Игры и упражнения для активизации и пополнения лексикона у старших дошкольников
1.Игра «Кому угощение?»
Взрослый называет слова (кто чем питается), а ребенок называет животное, которое это ест. Например: молоко – кошка, бананы – мартышка, сено – корова и т.д. И наоборот, взрослый называет животное, а ребенок то, чем оно питается.
2. Игра «Назови части предмета»
Рассмотрите с ребенком предмет (или изображение предмета) и предложите назвать части, из которых он состоит. Например, чайник – носик, ручка, крышка, дно; рубашка – рукава, пуговицы, карманы, воротник, манжеты.
3.Игра: «Мяч бросай и слова называй»
Взрослый называет обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Например: фрукт – банан; посуда – тарелка; цветы – ромашка и т.д.
4.Игра: «Кто кем был или что чем было»
Взрослый задает вопросы: Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.
5. Игра «Полслова за вами»
Взрослый бросает мяч ребенку и громко говорит половину какого-нибудь слова, например теле-..; паро-… Ребенок ловит мяч и называет его вторую половину. Например, …-воз, …-фон.
6. «Животные и их детеныши»
Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Например, У тигра - …, у льва - …, у слона - …, у оленя -…, у лося - …, у лисы - .
7. Игра «Скажи ласково»
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - шапочка, белка -белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка.
8.Игра «Один - много»
Взрослый бросает мяч, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол - столы, двор - дворы, нос - носы, гора - горы, нора – норы.
9.Игра «Веселый счет»
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь - пять лебедей, один журавль - пять журавлей.
10. Игра «Бывает - не бывает».
Взрослый называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч ребенку, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймав мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребенок дает полный ответ, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.


