Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад с. Великопетровка
Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Выполнила: Мальханова Елена Юрьевна
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле и художественному творчеству. Эстетическое образование детей должно включать в себя народное искусство.. Это определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие народного искусства
- В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образов массовой культуры других стран следует говорит о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
- Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находят все более широкое применение воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания . Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него .
- С содержательной точки зрения патриотическое
- воспитание в ДОУ осуществляется в процессе
- включения детей в активный творческий труд,
- формирование бережного отношения к
- культурному наследию Отечества, к обычаям и
- традициям народа, воспитание любви к малой
- родине, к своим родным местам.
- Успешность этой деятельности обуславливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствуют система знаний по освоению культурных национальных традиций.
Мировую ценность получили и чудесное искусство Вологодских кружевниц, и роспись Хохломы и мастерство Дымковской, Городецкой игрушки – во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов.
Каждое изделие народного искусства это своеобразный памятник духовной жизни народа, национальная гордость это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру.
Перспективный план работы отражает поэтапное знакомство с народным промыслом способствует воспитанию у детей патриотических чувств. и чувств гордости за свой край, свой народ. Сначала дети учатся рисовать элементы росписи, затем украшают и разрисовывают силуэты, учатся составлять узоры , что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству. При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора.
Дымковкая роспись.
Цель : Продолжать развивать интерес к глиняной игрушке; формировать знания об особенностях процесса изготовления, обжига и росписи изделий из глины. Пробуждать желание любоваться игрушками, радоваться их виду.
В кокошнике няня, На руках Ваня. И хорош, и пригож Ваня, Не забудь няню, когда подрастёшь.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Козёл – золотые рожки Да куколка в серёжках. Пёстрые, яркие, славные подарки!
Петушок, петушок, Золотой гребешок. Ты подай голосок Через тёмный лесок. Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
у большого индюка, все расписаны бока .
Каргопольская игрушка, ей не налюбуешься И в Париже и в Нью-Йорке, наш Полкан красуется .
Городецкая роспись .
Цель : Расширять знания детей о народно-прикладном искусстве России; закреплять умение видеть и
выделять элементы росписи (бутоны, розаны, оживка, завиток, ягодки, усики, кустики, капельки, травинки); формировать эмоциональный отклик на произведения искусства.
Городецкая роспись – как её нам не знать… Здесь такие узоры, Что ни в сказке сказать, Здесь такие сюжеты – Ни пером описать. Городецкая роспись – Как её нам не знать?
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Матрешка. Цель: Закреплять знания об особенностях росписи разных матрешек, воспитывать интерес к матрешке.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, всех матрешками зовут
Уральская роспись.