Войтюк Л.М., учитель-логопед
Игровые методики в работе школьного логопеда
с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется замедленным темпом формирования когнитивных функций, недостаточным уровнем эмоционально-личностного развития и нарушением речи. Коррекционные мероприятия, направленные на устранение недостатков устной и письменной речи, являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование игровых методик позволяет существенно повысить эффективность коррекционного воздействия и обеспечить мотивацию обучающихся к обучению.
Игровая деятельность является ключевым элементом коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, особенно важной при обучении учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Игра способствует легкому освоению сложного учебного материала, стимулирует развитие внимания, памяти, мышления, воображения и коммуникационных способностей, делая процесс исправления дефектов речи интересным и привлекательным для детей.
Значение игры в развитии речи детей с ЗПРИгра выступает мощным инструментом воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Она обеспечивает:
формирование произвольного поведения,
активизацию познавательной активности,
повышение мотивации к выполнению заданий,
стимуляцию интереса к учебному процессу.
Использование игрового подхода становится одним из наиболее эффективных путей преодоления трудностей, связанных с речью и общением, поскольку играет ключевую роль в социальной адаптации детей с нарушениями развития.
Особенности выбора игр для работы с детьми с ЗПРПри подборе игр необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, такие как характер нарушения речи, степень выраженности проблемы, наличие сопутствующих нарушений (например, двигательных), уровень интеллектуальной зрелости и другие факторы. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и выбор подходящей игры зависит от конкретного случая.
Для успешной реализации игровых методик учителю-логопеду рекомендуется соблюдать следующие принципы:
Индивидуализация и дифференцированный подход.
Последовательность и постепенность введения новых элементов.
Регулярность и систематичность проведения занятий.
Поддерживающая атмосфера и позитивная оценка усилий ребенка.
Ниже приведены конкретные примеры различных видов игр, используемых в практике работы логопеда с детьми с ЗПР.
Подвижные игрыПодвижные игры позволяют развивать моторику, координацию движений, способствуют снятию мышечного напряжения и улучшают общую физическую форму ребенка. Они также помогают ребенку овладеть новыми словами и грамматическими конструкциями.
«Кошкин дом». Учитель рассказывает историю о кошке, которая живет в доме. Дети слушают рассказ и выполняют движения руками и ногами, воспроизводящие элементы сюжета истории ("кошка прыгнула на диван").
«Следуй за мной». Ребенок ходит по классной комнате, выполняя различные команды учителя (поднять руки вверх, присесть).
«Обними дерево». Логопед называет деревья, а дети бегут и пытаются "обнять" картинки деревьев, расположенные по классу.
«Эхо». Дети повторяют слова и звуки вслед за учителем, стараясь подражать интонациям и громкости голоса.
«Покажи-ка!». Учитель называет предмет или действие, дети показывают жестами или мимикой соответствующее слово.
«Море волнуется раз...»Класс имитирует движения моря, а учитель просит произнести слова или слоги, соответствующие движению волны («волна», «брызги»).
«Логопедическое лото». Ученики находят карточки с изображениями предметов, названия которых начинаются на заданный звук.
«Звуковая дорожка». Игра-путешествие, где ребенок проходит путь, называя предметы, содержащие определенный звук.
«Что пропало?» Из ряда картинок исчезает одна, ученик должен назвать, какой именно предмет исчез.
«Магазин игрушек». Ребенок выбирает игрушку, называя её правильно, описывает внешний вид и назначение предмета.
«Доктор Айболит». Роли врача и пациента распределяются между детьми, диалог строится вокруг звукового воспроизведения симптомов болезни и способов лечения.
Арт-терапевтические игры
Такие игры развивают мелкую моторику рук, творческие способности, концентрацию внимания и умение выражать эмоции.
Рисование пальчиками. Ученикам предлагают рисовать пальцами на листе бумаги буквы алфавита, обозначающие изучаемые звуки.
Создание коллажей. Детям дается задание создать рисунок-коллаж из разных материалов, используя услышанные ранее слова и звуки.
Моделирование букв из пластилина. Ученики лепят буквы и учатся называть их и произносить.
Компьютерные технологии значительно расширяют возможности для организации интересных и продуктивных занятий. Эти интерактивные инструменты обеспечивают визуализацию процессов восприятия звука и создание условий для тренировки артикуляции и слуха.
Аудиораскраска. Программа предлагает раскрасить изображение животного, следуя голосовым инструкциям учителя ("раскрасьте жирафа оранжевым цветом").
Сказочная азбука. Дети играют в сказочные сценарии, проходя уровни, озвучивая новые буквы и читая короткие тексты.
Рассказчик. Учащиеся записывают собственные рассказы на диктофон и прослушивают их позже вместе с преподавателем.
Музыкальная терапия давно зарекомендовала себя как эффективный метод работы с детьми с проблемами развития речи. Песня и музыка облегчают восприятие нового материала, стимулируют творческое выражение и повышают общий тонус организма.
Повторяй за мною. Логопед исполняет песню, а ученики повторяют каждую строчку хором или индивидуально.
Инструментальная мелодия. Ученики выбирают инструмент (гармонь, барабаны, колокольчики) и исполняют мелодию совместно с учителем.
Имитация животных. Во время исполнения песенки учитель просит учеников повторить звуки, издаваемые животными, соответствующими стихам.
Песенки-загадки. Детям предлагается угадать слово по первой букве или звуку, звучащему в песне.
Артикуляционная гимнастика под музыку. Выполнение упражнений для губ, языка и щёк под музыкальное сопровождение.
Советы родителям и педагогам
Родители и педагоги также могут внести вклад в успешную коррекционную работу. Вот некоторые полезные советы:
Регулярно занимайтесь играми дома, поощряя стремление ребенка говорить больше и чаще.
Организуйте совместные чтения книг вслух, предлагайте детям пересказывать прочитанное своими словами.
Посещайте музеи, театры, выставки, показывайте спектакли, фильмы, мультфильмы, стимулируя активное обсуждение увиденного.
Проявляйте терпимость и понимание к ошибкам ребенка, создавая атмосферу доброжелательности и поддержки.
Применение игровых форм и приемов в коррекционной работе школьного логопеда с детьми с ЗПР создает благоприятные условия для достижения значимых результатов в области устранения проблем с речью и общения. Главное преимущество игровых подходов заключается в том, что они делают процесс обучения приятным и полезным одновременно, обеспечивая комфортное и эффективное взаимодействие педагогов и детей.
Таким образом, игровая методика позволяет сделать обучение комфортным и эффективным процессом, способствующим быстрому развитию правильной речи и улучшению коммуникации школьников.
Использованная литература и источники:
Волковская Т.Н., Яковенко Е.А. Задержка психического развития: Клиническая и психологическая характеристика. – М.: Педагогика-Пресс, 2018.
Хрестоматия по логопедии: Тексты лекций, учебные материалы, практикум. Под ред. Т.А. Ткаченко. – Спб.: Речь, 2019.
Горчакова Э.Д. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. – Самара: Издательство СамГПУ, 2020.
Марцинковская Т.Д. Психология и психопатология отклонений в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2019.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2020.
Лебедева Е.Ю. Практикум по логопедическому массажу и артикуляционным упражнениям. – М.: Форум, 2019.


