«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Игровые технологии в дополнительном образовании»

В данной разработке представлены игры, которые можно использовать педагогам на классных часах.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

ПДО Михайловская И.В.

Мастер- класс

«Игровые технологии в дополнительном образовании»

Место проведения: «Детско-юношеский центр», кабинет №

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Продолжительность: 45 минут

Структура мастер-класса: включает в себя два блока организационно-теоретический и практический

Методическое оснащение

Методы: словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Педагогические приемы предусматривают: свободу выбора (в любом действии существует право выбора), открытость (не просто обучать, а ставить проблемы решение которых надо найти сообща), деятельность

( применение полученных знаний на практике в игре), обратная связь (необходимо постоянно держать под контролем весь игровой процесс, используя приемы обратной связи.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальное сопровождение, ушки медведей или маски, фломастеры, бумага А4 формат, газеты.

Цель: повышение у педагогов интереса к использованию игровых технологий в учебно-воспитательном процессе; познакомить педагогов с особенностями организации игровой деятельности в ДО.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в игровых технологиях;

- способствовать развитию творческой активности ПДО;

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использования игровых технологий.

- рефлексия собственного педагогического, профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ожидаемый результат: участники мастер – класса получат знания о применение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе детского объединения, смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер – классе.




Ход мастер-класса

Организационно-теоретический блок

Добрый день! Уважаемые коллеги, приятно видеть Вас в этом кабинете, на нашем мастер классе, посвященном игровым технологиям. Надеюсь, он для вас будет интересным и полезным, а самое главное принесет море положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой.

Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. 

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Выделяют следующие функции игры:

• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);

• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);

• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);

• коммуникативная (любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);

• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);

• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).

Таким образом, игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому ребенку приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.

Поэтому при подготовке любого типа игры необходимо учитывать ряд обязательных требований:

- игра не может возникнуть из не откуда должна обязательно быть предыстория события;

- предъявлены четкие инструкции;

- предъявлен четкий инструктаж по ТБ и правил поведения;

- определены критерии оценки;

- созданы команды участников игры или выбраны ведущие;

Когда все критерии обговорены участниками, можно начинать игру.

Практический блок

Прежде чем мы с вами перейдем к игровой деятельности я бы хотела узнать «Какое настроение у вас сейчас?» Игра «Радужное настроение»

Перед вами лежит листок с рисунком радуги. Выберите цветную полоску на радуге, которая вам больше всего понравилась именно в данный момент. Теперь вы можете на следующем слайде прочитать толкование цвета ( приложение 1).

Уважаемые коллеги , мы переходим с Вами к практической части нашего мастер-класса. (Приложение 2)

Игра «Домино»

Игра «Медведь Гризли»

Игра «Ромео и Джульетта»

Игра «Намастэ»

Игра «Агент 007»

Игра «Индийский футбол»

Игра «Мой лучший друг»

Преимущества игр

1 Полученные в процессе игры опыт и переживания запоминаются и сохраняются в течение длительного времени.

2 Участники игры получают положительные эмоции.

3 Игра дает возможность понять, как чувствуют себя другие люди, попадая в конкретные ситуации

4 Игра предоставляет возможность участникам усвоить и закрепить различные модели поведения


Рефлексия: Уважаемые коллеги, мне бы хотелось узнать Ваше мнение о сегодняшнем мастер классе, просим вас на радуге дописать предложения! Мы отлично с Вами сегодня поработали, до новых встреч!


Литература

1.Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001

3.Н.Е. Щуркова « Игровые методики». М.: Педагогическое общество России. 2001 г.

4.В.М.Лизинский «Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы». М., 1996 г.

5. Б.В.Куприянов , Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.

6.Интернет ресурсы


Приложение 1

Значение цвета

Красный – жизненная сила, активность, стремление добиться успеха в любых начинаниях, богат ассоциациями

Оранжевый – цвет теплоты, энергии и силы, символизирует направленность на взаимодействия и успех, усиливает активность

Желтый – символ лёгкости и радостного восприятия окружающего, открытый для общения, вызывает желание действовать

Зеленый – цвет упорства и твердости, способствует повышению уверенности в себе, богат многочисленными ассоциациями

Голубой – спокойный, содействует сентиментальному настроению не активен.

Синий - цвет покоя, постоянство и расслабления, не импульсивен, сначала все анализирует.

Фиолетовый- олицетворяет все не стандартное, цвет нашей фантазии, волшебства и магии, тревожность.



Приложение 2

Игра « Особое домино»

Цель игры: способствовать формированию межличностных, доброжелательных отношений учащихся.

Задачи: способствовать сплочению детского коллектива, развивать доверие между ребятами; содействовать формированию навыкам коммуникативного, толерантного общения

Ожидаемые результаты: умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми; умение общаться, проявляя положительные эмоции; создание положительных ситуаций общения.

Ввод в игру

Ребята я предлагаю Вам принять участия в очень интересной игре «Особенное домино». Мы все вместе составим один большой круг, состоящий из «камней», соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек, связывающий нас между собой. Вы сейчас сможете понять и увидеть, что мы с Вами все разные, но у нас есть очень много общего. Сейчас я расскажу вам, как должна протекать эта игра.

Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С левой стороны, я ношу очки, а с правой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С правой стороны, я люблю мороженое, а с левой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Данная игра адаптируется к разным направлениям обучающей деятельности. Например: можно использовать по изучению правил дорожного движения детям предлагается выстроить домино по одной группе дорожных знаков, или правил поведения в автобусе, транспорте и т.д. Начальная фраза будет: «Я с левой стороны знаю предупреждающий знак дети а справой знак запрещающий «движение пешеходов запрещено»: «Я с левой стороны в автобусе не пью сок, а справой уступаю место старшим»

Игра «Медведь Гризли»

Цель игры: способствовать формированию межличностных, доброжелательных отношений учащихся.

Задачи: способствовать сплочению детского коллектива, развивать доверие между ребятами; содействовать формированию навыкам коммуникативного, толерантного общения.

Ожидаемые результаты: умение общаться, проявляя положительные эмоции; создание положительных ситуаций общения.

Ввод в игру

Ребята далеко, далеко на крайнем севере живут белые медведи. Это очень веселые медведи, их любимое занятие это танцы на воде. Они включают музыку и танцуют. (ведущий показывает движения) а когда музыка затихала ,белые медведи запрыгивают на льдину, но не просто так, а надо высоко прыгнуть и хлопнуть в ладоши, это надо для того чтобы льдина не перевернулась. Но рядом с льдинами есть скала и там живет медведь гризли, он совсем один и ему конечно скучно. И поэтому медведь гризли придумал как ему не скучать в одиночестве. Он как затихала музыка выходил на охоту и ловил белых медведей которые не успевали запрыгнуть на льдину. Медведь Гризли уводил их к себе в пещеру а наследующий день они уже выходили на охоту вдвоем.

Правила игры: Ведущий игры –медведь Гризли, на пол стелются газеты и дети танцуют под музыку вокруг газет, как только музыка затихает дети запрыгивает на газеты но кто не успел или запрыгнул не хлопнув уходят с медведем гризли и становятся тоже медведями Гризли.

Данная игра адаптируется к разным направлениям обучающей деятельности.Например можно использовать по изучению правил дорожного движения: на льдинах написать группы знаков и участник должен запрыгнуть именно на свою льдину. Можно играть без сопровождение музыки ориентируясь на демонстрацию знаков разрешено движения белые медведи танцуют запрещено медведь гризли выходит на охоту.

Игра «Мой лучший друг»

Ввод в игру

В далекой, далекой галактике в космическом пространстве бороздили ракеты с разных планет. У всех космических жителей был разный язык общения, и поэтому очень трудно было понять доброжелательно ли относятся космический сосед или он хочет завоевать вашу ракету или планету. И собрался межгалактический совет и решил, что лучше всего начинать общения это с нарисованного портрета своих соседей.

Правило игры участники садятся друг напротив друга берут фломастер и белый лист бумаги и кладут лист бумаги на голову и рисуют своего соседа напротив, на своем листе бумаги, который лежит на своей голове.

Данная игра адаптируется к разным направлениям обучающей деятельности.Например: можно использовать по изучению правил дорожного движения дети рисуют дорожный знак, который закреплен на участнике напротив.

Рефлексивный этап

В заключительной части любой игры надо с учащимся обязательно проговорить самые запоминающие аспекты, моменты и подвести их к начальной цели игры.

Например вопросы для обсуждения:

1. Что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

2. Старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;

3. Что нового они узнали друг о друге;

4. Что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

5. Что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

6. Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

7. Важно ли дружить с разными детьми или надо только дружить с похожими на себя?

8. Дружба зависит от того где проживает друг?

9. нужно ли помогать и поддерживать своего товарища, если вы в команде? и т.д.





Доклад

Добрый утро! Уважаемые коллеги, приятно видеть Вас в этом кабинете, на нашем мастер классе, посвященном игровым технологиям. Надеюсь, он для вас будет интересным и полезным, а самое главное принесет море положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой.


Структура мастер-класса: включает в себя два блока организационно-теоретический и практический. В организационно теоритическом поставлена цель,задачи для ее достижения, также представлен к вниманию виды игр и функциональное их предназначение в жизни ребенка. Я предлагаю вам пропустить теоретический блок в связи с тем что у нас время ограничено. Вы можете более подробно ознакомиться с выше перечисленным в печатной разработке. А вот практический блок остановимся по подробней.

И так начинаем уважаемые коллеги. Я придерживаюсь такого мнения, что для продолжения нашей работы на позитивной ноте мне надо узнать какое у вас эмоциональное состояние предлагаю к вашему вниманию «Радужное настроение»

Перед вами лежит листок с рисунком радуги. Выберите цветную полоску на радуге, которая вам больше всего понравилась именно в данный момент. Коллеги меня интересует кто выбрал желтый цвет? Красный?Оранжевый?

Теперь вы можете на следующем слайде прочитать толкование цвета .

Уважаемые коллеги к вашему внимания я представляю

Игру « Особенное Домино»

Что самое важное в начале игры – это заинтересовать детей. А как мы можем их заинтересовать по моему мнению это интересной историей!

Ввод в игру

В некотором царстве в некотором государстве у жителей страны Домино очень часто случался торнадо, ветер такой силы что мог унести и домики и животных и самих жителей, и для того чтобы торнадо не смог их унести они придумали игру «Особое домино» Дозорный как только увидит на горизонте вихри торнадо начинал быстро кричать я с левой стороны люблю есть мороженное, а справой люблю собак……..


Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С левой стороны, я ношу очки, а с правой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С правой стороны, я люблю мороженое, а с левой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Данная игра адаптируется к разным направлениям обучающей деятельности.

Например: можно использовать по изучению правил дорожного движения детям предлагается выстроить домино по одной группе дорожных знаков, или правил поведения в автобусе, транспорте и т.д. Начальная фраза будет: «Я с левой стороны знаю предупреждающий знак дети а справой знак запрещающий «движение пешеходов запрещено»: «Я с левой стороны в автобусе не пью сок, а справой уступаю место старшим»


Игра «Медведь Гризли»

Цель игры: способствовать формированию межличностных, доброжелательных отношений учащихся.

Задачи:

-способствовать сплочению детского коллектива, развивать доверие между ребятами;

- содействовать формированию навыкам коммуникативного, толерантного общения

Ожидаемые результаты:

• умение общаться, проявляя положительные эмоции;

• создание положительных ситуаций общения.

Ввод в игру

Ребята далеко, далеко на крайнем севере живут белые медведи. Это очень веселые медведи, их любимое занятие это танцы на воде. Они включают музыку и танцуют. (ведущий показывает движения) а когда музыка затихала ,белые медведи запрыгивают на льдину, но не просто так, а надо высоко прыгнуть и хлопнуть в ладоши, это надо для того чтобы льдина не перевернулась. Но рядом с льдинами есть скала и там живет медведь гризли, он совсем один и ему конечно скучно. И поэтому медведь гризли придумал как ему не скучать в одиночестве. Он как затихала музыка выходил на охоту и ловил белых медведей которые не успевали запрыгнуть на льдину и хлопнуть в ладоши. Медведь Гризли уводил их к себе в пещеру а наследующий день они уже выходили на охоту вдвоем.

Правила игры: Ведущий игры –медведь Гризли, на пол стелются газеты и дети танцуют под музыку вокруг газет, как только музыка затихает дети запрыгивает на газеты но кто не успел или запрыгнул не хлопнув уходят с медведем гризли и становятся тоже медведями Гризли.

Данная игра адаптируется к разным направлениям обучающей деятельности.

Например можно использовать по изучению правил дорожного движения: на льдинах написать группы знаков и участник должен запрыгнуть именно на свою льдину. Можно играть без сопровождение музыки ориентируясь на демонстрацию знаков разрешено движения белые медведи танцуют запрещено медведь гризли выходит на охоту



Игра «Мой лучший друг»

Ввод в игру

В далекой, далекой галактике в космическом пространстве бороздили ракеты с разных планет. У всех космических жителей был разный язык общения, и поэтому очень трудно было понять доброжелательно ли относятся космический сосед или он хочет завоевать вашу ракету или планету. И собрался межгалактический совет и решил, что лучше всего начинать общения это с нарисованного портрета своих соседей.

Правило игры участники садятся друг напротив друга берут фломастер и белый лист бумаги и кладут лист бумаги на голову и рисуют своего соседа напротив, на своем листе бумаги, который лежит на своей голове.

Данная игра адаптируется к разным направлениям обучающей деятельности.

Например: можно использовать по изучению правил дорожного движения дети рисуют дорожный знак, который закреплен на участнике напротив.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее