«Осенний фестиваль знаний 2024»

Групповое обучение как способ активизации учебной деятельности на уроках биологии

В рамках традиционного урока учащиеся часто не имеют возможности для равноправного диалога с учителем, у них просто нет условий для подобного диалога, поэтому они выбирают диалог с соседом по парте, или роль молчаливого слушателя. При интерактивном обучении у учащихся есть реальная возможность высказать своё мнение, как на этапе осмысления, так и на этапе обобщения полученного опыта.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении. Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих учащихся. Функция учителя – направляющая и корректирующая.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Групповое обучение как способ активизации учебной деятельности на уроках биологии

Научно - технический прогресс не стоит на месте. Стремительное движение вперёд науки и техники, создание новых информационных технологий для нас уже не являются удивительными. Мир меняется быстрыми темпами, поэтому знания быстро устаревают и всё время нуждаются в коррекции. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Таким образом, более востребованными оказываются результаты образования не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.»

Универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией этого предмета и его содержанием.

Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов общего образования, в том числе биологии и химии.

В современных условиях важно не только то, что знают и умеют учащиеся, но и то, каким образом получены эти знания, осознаётся ли необходимость этих знаний и умений, созданы ли условия для приобретения опыта творческой деятельности. Поэтому разработка образовательных стандартов нового поколения - объективная необходимость. Методологическая основа ФГОС (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов) — системно-деятельностный (компетентостный) и личностно-ориентированный подходы, которые предполагают важность не только достижения предметных результатов, но и развития личностных качеств обучающихся с помощью формирования у них универсальных учебных действий (УУД), развития творческих способностей. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширение методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Актуальность опыта, на мой взгляд, вытекает из трудностей, которые испытывают ученики в процессе обучения. У учеников недостаточно развиты такие умения, как умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять различные факты и явления, давать им оценку. Особенно трудно ученикам оперировать полученными знаниями и применять их в новой ситуации. В рамках традиционного урока учащиеся часто не имеют возможности для равноправного диалога с учителем, у них просто нет условий для подобного диалога, поэтому они выбирают диалог с соседом по парте, или роль молчаливого слушателя. При интерактивном обучении у учащихся есть реальная возможность высказать своё мнение, как на этапе осмысления, так и на этапе обобщения полученного опыта.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении. Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих учащихся. Функция учителя – направляющая и корректирующая.

Групповая технология

Для формирования УУД необходимо выбрать такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также, чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным. Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечают групповые технологии (развивающее обучение, проектные работы, критического мышления, игровые, уровневой дифференциации, проблемное обучение).

Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.


Примеры формирования УУД на уроках химии и биологии

С помощью групповых технологий.

На уроках биологии/химии развитие УУД возможно через систему заданий, например: 
- личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических/биологических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Растворимость веществ», «Химические вещества в быту», «Химия и сельское хозяйство», « Нефтепродукты. Проблемы экологии», «Экзотические питомцы – благо или вред», «Животные в цирке/зоопарке» (такие задания могут выполняться и в парах или группах)

- познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т.е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны: 

  • определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;

  • определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;

  • определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ;

  • уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.

Учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения уравнений (приложение 2). 

Для формирования коммуникативных действий - умение работать в парах (группах) часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини-зачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. 

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный (например, на уроках биологии для быстрой проверки знаний учащихся при изучении группы животных или растений), проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для проверки теста - это если во время работы с тестом пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в парах. Также можно предложить ребятам игру «Химическое/биологическое лото». Химическое/биологичекое лото проводится по окончанию большого раздела на уроках обобщающего повторения, для того чтобы воедино собрать знания, полученные при изучении предыдущих тем. Ведущим может быть как учитель, так и ученик с хорошими показателями в знаниях по химии (чтобы правильно прочитывать терминологию предмета). В конце суммируется количество правильных и неправильных ответов, на основании чего объявляется команда победительница. Учитель по окончанию игры может поставить оценки в журнал:

- всей команде выставляется общая оценка, - учащиеся предлагают фамилии одноклассников, которые дали наибольшее количество правильных ответов.

На следующий урок учащиеся пишут тест, позволяющий измерить уровень усвоения знаний.  Также формирование регулятивных действий хорошо можно осуществить и на уроках-практикумах (приложение 3).

Формирование всех УУД хорошо прослеживается при решении химических задач. Познавательные, регулятивные и личностные действия формируются в задании: составь задачу по предложенным данным и реши её математическим способом или задания «предложи алгоритм решения предложенной задачи». При выполнении данных заданий ученики должны: определить взаимосвязь предложенных величин, провести анализ ситуации - мысленно воспроизвести схему взаимосвязи с математическими расчетами, наметить план решения задачи, выполнение намеченного плана, осмысление результата, коррекция или переход к следующему витку деятельности, постановка новых целей.

Из этих этапов в обычной практике решения задач наиболее отчетливо проявляются два: анализ ситуации (он обычно распадается на два пункта – анализ количественных характеристик и анализ химической стороны задачи) и операционный этап, этап выполнения некоторой последовательности вычислительных действий. Ценность при составлении алгоритма или схемы решения задачи заключается в их возможности выполнять разные функции: быть средством анализа содержания задачи, методом планирования решения, опорным конспектом при объяснении учителем и учеником, основанием классификации и сравнения задач. Все это помогает реализовать и важнейшую функцию решения задач – развитие мышления учащихся. И только после проведения данных смысловых действии можно предложить алгоритм решения подобных задач. Таким образом, учащимся приходится одновременно выполнять логические построения, осуществлять взаимосвязи графических (символьных) единиц и текстовой структуры, связывать понятия атом, индекс, формула и числовые величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения задач. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии и биологии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс, плохо развита память.. Как сказал Рене Декарт: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Поэтому я учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно - следственные связи. В связи с этим, основными интеллектуальными компетентностями, формируемыми в групповой технологии, я считаю развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи; коммуникационными — субъектные отношения сотрудничества, рефлексивную саморегуляцию. В качестве основного приёма формирования воображения я использую приём образного представления отсутствующего химического объекта. Я помогаю детям представлять, по мере возможности, увиденный химический объект и закреплять его в памяти в виде образа, ученики изображают химические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, моделей. Я использую в своей практике следующие приёмы: запоминание без записей, запоминание путём повторения информации, установление связей между запоминаемым химическим объектом и конкретными символами, графическими изображениями, осмысленное запоминание, эмоциональное запоминание. Развитие практического мышления учащихся осуществляется мной в процессе химического экспериментирования, моделирования химических объектов. Развитие творческого мышления — осуществляется путем включения школьников в процесс выдвижения новых, оригинальных учебных гипотез, нетривиального решения различных учебных проблем, а также в процесс нахождения нетрадиционных решений практических вопросов. Развитие наглядно-действенного мышления осуществляется через непосредственное взаимодействие учащихся с реальными химическими объектами.

Развитие мышления с постановки вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Kритически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Если мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Для того чтобы урок сделать развивающим: - применяю проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.; - изменяю характер изложения нового материала и превращаю его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску; - вовлекаю учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекаю их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся выступают на уроках лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами. Система разноуровневых заданий позволяет мне предвидеть учебные результаты. Я применяю ее для однородных групп учащихся при уровневой дифференциации и при составлении индивидуальных заданий возрастающей сложности.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения — проблемная ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например, известное учащимся из математики правило «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется» не соблюдается в некоторых случаях в химии. Так, при изучении в 9 классе темы «Амфотерные соединения» учащиеся проводят химический эксперимент: Получение гидроксида алюминия согласно ионному уравнению Al3+ + 3OH- = Al(OH)3 зависит от того, какой реактив приливается к избытку другого реактива. В случае добавления нескольких капель щелочи к раствору соли алюминия осадок образуется и сохраняется. Если несколько капель раствора соли алюминия добавить к избытку щелочи, то образующийся вначале осадок сразу же растворяется. Почему? Решение возникшей проблемы позволит перейти к рассмотрению амфотерности. Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочнее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Например, при изучении соединений железа я предлагаю учащимся помочь хозяйке, которая повесила сушить белье на железную проволоку, в результате чего на нём оказались пятна ржавчины. Итак, данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые имеют склонности к научной работе по химии. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: элективные курсы, выполнение проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

Для формирования УУД в процессе квази исследований небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются в виде сообщений. Такая форма творческой работы помогает формировать интерес у учащихся к предмету «химия», учит их работать с литературой. В своей практике такой вид работы применяю во внеурочной деятельности.

Для учащихся среднего и старшего звена квази исследования осуществляются в виде проведения экспериментов, опытов, лабораторных и практических работ в урочной и внеурочной деятельности, решении экспериментальных, качественных и количественных задач, работа над коллективным проектом (приложение 4).

Данные формы работы формирует универсальные действия: проведение наблюдений и их описание, формулирование вопросов и нахождение ответов на них опытным путем. Способствует развитию исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.

Выполнение данной работы способствует формированию и регулятивных УУД: ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный план исследования, работают в группах, выполняют различные роли. Такой вид деятельности способствует формированию таких компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.

С наиболее заинтересованными в изучении химии учащимися проводятся собственные исследования: например, исследование свойств воды и т.д.

Приведу пример учебного исследования и его адаптация к разным ступеням обучения (Таблица 1). Исследование свойств воды


Ступень обучения

Форма учебного исследования

Тема исследования

Среднее и старшее звено (базовый уровень изучения химии)

Практическая работа

Определение жесткости воды

Старшее звено (профильный уровень изучения химии)

Собственно исследование

Изучение качества сточных вод

Таблица 1.

В современном мире недостаточно просто владеть определенными знаниями и навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. Это основная задача метода проектов. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Проект – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения. Различают проекты: 1. По характеру координации: С открытой координацией – учитель направляет работу группы, организует отдельные этапы проекта. Со скрытой координацией – учитель как полноправный участник проекта. Чаще всего на уроках я использую проекты с открытой координацией.

2. По структуре:

  • Исследовательские проекты. Главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.

  • Творческие проекты – проекты, центром которых является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

  • Игровые проекты – ведущим видом деятельности является ролевая игра, результатом проекта – проведение игры.

  • Информационные – сбор и анализ информации, презентация продукта.

  • Практико-ориентированный – нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера.

3. По числу участников выделяют индивидуальные, парные и групповые проекты.

4. По продолжительности: 

  • Краткосрочные – продолжительность проекта около одной недели.

  • Среднесрочные – от одной недели до одного месяца.

  • Долгосрочные – более одного месяца.

В своей деятельности я использую все виды проектов. Так, например, с учащимися 10-го класса мы реализуем долгосрочный, групповой, информационный проект « Органическая химия». Т.к. на изучение химии в 10-м классе уделяется только один час в неделю, следовательно, подготовительный этап работы над проектом (постановка целей и задач, сбор и анализ информации) проходит в течение первой и второй четверти. В третьей четверти происходит оформление проекта (практический этап), а в четвертой четверти учащиеся 10-го класса защищают свой проект перед девятиклассниками (заключительный этап работы над проектом). Цель данного проекта – познакомить учащихся 9-го класса с органической химией и теорией строения органических соединений, с основными классами органических соединений, их физическими и химическими свойствами. Учащиеся на первом уроке химии в 10-м классе разбиваются на группы по четыре-пять человек и выбирают тему проекта. Выбрав тему, они пытаются сформулировать цель проекта и продумать результат. По ходу изучения органической химии и разработке своего проекта учащиеся корректируют цели и задачи, подбирают необходимый материал, и еще раз обдумывают результат проекта. Так в прошлом году одна из групп учащихся 10-го класса разработала проект «Угадай-ка» для девятиклассников. С ее помощью девятиклассники познакомились с основными качественными реакциями в органической химии. По теории строения органических соединений другой группой учащихся 10-го класса был разыгран спектакль «Как мы устроены». Основными действующими лицами были Углерод, Водород, Кислород, Азот, Сера и Фосфор. Ими были обыграны основные положения теории строения органических соединений. Третьей группой учащихся 10-го класса была разработана презентация на тему «Меня так назвали потому что…», в которой учащиеся представили именные реакции в органической химии, историю их открытия. Таким образом, учащиеся 10-го класса знакомятся с органической химией, выявляют наиболее сложные вопросы, темы и по ним уже разрабатывают свои мини-проекты в группе и представляют и защищают продукт проекта перед девятиклассниками. В 9-м классе был реализован игровой групповой проект «Соединения химических элементов». Продуктом проекта является сценарий игры-викторины для учащихся 8-х классов «Давайте подумаем…». На подготовительном этапе учащимися разработан сценарий игры (учащиеся 8-го класса делятся на команды, командам даются названия и в соревновательной форме учащиеся отвечают на вопросы ведущего (приложение 3), поставлены цели и задачи (что должны усвоить учащиеся 8-х классов по теме «Соединения химических элементов» в результате участия в игре). На практическом этапе работы над проектом девятиклассники подбирали материал по теме, составляли вопросы и т.д. Результатом проекта стало проведение игры-викторины между учащимися 8-х класса. Подводим итоги химическими вечерами или КВНами, которые по сути своей также являются групповыми. Во всех классах реализуются индивидуальные проекты. Это краткосрочные проекты по отдельным темам курса химии/биологии («Значение химии/биологии в жизни общества», «Влияние химического производства на окружающую среду» и т.д.). Результатами данных проектов являются презентации, сценарии викторин, брошюры.

На каждом этапе работы над проектом у учащихся формируются предметные и метапредметные УУД. Так на подготовительном этапе при обсуждении темы проекта с учителем учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель проекта (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД). На этапе планирования формируются коммуникативные (планирование учебного сотрудничества – умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других участников группы) и регулятивные УУД (планирование – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, составлять план действий и т.д.). На заключительном этапе работы над проектом учащимися осуществляется контроль, самоконтроль и коррекция продукта проекта (регулятивные УУД), взаимодействие друг с другом при защите проекта и представлении продукта проекта. У учащихся формируются общеучебные навыки – умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий. На каждом этапе работы над проектом происходит формирование личностных УУД учащихся (самостоятельная и личностная ответственность, готовность и способность к саморазвитию, осознание ответственности и т.д.). Воспитательная ценность заключается в совместной взаимопомощи, а также формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
В групповой работе важен не только результат, но и его процесс получения: какие действия были выполнены группой для достижения итога, какой вклад внес каждый из участников группы, как произошла реализация знаний, умений и навыков ученика по отдельности.
Оценивание групповой работы, как было отмечено ранее, осуществляется при помощи критериев. Учитель на первых стадиях обучения разрабатывает их самостоятельно, но обязательное условие – это обсуждение в классе и принятие или исправление всех аспектов группами. По возможности ведение листа оценивания учащихся ведет и учитель, что бы оценить объективность учащихся. После обсуждения результатов группы, учитель сможет задать уточняющие вопросы командам. Примеры вопросов: Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы? С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть?

Использование форм групповой работы положительно повлияло на успешность учащихся в обучении (приложение 5), на их самовыражение и повышение интереса к предмету, а использование средств ИКТ, метода проектов, элементов развивающего, проблемного и критического мышления, игр, оценивания для обучения, взаимоконтроля и самоконтроля стало хорошим средством для организации активной групповой деятельности детей и позволило мне применить многообразные ресурсы в работе. Наблюдалась положительная динамика качества знаний. Групповая форма работы дает толчок к творческому выражению школьников и их коммуникативному взаимодействию в процессе учебного содержания.

Заключение.

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии и химии позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни. Я считаю, что не все так ново, ведь многие элементы на уроках, задания творческого самостоятельного поиска применяет каждый учитель на своих уроках и ранее применял, не зная слова «ФГОС».

«Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками» (В.В.Давыдов).

Список литературы.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г., Бурменской Г. В., Володарской И. А. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. (Стандарты второго поколения).

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 59 с. (Стандарты второго поколения).

  3. Анохина Г.М. Об организации личностно ориентированного обучения // Химия  в школе.- 2008.- № 7.- с.17

  4. Вакулин О.С. Личностно- ориентированное образование //  Химия  в школе.- 2008.- № 8.- С.31.

  5. Воскобойникова Н.П. К вопросу о  педагогических   технологиях  и системах обучения //  Химия  в школе.- 2002.- № 2.- с.16.

  6. Елпатова О.И. Диалоговые  технологии  как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся //  Химия  в школе.- 2008.- № 7.- с.20.

  7. Л.В. Загрекова, В.В.Николина Теория и технология обучения М.: «Высшая школа» - 2004

  8. Кабанова О.А. «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info

  9. Конев М.Н. Информационные  технологии  как средство повышения мотивации обучения //  Химия  в школе.- 2008.- № 5.- с.12.

  10. Новые  педагогические   технологии  в системе образования. Под ред. доктора пед. наук, проф. Е.С. Полат. М.: Академия, 2001.

  11. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010.- 48 с. - (Стандарты второго поколения).

  12. Суртаева Н.Н.  Педагогические   технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности //  Химия  в школе.- 2009.- № 1.- С.1




Приложение 1


Памятка организатору группы.

Организатор осуществляет контроль: 1. за тем, чтобы обсуждение соответствовало цели и поставленным задачам; 2. за тем, чтобы в группе было понимание; 3. за тем, чтобы высказывалось отношение к версиям и предположениям; . 4. за тем, чтобы присутствовали альтернативные точки зрения, другие версии и предположения; 5. за тем, чтобы одновременно обсуждался только один вопрос; 6. за соблюдением времени, отведённого на работу.


Приложение 2

Задание 1. (лабораторная работа, групповая)

Цель: выяснить при каких условиях реакции обмена практически осуществимы.

Инструктивная карточка.


1. Проведите реакции между растворами приведенных веществ (электролиты) и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.

Первый учащийся: CuSO4 и NaOH

Второй учащийся: BaCl2 и Na2SO4

Третий учащийся: HCl и AgNO3

Четвертый учащийся: Na2CO3 и CaCl2


1. Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод.

2. Пользуясь таблицей « Растворимости солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.



Задание 2

Урок-практикум по теме «Химическая связь»

(контролирующий семинар)

Урок-практикум- это система приёмов совместной деятельности учителя и учащихся по подкреплению знаний, умений и навыков через систему заданий.

Как правило выделяют четыре уровня:

1 уровень - уровень узнавания. Задания типа: выделить, узнать, распознать на основе имеющихся знаний.

2 уровень - задание на применение знаний в стандартной, типичной ситуации. Могут присутствовать элементы самостоятельной работы.

3 уровень - включаются задания, в которых требуется выполнение заданий на сравнение, доказательства и применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях. На данном уровне обязательными являются проблемные задания.

4 уровень - задания высокой теоретической и практической трудности.

По содержанию задания могут быть алгоритмическими, программированными, исследовательскими, аналитическими и другими.

По форме: коллективные, групповые, индивидуальные.

Качество знаний учащихся определяется их самостоятельной работой.

Успех каждого ученика гарантируется эмоциональной поддержкой и дозированной помощью консультанта (лидера) или учителя - от направляющей подсказки и вспомогательных задач до коррекции учебного задания и прямых указаний.

Данный урок проводится после прохождения материала по темам: «Электроотрицательность элементов», «Ковалентная связь», «Ионная связь», «Металлическая связь».



Приложение 3

Игра «Найди ошибку»

Цель. Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения.

Атрибуты. Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ.

Задание. Учащиеся разбиваются на три или четыре группы. Каждая группа получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игрок, находит и вычеркивает несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передаёт ее ученику, сидящему рядом в группе , тот исправляет ошибки во второй строке карточки и передаёт ее дальше и т. д.

Побеждает группа, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.

Пример карточки


ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Кислород, серебро, оксид серы

1. Йод, медь, оксид серебра

2. Азот, сероводород, хлороводород

2. Аллюминий, кислород, оксид железа

3. Сульфид железа, водород, хлор

3. Сера, хлорид натрия, вода

4. Оксид кремния, углерод, цинк

4. Оксид серы, фтор, железо

5. Хром, кальций, оксид алюминия

5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний

Приложение 4


Мини - проект

Так на уроке химии в 8 классе при изучении темы: «Способы разделения смесей» ребята попадают группами на необитаемые острова, где есть все для выживания, кроме питьевой воды. Каждая группа получает задание.

Перед учащимися стоит проблема: «Как получить питьевую воду и соль?»

Организованные 3 группы получили задание: Нужно было провести эксперимент и описать свои действия для решения проблемы.

1 группа: «Вода загрязнена маслом. Как очистить, чтобы ее можно было пить» 2 группа: «Морская вода, сделать пригодной для питья»

3 группа: «Есть родниковая вода, но вода не содержит минеральных солей. Доступна морская вода. Надо добыть соль».

Ваша задача, определить, каким способом можно разделить выданную вам смесь. На работу отводится 15 минут, в течение которых ребята ищут решение проблемы с демонстрацией опыта



Приложение 5

7 класс

Темы проектов по зоологии позвоночных:

  1. Почему птицы летают? (приспособления, биологические механизмы)

  2. «Как рыба в воде…» (приспособления, биологические механизмы)

  3. Как амфибии вышли на сушу? Почему земноводные не могут без воды? (приспособления, биологические механизмы)

  4. Рептилии: большой скачок на сушу.

  5. Частица подводного мира в квартире.

  6. Дикие рядом (позвоночные животные Московской области)

  7. Красная книга Московской области (позвоночные животные Московской области, которые находятся под охраной)

  8. Древние пресмыкающиеся: настоящее и будущее.

  9. Животная армия – отряды позвоночных животных (класс позвоночных на выбор)

  10. От икринки – до …(цикл развития рыб, земноводных; интересен цикл развития Лососевых)

  11. Мастера камуфляжа.

  12. Бионика: технологии, заимствованные у позвоночных.

  13. Мифы у животных и реальность.

  14. Уникальные животные.

  15. Необычные животные.

  16. Рекордсмены животного мира.

  17. Животные в искусстве (живопись, архитектура, скульптура)

  18. На благо науки…

  19. Собаки – герои.

  20. Жили-были… (позвоночные животные в литературе, кинематографе, сказках и др.)


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее