Игровая технология как эффективная форма организации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка

Это статья, в которой учитель делится своим опытом работы изучения "Фразеологии", самого трудного раздела лексики. Автор подробно описывает используемые ею на уроках и во внеклассной работе различные приёмы игровой технологии, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

"Мой многолетний педагогический опыт подсказывает: детей надо учить не тому, что легко (они сами с этим справятся), а тому, что трудно. Не мыслям нужно учить, а учить мыслить! Нельзя забывать, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх). И чтобы этот факел горел не угасая, надо подпитывать его новизной методических находок.

Начиная с 5 класса, мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы. Я радуюсь их успехам, Дети дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества. А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, непринуждённым, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Игровая технология как эффективная форма постижения

красоты родного языка

...Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и живо трепетало, как метко

сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь.



"Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно", - так считал известный русский писатель Л. Н. Толстой. И с этим высказыванием великого мыслителя нельзя не согласиться.

Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - говорит об этом известный поэт В. Шефнер в своём стихотворении «Слово».

Язык – это оружие, и его надо знать. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».

В последнее время растёт живой интерес к слову, стремление овладеть словом и со стороны учащихся. И на самом деле, если ученик ежедневно по радио, телевидению, в школе, на страницах газет и журналов слышит, видит и читает, что язык – это показатель общей культуры человека, может ли всё это пройти бесследно? А если вдобавок ко всему этому в школе работает учитель, влюблённый в свою науку, отлично владеющий словом, то вполне закономерно, что дети будут интересоваться языком, тянуться к учителю и охотно придут и на внеклассные мероприятия, проводимые им.

Личность учителя, таким образом, играет весьма существенную роль в организации и проведении любых внеклассных мероприятий.

Вспомним известные слова Льва Николаевича Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить её, наука не произведёт воспитательного влияния».

Нельзя не признать, что сегодня мы живём в эпоху стремительных перемен. Система образования модернизируется, меняется её содержание. Внедряются новые образовательные технологии, Одно остаётся неизменным – великая роль учителя. Никакие инновации не заменят талант и мастерство педагога.

Вот уже 43 года я преподаю русский язык и литературу в школе и могу с уверенностью сказать, что детская душа ждёт чуда. Именно поэтому, стараясь помогать своим ученикам отыскивать эти чудеса на каждом уроке, вхожу в класс не с прописной истиной, а с идеей. Мой многолетний педагогический опыт подсказывает: детей надо учить не тому, что легко (они сами с этим справятся), а тому, что трудно. Не мыслям нужно учить, а учить мыслить! Нельзя забывать, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх). И чтобы этот факел горел не угасая, надо подпитывать его новизной методических находок.

Начиная с 5 класса, мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы. Я радуюсь их успехам, Дети дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества. А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, непринуждённым, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности.

«Воспитание любви к родному краю и родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», - так считал Д. Лихачёв.

Сегодня проблема преподавания русского языка широко освещается в педагогической литературе, но я хочу поделиться своим опытом, своими методическими находками.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность, поэтому важно научиться умелому обращению с ним, верному соблюдению норм устной и письменной речи. Правильно подобранный дидактический материал к урокам русского языка (в виде текстов упражнений, изложений, диктантов, тем сочинений) помогает акцентировать внимание учащихся на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Подобные тексты в полном объёме позволяют выполнить массу разнообразных заданий, связанных с изучением, повторением и закреплением всех разделов русского языка. И в этом помогают современные технологии обучения.

«Самая большая ценность народа, - говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, - это наш язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Наша речь –важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»».

Главное в уроке - постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

В этом мне помогает замечательная книга Льва Успенского «Слово о словах», в которой писатель утверждает, что «если есть в мире вещи, достойные названия ЧУДО, то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

Особый интерес вызывает у учащихся изучение фразеологии. Остановлюсь подробнее на изучении этого раздела языкознания.

Фразеологизмы

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук – не клеится, не работается; голыми руками взять – легко одолеть; дать по рукам – наказать, отучить; дать руку на отсечение – поручиться; из рук в руки – непосредственно; как без рук – беспомощно; лёгкая рука – удачное начало; мастер на все руки – умелец; не покладая рук – неустанно; подать руку – помочь.

Приведённые примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят «Цыплят по осени считают», когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут и люди для тебя; не давши слова – крепись, а давши – держись; недруг поддакивает, а друг спорит.

Если фразеологизмы, например, гонять лодыря, тянуть волынку представляют собой смысловое целое, то значение фразеологических выражений типа Волков бояться – в лес не ходить, Любви все возрасты покорны равнозначно смыслу составляющих их компонентов.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок.

Русский народ учит: «Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки». Эти слова нельзя понимать буквально, т. е. в прямом смысле, что когда сидишь, сложа руки, то скучно. Эта пословица имеет более общее значение: безделье, леность – вот что порождает скуку.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (береги границу, как ока зеницу; много снега – много хлеба); другие появились в связи с историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Крылатые слова произошли из определённого литературного или исторического источника: сильнее кошки зверя нет (И. А. Крылов); свежо предание, а верится с трудом (А. С. Грибоедов) и др.

Такие теоретические вопросы дети легко усваивают, если использовать при этом элементы занимательности. Приведу несколько примеров из своуй практики.

Вопросы и задания

  1. Прочитать текст, указать в нём фразеологизмы, ответить на вопросы текста.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот какие, слушайте! Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи вылезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»

(Н. Сладков.)



  1. Заменить фразеологические обороты словами - синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

  1. Указать вначале фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать», и, наконец, со значением «быстро».

Сломя голову; сидеть, сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

  1. Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

  1. Указать вначале фразеологические обороты со словами-антонимами, затем – с синонимами.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; чёрным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.

  1. Подобрать пять-шесть устойчивых сочетаний с повторяющимися словами.

Для справок. С минуты на минуту; око за око; зуб за зуб; из года в год; со дня на день; в конце концов.

  1. Объяснить значение данных ниже фразеологизмов.

Волк в овечьей шкуре; жить чужим умом; козёл отпущения; канцелярская крыса; важная птица; птенец желторотый; пустить петуха; пальчики оближешь; в двух словах; встать не с той ноги; попал пальцем в небо.

  1. Указать фразеологические обороты, являющиеся синонимами.

Дать нагоняй; молоть вздор; намылить шею; молоть ерунду; без году неделя; во все лопатки; кот наплакал; сломя голову.

  1. Прочитать, указать фразеологические обороты.

Вот язык-то у тебя без костей, вот уж без костей; так и болтает, так и болтает.

«Нашёл время язык чесать», - строго заметил он.

Будет тебе язык трепать, Жамов.

Нечего человека за язык тянуть.

  1. Указать фразеологические обороты. Какими словами их можно заменить?

Знаю я – он (Цыганок) вам поперёк горла стоял…

И сразу началось у них зуб за зуб – никак не сладятся.

Я сидел на лежанке ни жив, ни мёртв, не веря тому, что видел; впервые при мне он (дед Каширин) ударил бабушку.

  1. Сгруппировать данные ниже фразеологические обороты в три синонимических ряда: первый – со значением «похожи друг на друга», второй – «ничем не выдающийся, средний, посредственный человек», третий – «очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть».

Ни рыба, ни мясо; стреляный воробей; два сапога пара; ни богу свечка, ни чёрту кочерга; одним миром мазаны; ни то, ни сё; тёртый калач; одного поля ягода.

  1. Какими членами предложения являются выделенные фразеологизмы?

Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними (покупателями), низко кланяясь и улыбаясь.

В ту пору он (Шебуев) держался в стороне от товарищей и слыл среди них за человека себе на уме.

Смеётся Максим-то: «Больно уж, говорит, забавно глядеть, как люди от пустяка в страхе бегут сломя голову!»

Да, злые языки страшнее пистолета!

Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя.

(1 – сказуемое, 2 – определение, 3 – обстоятельство, 4 – подлежащее, 5 – дополнение.)

ИГРЫ

  1. «Кто быстрее?»

Подобрать по десять (можно и больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

Нос: задирать (задрать) нос; вешать (повесить) нос.

Глаз: мозолить глаза (кому-нибудь); хлопать глазами.

Нога: унести ноги; встать на ноги.

Язык: язык проглотил; прикусить язык.

Голова: человек с головой; морочить голову (кому-нибудь).

Зуб: говорить сквозь зубы; иметь зуб.

Ухо: держать ухо востро; пропустить мимо ушей.

Рука: отбиться от рук; всё валится из рук.

  1. «Кто быстрее?».

Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Дать: голову на отсечение; слово.

Идти: в гору; в ногу.

Встать: с левой ноги; поперёк горла.

Взять: себя в руки; верх (над кем-нибудь).

Выйти: сухим из воды; из терпения.

Держать: камень за пазухой; себя в руках.

  1. Организовать игру «Кто больше?».

Учащимся предлагается за установленное время записать, возможно, больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

  1. имеющих в своём составе название какого-либо животного или птицы (волком смотрит, собаку съел, козёл отпущения, белая ворона, как с гуся вода); части лица человека (набрать в рот воды, прожужжать все уши, зарубить на носу, закрывать глаза); части человеческого тела (кусать локти, путаться под ногами, жить на широкую ногу, попасть под горячую руку);

  2. начинающихся глаголами (делать из мухи слона, толочь воду в ступе, смешать с грязью);

  3. состоящих из двух существительных и предлога (свинья под дубом, собака на сене, смех сквозь слёзы);

  4. состоящих из прилагательных и существительного (бездонная бочка, казанская сирота, волчий аппетит);

  5. имеющих в своём составе числительные (на неделе семь пятниц, заблудился в трёх соснах);

  6. с повторяющимися словами (зуб за зуб, тьма-тьмущая);

  7. со словами-синонимами (переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит);

  8. со словами-антонимами (с больной головы да на здоровую, и стар и млад).

Условия игры могут быть и другими: подобрать фразеологизмы, имеющие в своём составе местоимения или числительные (быть вне себя; уйти в себя; выйти из себя; сам не свой; сам по себе; сам себе господин; жить своим умом; не в своём уме).

  1. Указать вначале фразеологические выражения из сказок, затем – из басен И. А. Крылова.

Наделала синица шуму, а моря не зажгла; за тридевять земель; медвежья услуга; а ларчик просто открывался; ни охнуть, ни вздохнуть; скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается; кому вершки, а кому корешки.

  1. Определить, какие из приведённых фразеологических выражений ведут своё начало из произведений художественной литературы.

На безрыбье и рак рыба; хоть кол на голове теши; мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь; большому кораблю – большое плавание; вот тебе, бабушка, и Юрьев день; цыплят по осени считают

ПОСЛОВИЦЫ

  1. Раскрыть смысл данных пословиц.

  1. Труд всегда даёт, а лень только берёт.

  2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  3. Где обман, там правды нет.

  1. Прочитать пословицы и определить, что в них сравнивается.

  1. Человек без воли, что каша без соли.

  2. Голова без ума, что фонарь без света.

  3. Клевета, что уголь: не обожжёт, так замарает.

  4. Ласковое слово, что весенний день.

  5. Работает, как ребёнок, а ест, как детина.

  6. Учение в детстве, как резьба на камне.

  7. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  1. Определить, какие из пословиц употребляются в прямом смысле, а какие – в переносном.

  1. Глубже вспашешь весной – будешь с хлебом зимой.

  2. Скупой богач беднее нищего.

  3. Не гордись званием, а гордись знанием.

  4. Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

  1. Прочитать, ответить на вопросы.

  1. – Что-о? – сказал дед, встретив меня, и засмеялся, подвизгивая. – Говорилось: нет милей дружка, как родимая матушка, а нынче, видно, скажем: не родимая матушка, а старый чёрт дедушка.

  2. Учитель, распустив класс, оставил меня и стал говорить, что теперь я должен держаться тише воды, ниже травы.

  3. Бабушке нравилось, что я терпеливо отношусь к боли. - Молодец, - хвалила она, - есть терпенье, будет и уменье.

Для чего М. Горький использует в своих произведениях пословицы? Какую роль играют пословицы в приведённых отрывках?



.

  1. Подобрать к приведённым поговоркам пословицы.

Дать слово; собака на сене; стреляный воробей; толчёт воду в ступе; расхлёбывать кашу.

Образец. Пуганая ворона (поговорка). – Пуганая ворона куста боится (пословица).

  1. Закончить начатые пословицы.

Любишь кататься - … Тише едешь - … Сто малодушных не заменят … Свет победит тьму, а мир … Лучше умереть с честью, чем … И один в поле воин, если он … Не спеши языком, …

  1. Назвать несколько выражений из басен И. А. Крылова, ставших крылатыми.

.

  1. Провести игру по подбору пословиц и поговорок, связанных с временами года (или отдельными месяцами). Кто больше и быстрее подберёт, тот и победит.

Для справок. Весна красна цветами, а осень снопами. Весною час упустишь – годом не наверстаешь. Лето припасает, а зима поедает. Летом без дела сидеть – зимой хлеба не иметь. Осень прикажет, а весна своё скажет. Зима спросит, что летом делал. Зимой льдом не дорожат. Декабрь год кончает, зиму начинает. В зимний холод всякий молод. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый. Ни в марте воды, ни в апреле травы. Апрель с водою, а май с травою. Где в апреле река, там в июле лужица. Холоден сентябрь, да сыт.

С высоты своего педагогического опыта я с уверенностью могу утверждать, что такие творческие задания для учащихся являются эффективной формой организации познавательной деятельности учащихся в свете реализации основных положений ФГОС.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее