей Рублев

Очищает душу

Дает силы

Иконы Картины

Иконы

Картины

Символика русской иконы        нравственная чистота, Небесный цвет, цвет рая надежда, цвет жизни мученически пролитая кровь, подвиг. символ спасения человечества Цвет неба, духовности и вечной истины Золотой – Божественный цвет

Символика русской иконы

нравственная чистота, Небесный цвет, цвет рая

надежда, цвет жизни

мученически пролитая кровь, подвиг. символ спасения человечества

Цвет неба, духовности и вечной истины

Золотой – Божественный цвет

Символика изображений Нимб- Символ святости Крест – спасение, мученичество и воскресение Книга, свиток – учение Христа Горы – символ духовного, Небесного мира

Символика изображений

Нимб-

Символ

святости

Крест – спасение, мученичество и воскресение

Книга,

свиток – учение Христа

Горы – символ духовного, Небесного мира

Красный угол

Красный угол

  • Как влияет на атмосферу в доме?
  • Как понять:«Хоть всех святых выноси »?
Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы
  • Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы
Икона Владимирской Богоматери

Икона Владимирской Богоматери

Боголюбово Боголюбовский монастырь Церковь Покрова на Нерли

Боголюбово

Боголюбовский монастырь

Церковь Покрова на Нерли

Избавление от угрозы Тамерлана : « Мати Божия!Спаси землю Русскую!». Мати Божия!Спаси землю Русскую!».

Избавление от угрозы Тамерлана

: « Мати Божия!Спаси землю Русскую!».

Мати Божия!Спаси землю Русскую!».

Сретенский монастырь и Сретенская улица в Москве

Сретенский монастырь и Сретенская улица в Москве

Подумаем 1.Как строится изображение на иконе? А) как на картине – все линии сужаются к горизонту Б) линии к горизонту не сужаются, а расходятся В) линии к горизонту уходят в бесконечность

Подумаем

1.Как строится изображение на иконе?

А) как на картине – все линии сужаются к горизонту

Б) линии к горизонту не сужаются, а расходятся

В) линии к горизонту уходят в бесконечность

Подумаем 2.От какого события получила свое название улица Сретенка в Москве? А) от встречи народного войска с войском Тамерлана Б) от встречи на этой улице военачальников с народом В) от встречи народом Владимирской иконы Божьей матери в этом месте

Подумаем

2.От какого события получила свое название улица Сретенка в Москве?

А) от встречи народного войска с войском Тамерлана

Б) от встречи на этой улице военачальников с народом

В) от встречи народом Владимирской иконы Божьей матери в этом месте

Подумаем 3.Что такое красный угол? А) угол, где висят семейные фотографии Б) место, где стоят иконы В) место, где на полочках стоят красивые вещи

Подумаем

3.Что такое красный угол?

А) угол, где висят семейные фотографии

Б) место, где стоят иконы

В) место, где на полочках стоят красивые вещи

Подумаем 4.Выбери соответствие:  Линии сходятся к горизонту Перед ней молятся Окно в Божий мир Изображение обыденных ситуаций, занятий людей Присутствие тени Изображение борьбы и зла Изображение священных символов . А) Картина Б) Икона

Подумаем

4.Выбери соответствие:

  • Линии сходятся к горизонту
  • Перед ней молятся
  • Окно в Божий мир
  • Изображение обыденных ситуаций, занятий людей
  • Присутствие тени
  • Изображение борьбы и зла
  • Изображение священных символов .

А) Картина

Б) Икона

Ответы

Ответы

  • БВ
  • В
  • Б
  • 1А,2Б, 3Б, 4А,5А,6А, 7Б
Д/З

Д/З

  • Принести икону и рассказать о ней.
  • Найти изображение иконы и рассказать о ней. ( если нет иконы дома)
Я не знал (а), а сегодня я узнал (а)…..  Было интересно…..  Я понял (а), что…….  Было трудно….  Теперь, я могу……  Меня удивило……….. У меня получилось…. Своей работой на уроке я …..
  • Я не знал (а), а сегодня я узнал (а)…..
  • Было интересно…..
  • Я понял (а), что…….
  • Было трудно….
  • Теперь, я могу……
  • Меня удивило………..
  • У меня получилось….
  • Своей работой на уроке я …..

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее