«Зимний фестиваль знаний 2026»

Игровые методики в работе школьного логопеда с учащимися с ЗПР

Игровая деятельность является ключевым элементом коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, особенно важной при обучении учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Игра способствует легкому освоению сложного учебного материала, стимулирует развитие внимания, памяти, мышления, воображения и коммуникационных способностей, делая процесс исправления дефектов речи интересным и привлекательным для детей.

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Войтюк Л.М., учитель-логопед


Игровые методики в работе школьного логопеда

с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)


Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется замедленным темпом формирования когнитивных функций, недостаточным уровнем эмоционально-личностного развития и нарушением речи. Коррекционные мероприятия, направленные на устранение недостатков устной и письменной речи, являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование игровых методик позволяет существенно повысить эффективность коррекционного воздействия и обеспечить мотивацию обучающихся к обучению.

Игровая деятельность является ключевым элементом коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, особенно важной при обучении учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Игра способствует легкому освоению сложного учебного материала, стимулирует развитие внимания, памяти, мышления, воображения и коммуникационных способностей, делая процесс исправления дефектов речи интересным и привлекательным для детей.

Значение игры в развитии речи детей с ЗПР

Игра выступает мощным инструментом воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Она обеспечивает:

  • формирование произвольного поведения,

  • активизацию познавательной активности,

  • повышение мотивации к выполнению заданий,

  • стимуляцию интереса к учебному процессу.

Использование игрового подхода становится одним из наиболее эффективных путей преодоления трудностей, связанных с речью и общением, поскольку играет ключевую роль в социальной адаптации детей с нарушениями развития.

Особенности выбора игр для работы с детьми с ЗПР

При подборе игр необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, такие как характер нарушения речи, степень выраженности проблемы, наличие сопутствующих нарушений (например, двигательных), уровень интеллектуальной зрелости и другие факторы. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и выбор подходящей игры зависит от конкретного случая.

Для успешной реализации игровых методик учителю-логопеду рекомендуется соблюдать следующие принципы:

  • Индивидуализация и дифференцированный подход.

  • Последовательность и постепенность введения новых элементов.

  • Регулярность и систематичность проведения занятий.

  • Поддерживающая атмосфера и позитивная оценка усилий ребенка.

Эффективные игровые формы и приемы

Ниже приведены конкретные примеры различных видов игр, используемых в практике работы логопеда с детьми с ЗПР.

Подвижные игры

Подвижные игры позволяют развивать моторику, координацию движений, способствуют снятию мышечного напряжения и улучшают общую физическую форму ребенка. Они также помогают ребенку овладеть новыми словами и грамматическими конструкциями.

  • «Кошкин дом». Учитель рассказывает историю о кошке, которая живет в доме. Дети слушают рассказ и выполняют движения руками и ногами, воспроизводящие элементы сюжета истории ("кошка прыгнула на диван").

  • «Следуй за мной». Ребенок ходит по классной комнате, выполняя различные команды учителя (поднять руки вверх, присесть).

  • «Обними дерево». Логопед называет деревья, а дети бегут и пытаются "обнять" картинки деревьев, расположенные по классу.

  • «Эхо». Дети повторяют слова и звуки вслед за учителем, стараясь подражать интонациям и громкости голоса.

  • «Покажи-ка!». Учитель называет предмет или действие, дети показывают жестами или мимикой соответствующее слово.

  • «Море волнуется раз...»Класс имитирует движения моря, а учитель просит произнести слова или слоги, соответствующие движению волны («волна», «брызги»).

Настольные игры
  • «Логопедическое лото». Ученики находят карточки с изображениями предметов, названия которых начинаются на заданный звук.

  • «Звуковая дорожка». Игра-путешествие, где ребенок проходит путь, называя предметы, содержащие определенный звук.

  • «Что пропало?» Из ряда картинок исчезает одна, ученик должен назвать, какой именно предмет исчез.

Ролевые игры
  • «Магазин игрушек». Ребенок выбирает игрушку, называя её правильно, описывает внешний вид и назначение предмета.

  • «Доктор Айболит». Роли врача и пациента распределяются между детьми, диалог строится вокруг звукового воспроизведения симптомов болезни и способов лечения.


Арт-терапевтические игры

Такие игры развивают мелкую моторику рук, творческие способности, концентрацию внимания и умение выражать эмоции.

  • Рисование пальчиками. Ученикам предлагают рисовать пальцами на листе бумаги буквы алфавита, обозначающие изучаемые звуки.

  • Создание коллажей. Детям дается задание создать рисунок-коллаж из разных материалов, используя услышанные ранее слова и звуки.

  • Моделирование букв из пластилина. Ученики лепят буквы и учатся называть их и произносить.

Интерактивные компьютерные игры

Компьютерные технологии значительно расширяют возможности для организации интересных и продуктивных занятий. Эти интерактивные инструменты обеспечивают визуализацию процессов восприятия звука и создание условий для тренировки артикуляции и слуха.

  • Аудиораскраска. Программа предлагает раскрасить изображение животного, следуя голосовым инструкциям учителя ("раскрасьте жирафа оранжевым цветом").

  • Сказочная азбука. Дети играют в сказочные сценарии, проходя уровни, озвучивая новые буквы и читая короткие тексты.

  • Рассказчик. Учащиеся записывают собственные рассказы на диктофон и прослушивают их позже вместе с преподавателем.

Песенные и музыкально-речевые игры

Музыкальная терапия давно зарекомендовала себя как эффективный метод работы с детьми с проблемами развития речи. Песня и музыка облегчают восприятие нового материала, стимулируют творческое выражение и повышают общий тонус организма.

  • Повторяй за мною. Логопед исполняет песню, а ученики повторяют каждую строчку хором или индивидуально.

  • Инструментальная мелодия. Ученики выбирают инструмент (гармонь, барабаны, колокольчики) и исполняют мелодию совместно с учителем.

  • Имитация животных. Во время исполнения песенки учитель просит учеников повторить звуки, издаваемые животными, соответствующими стихам.

  • Песенки-загадки. Детям предлагается угадать слово по первой букве или звуку, звучащему в песне.

  • Артикуляционная гимнастика под музыку. Выполнение упражнений для губ, языка и щёк под музыкальное сопровождение.



Советы родителям и педагогам

Родители и педагоги также могут внести вклад в успешную коррекционную работу. Вот некоторые полезные советы:

  • Регулярно занимайтесь играми дома, поощряя стремление ребенка говорить больше и чаще.

  • Организуйте совместные чтения книг вслух, предлагайте детям пересказывать прочитанное своими словами.

  • Посещайте музеи, театры, выставки, показывайте спектакли, фильмы, мультфильмы, стимулируя активное обсуждение увиденного.

  • Проявляйте терпимость и понимание к ошибкам ребенка, создавая атмосферу доброжелательности и поддержки.

Применение игровых форм и приемов в коррекционной работе школьного логопеда с детьми с ЗПР создает благоприятные условия для достижения значимых результатов в области устранения проблем с речью и общения. Главное преимущество игровых подходов заключается в том, что они делают процесс обучения приятным и полезным одновременно, обеспечивая комфортное и эффективное взаимодействие педагогов и детей.

Таким образом, игровая методика позволяет сделать обучение комфортным и эффективным процессом, способствующим быстрому развитию правильной речи и улучшению коммуникации школьников.




Использованная литература и источники:
  1. Волковская Т.Н., Яковенко Е.А. Задержка психического развития: Клиническая и психологическая характеристика. – М.: Педагогика-Пресс, 2018.

  2. Хрестоматия по логопедии: Тексты лекций, учебные материалы, практикум. Под ред. Т.А. Ткаченко. – Спб.: Речь, 2019.

  3. Горчакова Э.Д. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. – Самара: Издательство СамГПУ, 2020.

  4. Марцинковская Т.Д. Психология и психопатология отклонений в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2019.

  5. Осипова А.А. Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2020.

  6. Лебедева Е.Ю. Практикум по логопедическому массажу и артикуляционным упражнениям. – М.: Форум, 2019.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее