Игровые практики здорового образа жизни
(подвижные игры, спортивные игры)
Разработчик: Янгильдина И.А.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольников в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или телефоне. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Из чего же складывается здоровье: образ жизни (50%), наследственность (20%), система здравоохранения (10%), окружающая среда (20%). Задача педагогов в детском саду - закладывать основы ЗОЖ, а решаться она должна через создание целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Стандарт дошкольного образования определяет особенности взаимодействия участников образовательных отношений, которые должнысодействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие ребенка. Из этого следует, что в дошкольных организациях должны реализовываться формы взаимодействия, предполагающие культурно образовательное отношение между взрослым и ребёнком, когда взрослый выступает в роли партнёра в его деятельности и реализует для этого различные культурные игровые практики.
Игровые практики, или как их еще обозначают, практики игрового взаимодействия, представляют собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды и игрового взаимодействия. Таким образом, игровые практики выступают важным условием и в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни: навыки ЗОЖ лучше усваиваются детьми в играх.
В формировании всесторонней развитой личности ребенка, удовлетворении потребности в движении подвижным играм отводится важное место.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению В. С. Кузнецова, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».
Подвижные игры рассматриваются как основное важнейшее средство и метод физического воспитания, которое одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует
дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физические ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения.
Существует несколько классификаций подвижных игр. По степени двигательной активности выделяются:
Малоподвижные игры - игры с незначительной интенсивностью движений. Проводятся для снятия перенапряжения после интеллектуальных занятий и в качестве снижения физической нагрузки. Развивающая задача малоподвижных игр - развитие внимания.
Игры средней подвижности - игры с большей степенью физической нагрузки, но движения спокойные. Такие игры проводятся в подгруппах или всем коллективом. Развивающие задачи: развитие умения действовать по команде, совершенствование координации движений, глазомера, меткости.
Игры высокой подвижности - игры для всей группы, с интенсивными движениями. В таких играх часто содержится соревновательный элемент. Дети разбиваются на подгруппы, состязаютсяв быстроте, выдержке, ловкости.
Бессюжетные — игры, в которых не предусматриваются роли, а правила не зависят от какой-либо истории (сказочной или повседневной). То есть, в игре нет сценария, а увлекает она детей соревновательностью.
Сюжетные игры — подвижные игры, которые проводятся по сценарию. В игре имитируется бытовая сценка или сказочная ситуация. Участники исполняют роли, поэтому в сюжетной игре развивается выразительность движений.
Народные подвижные игры отражают представления предков об окружающем мире и содержат фольклорные мотивы.
Народные игры делятся на группы:
драматические: игровая имитация бытовых и сказочных сценок, разыгрывание диалогов в движении («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»);
хороводные: игра-пляска с заданным движением и песенным сопровождением («Каравай», «Плетень», «Дударь»).
Подвижная игра проводится в различных режимных моментах. Игры малой и средней подвижности возможны между занятиями. Собственно, игра часто является частью занятий: музыкальных, познавательных, спортивных. Воспитатель учитывает степень нагрузки и влияние на эмоциональное состояние детей: игра не должна утомить детей или перевозбудить.
Структура проведения подвижной игры и структура самой подвижной игры выглядит следующим образом:
Цель
Задачи
Оборудование
Ход игры:
Сбор детей на игру
Создание интереса к игре
Правила игры
Распределение ролей
Руководство игрой
Окончание игры и подведение итогов
Подбирать подвижные игры и игровые упражнения надо таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно надо учитывать, возрастные особенности детей. Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни и развитие детского и юношеского спорта.
В связи с этим в детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта и спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Спортивные игры — это самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, которые проходят по определенным правилам.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных
черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие
задачи:формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;
обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;
формирование привычки к здоровому образу жизни.
Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий
является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Особенный интерес вызывают у детей спортивные игры: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения: плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах.
При этом в работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. Поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты. Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами.
Именно в дошкольном возрасте существует возможность заложить фундамент знаний и умений, потребность в здоровом образе жизни. И сегодня актуален вопрос популяризации Детской подвижной и спортивной игры через разнообразные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений: проведение фестивалей, эстафет, соревнований, конкурсов, Дней здоровья и т.д. Проведение таких мероприятий - это своего рода форма отчётности педагога по освоению игр и одновременно развлечение для детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Турист» (спортивная игра)Возрастная адресованность: для детей 7-го года жизни. Предполагаемое количество участников: 10-12 человек.
Материалы, оборудование: спортивно-игровой комплекс, коррекционная дорожка, палатка, дровни, бумага, хворост.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Ребенку необходимо по спортивно-игровому комплексу подняться по лестнице вверх («вершина горы») не пропуская ступенек, чередуя рука
– нога, пройти по подвесной сетке боковым приставным шагом («скала») и перебраться по мостику (коррекционной дорожке) через реку к месту привала. Далее детям необходимо установить палатку на земле, развернуть ее таким образом, чтобы вход в палатку оказался с удобной стороны, набросить и расправить тент на палатке, закрепи к каркасу с помощью креплений – завязок и липучек; разложить костер, соблюдая последовательность: уложить растопку (бумага, сухая трава, хворост), затем вокруг растопки уложить короткие тонкие дровни наклонно к центру (шалашиком), которые опираются друг на друга, а сверху аккуратно по кругу – дровни потолще.
«Найди флажок» (подвижная игра) Возрастная адресованность: для детей 5-го года жизни.
Предполагаемое количество участников: неограниченно.
Материалы, оборудование: ограниченная площадка, флажки разных цветов, фишки таких цветов как флажки.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На небольшом участке ведущий прячет несколько флажков в таких местах, где их не сразу можно найти. На поиски флажков отводится 15 минут, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.
Правила:
Играющие находят только один флажок (чтобы все играющие смогли найти)
Играющие находят тот флажок, какого цвета у него фишка.Играющие находят кто быстрее.
Источник: https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnyh-igr-srednyaya- gruppa- 4188903.html
«Утро и вечер» (подвижная игра) Возрастная адресованность: для детей 6-7-го года жизни. Предполагаемое количество участников: неограниченно. Материал, оборудование: мел, черно-белая дощечка.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее в 20- 30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них – вечер, другая – утро. Дети встают на расстоянии 1 м от средней линии, через 2 шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника.
Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий – дощечку, окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «Утро!» Игроки из группы утра поворачиваются и, пробегая между игроками
вечера, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу вечера.
Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается.
Побеждает группа, где больше осаленных игроков. Запрещается бежать в свой дом раньше, чем ведущий подаст сигнал.
Советы воспитателю:
При повторении игры все играющие встают у средней линии. Не разрешается поворачиваться назад, когда игроки пробегают в свой город. Догонять убегающих можно, только когда они все пробегут мимопротивников.
Источник: https://infourok.ru/konspekti-igr-i-prakticheskih-zanyatiy- dlya-detey- starshey-gruppi-1250655.html
«Палочки» (вариант игры «Микадо»)
Возрастная адресованность: для детей 5-7 лет.
Предполагаемое количество участников: 10 человек.
Материал, оборудование: ровные палочки (длина – 25 см., по 1 штуке на каждого игрока), 2 корзины, фишки.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Для данной игры палочки следует выложить на земле 2 кучками. Игроки делятся на 2 команды (по 5 человек), и по команде судьи от линии старта пробегают дистанцию 5 метров до своей кучки с палочками. Добежавший игрок вытаскивает из кучки палочку, при этом надо не задеть другие. Если же участник задел соседнюю палочку (она пошевелилась или упала), он не может продолжить движение, пока правильно не выполнит задание. Выполнивший правильно задание игрок с палочкой оббегает фишку и возвращается к своей команде, кладет палочку в командную корзину на линии старта. Затем касается левой рукой плеча следующего участника, а сам становится в конец строя. Побеждает команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.
Источник: https://nastolkoff.ru/razvivayushhie-igry/nastolnaya-igra- mikado-kak-i-gde- nado-vytaskivat-derevyannye-palochki
«Выбей шар» (спортивная игра) Возрастная адресованность: старший дошкольный возрастПредполагаемое количество участников: 4-10 человек
Материал, оборудование: мел, шары по 3-4 на каждого участника Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
На земле чертят клетки, на расстоянии 2 м по ту и другую сторону отних проводят линии кона. В каждой клетке лежит по 3-4 шара. Участники игры делятся на две команды и встают за линиями напротив клеток своего противника.
Игру начинают одновременно все игроки одной из команд. Они по сигналу прокатывают шары, забирают выбитые. Затем прокатывают шары игроки другой команды. Выигрывает та команда, игроки которой выбили больше шаров.
Указания к проведению: У каждой команды шары своего цвета. Они могут быть деревянными, пластиковыми. Можно игру проводить и с мячами. В клетках шары нужно располагать одинаково. Размеры клеток 50X50 см, располагают их на одной линии в шахматном порядке на расстоянии 30 см друг от друга.
Источник: Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры / В.Н. Курысь, В.М. Баршай, В.Ф. Стрельченко. - М.: Издательство «Омега-Л»; 2012, - 352 с.
Предполагаемое количество участников: 4-10 человек
Материал, оборудование: мел, мячи (шары) по количеству участников, фишки
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На площадке проводят две линии на расстоянии 4—6 м. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями.
По сигналу все одновременно прокатывают друг другу шары или
мячи, но так, чтобы они встретились. Детям, чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек.
Количество повторений игры по договоренности.
Указания к проведению. Площадка, где проводится игра, должна быть ровная. Увеличивать расстояние между играющими нужно постепенно. Эта игра требует от детей большого внимания и умения целесообразно распределять усилия при отталкивании шара в зависимости от расстояния. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок по шару.
Источник: Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры / В.Н. Курысь, В.М. Баршай, В.Ф. Стрельченко. - М.: Издательство «Омега-Л»; 2012, - 352 с.
Предполагаемое количество участников: 4-10 человек Материал, оборудование: кусочек мела или цветная ленточка Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Сформируйте из игроков пары. При помощи мелка или цветной ленточки обозначьте линии старта и финиша дистанции 20-25 см.
Игроки, составляющие пару, должны встать спинами друг к другу и взяться за руки. По вашему сигналу каждая пара должна пробежать дистанцию, а потом таким же образом вернуться назад.
Получается, что игроки то бегут в привычном положении, то пятятсяспиной.
Победителями можно признать участников игры, быстрее других преодолевших дистанцию.
Источник: https://hdays.ru/igry-konkursy/5313
Предполагаемое количество участников: 4-10 человек
Материал, оборудование: зависит от варианта игры: мел, скамейка (стул), ленты по количеству играющих, мяч
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):вариант. Перебежки. Среди играющих выбирается «ловишка». На противоположных сторонах площадки (комнаты) проводятся 2 линии, за одной из которых стоят играющие. В центре встает «ловишка». По команде взрослого дети стараются перебежать за линию на другой стороне площадки, а «ловишка» их ловит.
Если он успевает дотронуться до игрока до того, как он пересечет линию, тот считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 повторений подсчитываются пойманные и выбирается новый «ловишка». Поначалу можно играть без линий, просто передвигаясьпо всей площадке.
вариант. Ноги от земли. Играющие, убегая от «ловишки», должны встать на какой-нибудь предмет: скамейку, стульчик, бревно и т. д.
вариант. С лентой. Играющие стоят в кругу, у каждого за пояс заправлена яркая ленточка. По команде взрослого дети начинают бегать поплощадке, а «ловишка» старается догнать кого-нибудь из них и взять его ленточку. Потерявший ленту отходит в сторону, остальные возвращаются в круг. «Ловишка» подсчитывает количество лент и отдает их назад. Затем игра повторяется с новым «ловишкой».
вариант. В круг - из круга. На земле чертится большой круг. Все играющие встают за ним через полшага. Выбранный водящий встает в центре круга и старается коснуться рукой детей (которые прыгают в круг и обратно), пока они находятся внутри него. Те, до кого он дотронулся, считаются пойманными и отходят в сторону. Через 2-3 повторения подсчитывается их количество, и выбирается новый водящий.
вариант. С мячом. Игра проводится, как в 4 варианте, только
«ловишка» должен попасть в убегающих мячом.
вариант. С приседанием. Играющие, убегая от ловишки, должны присесть на корточки.
вариант. На одной ноге. Играющие, убегая от ловишки, должны встать на одну ногу и обхватить колено другой руками.
вариант. Лишний. Дети стоят в кругу по одному или парами (один позади другого). За кругом находятся два водящих, один из которых («ловишка») догоняет другого. Убегающий встает впереди кого-нибудь одного или пары, пока до него не дотронулся «ловишка». Теперь убегает ребенок, оказавшийся вторым или третьим. Если «ловишка» успел коснуться убегающего, они меняются ролями.
вариант. Пустое место. Играющие встают по кругу близко друг к другу, держа руки за спиной. Выбранный водящий идет позади них, дотрагивается до кого- нибудь и бежит по кругу в любую сторону. Ребенок,до которого он дотронулся, бежит в противоположную сторону, стараясь быстрее него вернуться на свое место. Оставшийся без места становится водящим. Во время бега нужно стараться не наталкиваться и не трогать руками других детей.
вариант. В два круга. Играющие встают в два круга: внешний и внутренний. Оба круга движутся в разные стороны. По команде взрослого все останавливаются, и игроки внутреннего круга стараются дотронуться до игроков внешнего, пока они не присели на корточки. Те, до кого дотронулись, встают во внутренний круг, и игра продолжается, пока во внешнем круге не останется 4-6 игроков.
Источник:https://kartaslov.ru/книги/Артем_Юрьевич_Патрикеев_Ло вишки_100_вариантов_игры_Серия_Разнообразим/1
Предполагаемое количество участников: 14 человек Материал, оборудование: Плоды каштана, лопатка Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Дети поделены на 2 группы. Из каждой колоны выходит ребенок и становится на линию. Перед ребенком сделано 5 ямок (15 см в диаметре, расстояние между которыми 0,5 м). Ямки расположены в один ряд и пронумерованы в определенном порядке. Ребенок стоит на расстоянии 0,5 м от первой ямки. Воспитатель говорит номер ямки, например 2, и два ребенка бросают по каштану в названую ямку - сначала правой рукой, а затем левой. Дальше выходит следующая пара и кидает каштаны в другую ямку, например 4, и т. д.
Игра заканчивается, когда одна изколон наберет определенное количество очков, например 10. В конце игры отметить колону, в которой дети набрали наибольшее количество очков.
Усложнение: При повторении игры вводиться соревновательный момент на время между участниками
Источник: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. М. 2009.
«Змея» Возрастная адресованность: 5 – 7 лет
Предполагаемое количество участников: 10 - 12 человек
Материал, оборудование: маска – шапочка
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Дети произносят речевку и встают в круг:
С нами в круг вставайИ игру начинай!
С помощью считалки выбирают водящего - Змею:Мы играем, мы считаем,
Нашу змейку выбираем. Раз, два, три, четыре, пять –Будешь Змейку собирать! Водящий - Змея двигается по кругу и говорит:
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?
Произнося последнюю фразу, водящий указывает на одного из детей. Выбранный ребенок отвечает:Да, конечно же, хочу!
Если игра проводится в помещении, то выбранный ребенок должен проползти между ног водящего и взять его за пояс. Теперь змея «выросла» и состоит из двух человек. Они двигаются вместе, повторяя слова:
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?
Водящий указывает на следующего ребенка. Он должен проползти уже между ног и водящего и «первого позвонка» змеи и встать сзади. Игра
продолжается, змея «растет». Если игра проводится на улице, ребенок просто встает в конец цепочки детей. Собрав всех детей в цепочку, Змея должна поймать свой хвост: Голова, не зевай – Поскорей свой хвост поймай!
Когда Змея запятнала хвост (последнего ребенка) или вдруг разорвалось сцепление, то игра останавливается, и выбирается новый водящий.
Правила:Каждый игрок должен крепко держать впередистоящего, чтобы змейка не разорвалась.
Точно повторять движения ведущего. Ведущему не разрешается бегать быстро. Не разрешается тянуть игроков за одежду и толкаться.
Источник:Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников - Москва : Айрис пресс, 2011.
https://mosmetod.ru/files/metod/doshkolnoe/anikanova/конкурс_большая
_игротека/Подвижная_игра_Змея_-_описание.pdf
«Зонтики» Возрастная адресованность: 6-7 лет
Предполагаемое количество участников: 10 человек
Материал, оборудование: зонтики
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
На полянке мы гуляем, Земляничку собираем. Только туча набежала, Вдруг темно и страшно стало. Начал крупный дождиккапать, Над лесной полянкой плакать. | Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат зонтики – на один меньше, чем детей. |
Раз, два, три, четыре, пять, Нужно быстро зонтик взять. | Последние две строки произносит педагог. На слово «взять» дети берут зонтик. Ребенок, которому не хватило зонтика, выбывает из игры. |
Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом этапе педагог убирает один зонтик, чтобы зонтиков было на один меньше, чем детей.
Источник: Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СП..:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 192
с.
«Водяной»Возрастная адресованность: 5-8 летПредполагаемое количество участников: 4 и более
Материал, оборудование: палочка или мел (для рисования круга)
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):В центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки - дети, а один - Водяной. Он говорит:
«Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг
«озера» и кричат:
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? выйди на минуточку, на одну секундочку , выйди хоть на целый час,
всё равно не знаешь нас.
«Водяной, поиграй со мной!»
Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в
«озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловитбольшинство детей.
Водяной не может выйти за пределы своего круга - «озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.
Источник: https://doshkolka.rybakovfond.ru/vodianoy_vodyanoy
«Передай – встань»Возрастная адресованность: 5 - 7 лет Предполагаемая количество участников: 10 -12 Материал, оборудование: два мячаХод игры (правила, игровые действия, руководство):
Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На неё кладутся два мяча. По сигналу
«сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передаст его назад через голову, затем встаёт и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая первая правильно передала и не роняла мяч. Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.
Источник: 1. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246.
https://stranatalantov.com/publications/26874/
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое - убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу инструктора убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Инструктор заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу инструктора снова расцепляют руки, и игра продолжается. Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается.
Источник: 1. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246.
2. https://play-plan.ru/games/v-puteshestvii/zhivoj-labirint/
«Космонавты» Возрастная адресованность: 5 - 7 лет Предполагаемая количество участников: 10 -12 Материал, оборудование: цветной мел
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На полу (земле) рисуются ракеты, в которых по 4-5 кружков – это места космонавтов. Дети идут в обход спортивной площадки (зала) по кругу, говоря:
Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на два - три меньше, чем космонавтов. Опоздавшие считаются проигравшими. Играповторяется.
Источник: Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246.
https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/10/08/podvizhnaya-igra- kosmonavty
«Загони льдинку»Возрастная адресованность: 5 - 7 летПредполагаемая количество участников: 8
Материал, оборудование: цветная краска
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На снегу цветной краской нарисован большой круг, от него в разные стороны 8-10 цветных линий – лучей, их длина 2,5 – 3. в конце этих линий стоят дети. У носка правой ноги каждого играющего лежит льдинка. По сигналу, подпрыгивая на правой ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку в круг. Здесь можно стоять, ожидая остальных играющих. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая на одной ноге старясь придерживаться нарисованной лини, передаёт льдинку следующему. Гнать льдинку, толкая её вперёд носком ноги, на которой выполняется прыжки.
Источник: Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246.
https://old.doshkolka.rybakovfond.ru/zagoni_ldinku
Предполагаемая количество участников: 12
Материал, оборудование: мел, маленький мяч, скейт, ролики
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На асфальте мелом обозначается площадка для игры 10 x 15 метров, ворота шириной 2 метра чертятся на противоположных сторонах поля.
Участники делятся на две команды по 6 человек, один из них - вратарь. Ведущий вбрасывает на поле маленький мяч. Игроки бьют по мячику краем доски или роликом при резком развороте. Делается это так: ноги расставлены по краям доски, вес тела приходится на толчковую ногу; когда доска опирается только на задние ролики, передние на мгновение отрываются от земли, и в это время доска энергично разворачивается и бьет по мячу. Выигрывает команда, сумевшая забросить в ворота противника как можно больше мячей.
Источник: Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М. 2009.
«Восьмерка» Возрастная адресованность: 5 - 7 лет Предполагаемая количество участников: 8 Материал, оборудование: мел, кегли, велосипед
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На земле чертят восьмерку с диаметром каждого круга 3 - 4 метра. Восьмерку обозначают кеглями. Задание: проехать на велосипеде по восьмерке, не сбив ни одной кегли. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.
Источник: Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Предполагаемая количество участников: 20
Материал, оборудование:Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Участники игры образуют два круга: один - внутренний, другой - внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу инструктора они останавливаются, и все игроки внутреннего кругастараются осалить игроков внешнего круга, т.е. дотронуться рукой до кого
либо раньше, чем те успеют присесть. Осаленные дети встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4 - 6).
Источник: Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М. 2009. https://vanilla.su/igra-salki-v-dva-kruga.html
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Отмечается площадка, за пределы которой выбегать не разрешается. Выбирается водящий, он надевает на голову шапку, ее нельзя удерживать руками. По сигналу инструктора, играющие пытаются догнать водящего, снять с него шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать шапку на голове как можно дольше. Можно разнообразить игру и ввести 2 - 3 водящих с шапочками. Победителем считается игрок, сумевший дольше всех других удержать шапку на голове.
Источник: Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М. 2009.
Игра - эстафета «Собираем урожай» Возрастная адресованность: для детей 5-7 лет.
Предполагаемая количество участников: 10-20 человек.
Материал, оборудование: две пластмассовых корзины; два обруча; муляжи овощей по количеству игроков.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Игра проводится на улице (во дворе). В игре могут принимать участие от 10-ти до 20-ти детей: один ведущий и игроки.
Игроки делятся на две команды и в колонне по одному подходят к линии старта. В двух командах должно быть одинаковое количество игроков. Капитан команды держит в руках корзинку. На расстоянии 20-30 шагов от каждой колонны начерчен круг – «грядка», в котором располагаются муляжи овощей по количеству игроков в команде.
Капитаны стартуют по сигналу ведущего «Вперед!». Игрокам запрещается выходить за линию старта. Если «овощи» упали (рассыпались), их необходимо поднять и продолжить игру. Подбегать к команде необходимо с левой стороны.
По сигналу ведущего капитаны бегут к кругам-«грядкам» и собирают овощи по одному. Затем возвращаются к своим командам и передают корзинку следующему игроку, который продолжает собирать
«урожай», и так до тех пор, пока «грядка» (обруч) не окажется пустой. Побеждает та команда, игроки которой не только быстрее других собрали
«урожай» и не нарушили правила игры.
Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Источник: Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009
«Кенгуру и ручеёк»Возрастная адресность: для детей 5-7 лет
Предполагаемая количество участников: 8 -12 человек. Материал, оборудование: мяч, корзина с мячами, мелки (скакалки). Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Воспитатель знакомит детей с правилами игры: игроки – это кенгуру, которым по одному необходимо перепрыгнуть через «ручеек», не потеряв сумку и не оказавшись в воде. В роли сумки выступает мяч, зажатый у игрока между ног.Во время игры можно поправлять мяч руками, но нельзя держать. Если мяч падает, игрок выбывает из игры.
«Кенгуру» считается в воде, если окажется посередине «ручейка».
Если игрок не справляется с заданием, выбывает из игры. В это время ведущий останавливает игру «Стоп, игра!» и передаёт мяч следующему игроку. Каждый игрок стартует по сигналу ведущего «Раз- два-три-игру начни!».
«Ручеек» - это игровое поле, очерченное цветными мелками. У
«ручейка» имеются узкие и широкие края.
Таким образом, каждый игрок должен перепрыгнуть через узкие и широкие места ручейка. Выигрывают игроки, которые выполнили все условия игры.
вариант. Если игроков небольшое количество, то водящий один. Игроки по очереди перепрыгивают ручеёк. Водящий наблюдает за соблюдением правил игры.
вариант. Если игроков больше 10, то водящих может быть 2. В этом случае, игру начинают сразу 2 игрока. Игроки по очереди перепрыгивают ручеёк. Водящий наблюдает за соблюдением правил игры.
Источник: https://poisk-ru.ru/s16541t2.html http://nashidetci.ru/podvizhnyie-igryi-na- razvitie-silyi/
Предполагаемое количество участников:8-10человек.Материал, оборудование:
баскетбольный мяч.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Играющие делятся на две команды. Играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая из команд делится поровну и занимает свою часть площадки.Прежде чем, кинуть мяч соперникам, подающий игрок должен3 раза ударить мячом об пол, затем подойти к разделительной линии и сделать бросок от груди вперед.Игроки другой команды двигаются по своему полю произвольном порядке, в ожидании подачи мяча.
Вначале игры устанавливается, до какого количества очков идет игра (на
начальном этапе обучения игры рекомендуется до 10 очков. При хорошей технике и достаточном навыке обучения очки, увеличиваются до 30).
Выигрывает та команда, которая первая наберет нужное количествоочков.
Если при броске от груди мяч летит в потолок, в бок, в ноги, тотакие броски от этой команды не засчитывается.
При неправильном отбое мяча (если мяч упал или слетел с руки) – мяч передается другой команде.
ИсточникВознюк Н. Г.«Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет», издательство РИПОЛ Классик, 2009г., 180с.
Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1997. - 71 с.
«Весёлые эстафеты» Возрастная адресованность: для детей 6-7 лет.
Предполагаемое количество участников: 12 и более детей (чётноеколичество).
Материал, оборудование:1) Мешочки с песком – по количеству детей, 2 скамейки, 6 конусов, 2 корзины;
2)2 ракетки от бадминтона, 2 воланчика, 2 конуса; 3)мел, метровая линейка, 2 фишки;
4)2 шайбы, 2 конуса, клюшки – по количеству игроков.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Для проведения «Весёлых эстафет» педагог собирает детей на спортивной площадке.
«Кто быстрее?»Игроки построены в две колонны. Первые игроки каждой команды кладут себе на голову мешочек с песком, проходят по скамейке руки в стороны, стараясь не уронить мешочек, обходят 3 конуса «змейкой». Доходят до начерченной линии, бросают мешочек в корзину (стараются попасть в цель), расстояние 3 метра. Бегом возвращаются обратно и передают эстафету. Эстафета заканчивается поднятием руки вверх первым игроком.
«Пронеси - не урони»Игроки построены в две колонны. По сигналу (свистку) первые игроки команды на ракетках от бадминтона несут воланчик, следят, чтобы он не упал, (если воланчик упал, поднимают и продолжают движение), оббегают конус, возвращаются и передают ракетку с фигурой следующемуучастнику команды. Эстафета заканчивается поднятием руки вверх первым игроком.
«Прыгуны»Игроки построены в две колонны. По сигналу (свистку) 1-й игрок выполняет с линии старта прыжок в длину с места. Судья отмечает линией место, до которого допрыгнул 1-й игрок. 2-йигрок подходит к отмеченной линии и выполняет следующий прыжок и т.д., пока вся команда не выполнит прыжки в длину с места. Побеждает та команда, которая окажется дальше от линии старта по сумме прыжков (учитывается расстояние).
«Летний хоккей»Команды игроков выстраиваются друг за другом, в руках у каждого игрока клюшка, у первого игрока клюшка и шайба (резиновая, диаметром 8,5 см). По свистку первый игрок ведёт шайбу, не отрывая ее от клюшки на отметку 10 метров и обратно,
обводит конус и возвращается, не отрывая шайбу от клюшки, отдает шайбу следующему участнику команды на линии старта. Эстафета заканчивается поднятием руки вверх первым игроком.
Источник: Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры иразвлечения детей на воздухе. М.-1983
Предполагаемое количество участников: от 10 до 20 Материал, оборудование: обручи (диаметр 60 см), флажки. Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Играющие делятся на звенья; становятся друг за другом за чертой. У первых в колоннах в руках обручи. Воспитатель даёт команду - «Кати!». Первые в колоннах катят обручи по направлению к флажкам, подталкивая их руками, обегают с обручем флажок, возвращаются к своим колоннам и передают обручи следующему, хлопнув по плечу. Игра заканчивается,
когда стоящие в колонне последними выполняют задание. Выигрывает звено, которое быстрее закончит игру.
Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kartoteka- podvizhnykh-igr-dlya-starshikh-doshkolnikov-igry-vysokoj-podvizhnosti.html
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Нескольким детям завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Остальные дети стараются по одному проходить через ворота бесшумно, осторожно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе стоящие в воротах поднимают руки, чтобы задержать проходящего. Побеждает тот, кто сумел благополучно пройти через ворота.
Стоять без движения нельзя, проходить в ворота. Если стоящие в воротах поймают играющих, они сразу же опускают руки вниз.
Усложнение: пройти через ворота спиной вперёд.
Источник: https://cyberpedia.su/25x11673.html
«Охотники и утки»Возрастная адресованность:5-6 лет. Предполагаемое количество участников: 8-10 человек. Материал, оборудование: небольшие мячи.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток».
«Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются
«запятнать» «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, уворачиваются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда
«охотников», котораябыстрее «запятнала» всех «уток».
Источник: http://voleybol-ksendzov.ru/ohotniki-i-utki/
«Не намочи ног»Возрастная адресованность: 6-7 летПредполагаемое количество участников: от 10 до 20 Материал, оборудование: дощечки (30 х 20 см), султанчики Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Играющие собираются на одной стороне площадки за чертой. Воспитатель вызывает 5-6 детей, они выходят к черте, каждый получает по две дощечки. На противоположной стороне площадки на одной линии раскладываются султанчики.
Между играющими и пособиями
расположено болото. Дети должны перебраться через болото по дощечкам, не замочив ног ( наступая только на дощечки ). По команде " Начинай! " играющие кладут на землю одну дощечку и становятся на неё, затем переходят на другую дощечку, берут ту, что сзади, чтобы снова положить её впереди себя, и т.п. Перейдя болото, дети собирают дощечки, берут султанчики и поднимают их над головой. Отмечается, кто поднял султанчик первым. Затем дети кладут султанчики обратно, возвращаются на места и передают дощечки следующим.
Источник: Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Предполагаемое количество участников: 5-12 человек
Материал, оборудование: шапочка кота или костюм кота, можно использовать шапочки мышей, стульчики.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем домике (стульчик, мыши
«живут» в своих домиках (стульчики). Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 5 — 6 метров.
Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:Я - красивый рыжий кот У меня - пушистый хвостМышек очень я люблю, Их ловлю, ловлю, ловлю.
Затем кот садится на стульчик (в домик, «засыпает»).
«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:Спи, усни, спи, усни. Кот пушистый, спи - усни.
(можно спеть на любую знакомую спокойную (колыбельную) мелодию или придумать вместе с детьми новую)
Затем, «мышки» встают и со словами «Тише, мыши, кот услышит» двигаются к домику кота. Дети двигаются в ритме музыки. Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики.
Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале игры. Пение можно заменить на проговаривание.
Источник: Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1986г.
Предполагаемое количество участников: 3 и более участников.
Материал, оборудование: мел для обозначения «домиков» зайцев кружками.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие
– зайцы – чертят себе «домики» (кружки) и каждый встает в свой.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок-«домик». Тогда заяц, стоявший в данном кружке, становится бездомным и поэтому должен немедленно убегать от охотника. Если охотник догнал (осалил) убегающего, он сам становится бездомным зайцем, а бывший заяц – охотником.
Игровые мастера: охотник, зайцы, бездомный заяц
Правила: нельзя становиться «охотником» или «бездомным зайцем» по очереди. Усложнение: при большом количестве участников можно выбрать по два
«охотника» и два «бездомных зайца».
Источник: Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду.
- Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2011.
Предполагаемое количество участников: 10 и более участников.
Материал, оборудование: не требуется
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:
«Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас,
вот поставим мышеловку –переловим всех сейчас».
Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Источник: https://multi-mama.ru/podvizhnaya-igra-myshelovka/
«Волк во рву»Возрастная адресованность: 5 – 8 летПредполагаемое количество участников: 10 и более участников.
Материал, оборудование: мел (маркер, если в помещении)
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 метр одна от другой. Это "ров", один - два "волка" становятся во рву. Все остальные - "козы", размещаются на одной стороне площадки - "пастбище". По сигналу "козы" бегут на "пастбище" и перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, пытаются осалить как можно больше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву.
После 2-4 перебежек выбираются новые волки. Выигрывают козы, не пойманные ни разу, и волки, поймавшие больше коз.
Источник: https://doshkolka.rybakovfond.ru/volk_r
«Мы – веселые ребята»Возрастная адресованность: 5 – 8 летПредполагаемое количество участников: 10 и более участников.
Материал, оборудование: мел (маркер, если в помещении)
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку
– несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови!
После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чемтот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
Источник: https://multi-mama.ru/podvizhnaya-igra-my-veselye-rebyata/
«Ловишка, бери ленту!»Возрастная адресованность: 5 – 8 лет Предполагаемое количество участников: 10 и более участников. Материал, оборудование: нет
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга – «ловишка». По сигналу
«беги» дети разбегаются, а «ловишка» стремится вытянуть у кого-
нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу
«Раз, два, три, в круг скорей беги!», дети строятся в круг. «Ловишка» подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым
«ловишкой».
«Ловишка» должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.
Вариант 2. Перед каждым повторением игры дети могут идти по кругу со словами:
«Мы, веселые ребята, любим, бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три
– лови!».
Источник: https://old.doshkolka.rybakovfond.ru/lovishka
Предполагаемое количество участников: 14. Материал, оборудование: шапочки персонажей сказки.Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т.д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-yestafeta- repka.html
Игра-эстафета «Соревнования мячей». Возрастная адресованность: 5 – 8 летПредполагаемое количество участников: 10 и более участников.
Материал, оборудование: мячХод игры (правила, игровые действия, руководство):
Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает вруки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Естьеще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
Источник: https://infourok.ru/kartoteka-sportivnih-podvizhnih-igr-i- estafet-dlya-detey- let-2880416.html
Предполагаемое количество участников: 10 и более участников.
Материал, оборудование: мячХод игры (правила, игровые действия, руководство):
Все игроки - «звери». Один из них - «царь зверей». Каждый игрок говорит «царю» свое название так, чтобы другие звери не услышали (заяц, медведь, волк, лиса, тигр и т. д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив «царя», в нескольких шагах от него. У ног «царя зверей» лежит мяч, а рядом проводится линия. «Царь» громко называет какого-нибудь
«зверя», и тот должен бежать, а «царь» старается попасть в него мячом.
Если мяч попадает в убегающего, тот идет к «царю» и помогает ему (приносит мяч).
После того, как «царь» поймает 3 зверей, он говорит: «Бегите все!»
— и пытается попасть мячом в кого-нибудь.
Особые замечания: «царь зверей» бросает мяч, не выходя за линию. Новый «царь» выбирается после того, как пойманы 4 или 5 «зверей». Источник:
Аманатиди О.В. Подвижные игры. Армавир, 2011.
http://mumskids.ru/article/articleid/300
Возрастная адресованность: средний дошкольный возраст (4-5лет)
Предполагаемое количество участников: 6-8человек Материал и оборудование: два мяча одинакового размера Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Передавать мячи в указанном направлении двумя руками над головой Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого. Воспитатель дает два мяча детям, которые стоят рядом. На команду «раз» дети начинают передавать мячи, по верху, один с правой стороны от себя, а другой - с левой.
Когда мячи встретятся у детей, которые стоят рядом, эти дети выходят на середину круга, бросают мяч в мишень, догоняют его, с мячом подходят к детям, которые стоят в кругу рядом, и дают им мяч, а сами встают на свои места. Игра продолжается.
Воспитатель отмечает детей, у которых мяч при передаче другому ниразу не упал.
Усложнение: При повторении игры мячи передаются в другом направлении.
Источник: О.Е. Громова. Спортивные игры для детей, М., 2009
Игра: «Хвостики» Возрастная адресованность: старшая группа.
Предполагаемое количество участников: вся группа.
Материал и оборудование: «хвостики» (ленты), длиной 40 см. по количеству участников игры
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):1 вариантПо считалке выбирается ловишка и занимает место в середине отведенной для игры площадки. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают площадку, а ловишка пытается схватить «хвостик» (ленту). Тот, кто остался без «хвостика» (ленты) покидает игру.
2 вариантЧертится круг в центре которого стоит ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а ловишка пытается схватить
«хвостик» (ленту). Тот, кто остался без «хвостика» (ленты) покидает игру.
Источник: https://fk12.ru/games/igra-hvostiki
Предполагаемое количество участников не ограничено (нечетное количество)
Материал, оборудование: нетХод игры (правила, игровые действия, руководство):
Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель даёт каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечётное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу воспитателя. Каждый раз
играющие должны иметь пару.
Вместо флажков можно использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, можно усложнить игру - ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
Источник: https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-dlya-sredney- gruppi- 2645078.html
Предполагаемое количество участников: (командная) количество команд: от 2 до 5.
Материал, оборудование: 2 обруча
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Дети выстраиваются у старта в колонны. У первых игроков в руках обручи. По сигналу первый игрок с обручем в руке бежит до стойки, обегает ее, возвращается к старту и забирает игрока под вторым номером. И уже два участника соревнования бегут до стойки, обегают ее и возвращаются на старт и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее всех перевезла своих друзей.
Источник: https://nsportal.ru/user/login?destination=/detskiy- sad/fizkultura/2017/04/02/igry-s-obruchem
«Четвертый лишний знак»Возрастная адресованность: 5- 8 лет.Предполагаемое количество участников - 8 человек.
Материал и оборудование: 4 стойки со знаками дорожного движения (любого вида).
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Участники игры делятся на пары. За каждой образовавшейся парой ведущий закрепляет свой дорожный знак. По команде ведущего играющие выполняют определенные движения под музыку, которые он им задаёт (бег по кругу, прыжки на двух ногах и на одной ноге, приседания, хлопки владоши и т.д.). По сигналу ведущего, когда музыка прекращает звучать дети должны стать своей парой возле соответствующего им дорожного знака, та пара, которая встанет возле своей стойки последней, проиграла и выбывает из игры, их знак - лишний. И так до конца пока не определиться пара победителей.
Предполагаемое количество участников: 8 – 12 человек
Материал, оборудование: кегли, шнурки, мячи.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5 – 2 м. от них обозначают шнуром линию. Три, четыре ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.
Варианты:
Бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.
Кегли ставят за линией в определённом порядке: в один ряд вплотную к друг к другу, высокая кегля в середине. В один ряд одна от другой на небольшом расстоянии -5-10см; в небольшой кружок, большая кегля в центре. В два ряда большая кегля между рядами; квадратом, большая в центре и т.д. на расстоянии 2-3 метра от линии, на которой расположены кегли, чертят 2-3 линии, с которых игроки сбивают кегли.
Дети, соблюдая очерёдность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии. Выигрывает тот, кто больше всех собьёт кеглей с ближней линии. Он начинает прокатывать мячи со второй линии и т.д.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/fizkultura/2013/12/31/podvizhnye-igry-estafety-narodnye-igry-dlya-detey- starsheyy- gruppy
«Мяч водящему»Возрастная адресованность: 5 – 8 лет Предполагаемое количество участников: 10 – 15 человек Материал, оборудование: мячи
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»
Варианты: мяч водящий бросает не по порядку, а в разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу не упадёт мяч.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/26/kartoteka- podvizhnykh- igr-dlya-detey-5-7-let
«Серсо» Возрастная адресованность: 5 – 8 лет
Предполагаемое количество участников: 10 человек (5 групп)
Материал, оборудование: кольца, шпажки.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Играют парами, один при помощи кия бросает деревянные кольца, а другой ловит их на шпажку, можно сначала подбрасывать их рукой и ловить на руку, а затем использовать шпажку. Выигрывает тот, кто большепоймает колец.
Варианты: при большом количестве игроков дети делятся на пары и становятся друг против друга на расстоянии 3-4м.
Источник:https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/01/01/kartoteka podvizhnykh-igr-dlya- starshey-gruppy
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче
«Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие три раза хором спросят и лиса скажет «Я здесь!». Если лиса выдала себя
раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший заграницу площадки, считается пойманным.
Варианты: выбираются 2 лисы.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/fizkultura/2016/09/28/kartoteka-podvizhnyh-igr-starshaya-gruppa
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
Играющие становятся вкруг, положив руки на пояс, - получаются окошки.
Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит:
«Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу, к одному я подойду, и тихонько
постучу».
После слова «постучу», водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: тук, тук, тук.
Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?», водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?», водящий отвечает: «Бежим наперегонки» – и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
Варианты: водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные направления, стараясь занять пустое место.
Источник:https://nsportal.ru/detskiysad/fizkultura/2016/09/28/kartoteka
-podvizhnyh-igr-starshaya-gruppa
Предполагаемое количество участников: 10-20.Материал, оборудование: мяч.
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):Играющие становятся в круг лицом в центр, на расстоянии одного шага друг от друга. У инструктора физической культуры или воспитателя вруках мяч. По команде взрослого: "Раз! " - ребёнок, получивший мяч, передаёт его следующему ребёнку, таким образом мяч движется по кругу. Дети при этом произносят стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять-В мячик я люблю играть. Люблю ловить, люблю бросать,Голы в ворота забивать. У меня весёлый мяч, Будет он сейчас пятнать.
Ребёнок, у которого на последнее слово оказался мяч, говорит: "Раз, два, три - беги (иди, скачи! ". Остальные дети разбегаются (расходятся, прыгают) в разные стороны. По команде водящего (ребёнка с мячом): "Стоп! " дети останавливаются и поворачиваются лицом к водящему. Водящий называет имя ребёнка, которого хочет запятнать и прокатывает по полу (земле) мяч. Если водящий попадает (мяч касается ног ребёнка) этот ребёнок берёт мяч в руки, остальные дети встают в круг и игра начинается снова. Если не попадает, сам водящий берёт мяч и игра также начинается снова.
Источник: https://play-plan.ru/games/na-ulitse/podvizhnaya-igra- vesjolyj- myach/
Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посредине площадки лицом к играющим и произносит:
«Я Мороз - Красный нос.Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?»Играющие отвечают хором:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз».
После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий обгоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить».
«Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой водящий Мороз заморозил больше играющих.
Игра повторяется.
Источник: Утробина К.К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Сценарии физкультурных занятий и развлечений в ДОУ. – Гном, 2007