Гранты и грантовая деятельность учителя
- Основные определения
- Правовой статус гранта
- Особенности финансирования образовательных проектов
- Поиск и выбор источников финансирования
- Составление проекта
- Подготовка заявки
- Бюджет гранта
Основные определения
- Грант – безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.
- Грантодатели – в РФ российский или иностранный гражданин либо российское или иностранное юридическое лицо, а также международная организация, получившие право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке
- Грантополучатели – это различные неправительственные организации, либо конкретные физические лица получающие финансирование от различных иностранных/международных организаций. Т.е. они получают, так называемые гранты.
- Доноры (грантодатели, спонсоры) - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.
- Заявители (applicants) - частные лица или организации, подающие заявки на грант.
- Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта
Российское законодательство о грантах
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Ст. 2
- Грантами являются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
ст. 15 п.10
- Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
Налоговый кодекс РФ, ст.25,пп 14, ст.1
Грантами (в главе о налоге на прибыль организаций) признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения ( направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез ), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Гражданский кодекс РФ
- определяет круг субъектов , которые могут быть грантодателями и грантополучателями; (любые субъекты)
- устанавливает императивные требования использования предоставленного в качестве гранта имущества или права по целевому назначению и предоставление грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
(грант всегда должен быть обусловлен необходимостью использовать предоставленное имущество в строго определенных целях. Это условие должно всегда в обязательном порядке применяться как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц – грантополучателей)
- предоставление гранта осуществляется в результате проведения конкурса
Финансирование образовательных проектов
- выделение грантов происходит на конкурсной основе
- участники конкурсов представляют заявки, призванные убедить грантодающие организации в необходимости выделения им средств, в назначенные сроки
- грантодающие организации выставляют требования к оформлению заявок
- грантодающая организация (далее донор, фонд, благотворительная организация) может осуществлять и постоянный прием заявок на гранты , без объявления сроков.
- присланные материалы оцениваются экспертами в основном с точки зрения миссии донора, актуальности и существующих приоритетов
- если грантодающие организации намерены финансировать конкретные направления они могут обращаться с предложениями участвовать в конкурсе к отдельным образовательным учреждениям
- перечисление финансовых средств победителю конкурса осуществляется на основании договора , который заключается между грантодающей организацией и заявителем
- если грант выделяется организацией, которая официально имеет статус благотворительной , то средства полученные от нее не облагаются ни какими налогами и не декларируются в налоговой инспекции
Поиск и выбор источников финансирования
В роли доноров могут выступать государственные учреждения, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица.
- Государственные доноры - госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства.
(Это самые бюрократичные и требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги)
- Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица.
( Написание заявок частным донорам обычно требует меньше, усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами)
- Независимые фонды - как правило организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала.
Продолжение слайда
- Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.
- Местные фонды - создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей.
- Благотворительные фонды - неправительственная, негосударственная организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности. Задачей организаций является осуществление целевых программ социальной поддержки категорий населения, содействия науке и образованию, поддержки культуры и искусства, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, охраны окружающей среды
Составление проекта
Титульный лист
- Титульный лист служит визитной карточкой проекта. Он должен на одной странице содержать всю необходимую для донора информацию.
Часто фонды сами задают форму титульного листа. В этом случае необходимо аккуратно заполнить бланк .
Эта форма может содержать, например, следующие пункты:
а) Название проекта:
- оно должно быть броским и кратким.
- Оно может быть достаточно общим например
"Дети Природы"
б) Подзаголовок
Создание новых методик внеклассного экологического воспитания трудных подростков
- Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию о содержании гранта
Данные о проекте
Аннотация
Аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте: его место в науке, основные идеи и основные методы исследования
Здесь важно:
- Подбор ключевых слов
- Четкое определение задач
- Связь задач с проблемой проекта
- План проекта
Средства для подготовки содержания проекта
(Логическая таблица для составления проекта)
Таблицу пишут для улучшения собственного понимания проекта, она помогает составить окончательный проектный документ (заявку) и успешнее выполнить задуманный проект
Логическая таблица для составления проекта
Компоненты проекта
Объективные свидетельства (показатели, обоснования)
Постановка проблемы
1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?
2. Почему решение данной проблемы - приоритетная задача?
Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения)
Какие источники информации, помимо самого заявителя. свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
Цель
1. Какова цель, на движение к которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной проблемы?
2. Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию?
1. Каковы средства проверки движения к цели?
2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели?
3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?
Задачи. Ожидаемые результаты
1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения и т.д.?
2. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?
3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?
1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают. что проект выполнил поставленную задачу?
2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?
3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта)
Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов?
1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:
- выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;
- достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач;
Почему выбраны именно эти методы?
Ресурсы
1. Какие ресурсы - кадры, товары, услуги - должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство. фонды и т.д.)?
- применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов;
1. На основании чего планируются уровень зарплаты, стоимость оборудования, уровень расходов на транспорт и другие услуги?
2. Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?
- выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов).
2. Каковы возможные препятствия в каждом из этих "переходов"?
Подготовка заявки
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗАЯВКА?
- Титульный лист должен, запоминаться.
- Краткая аннотация содержит ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максимум страницу. Включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:
- кто будет выполнять проект
- почему и кому нужен этот проект
- что получится в результате
- как проект будет выполняться
- сколько потребуется денег
Универсальная форма написания заявки
- Введение содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации...) наилучшим образом выполнят задачи проекта. (это Вызывает доверие к заявителю).
- Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.
- Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель - это во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Цели и задачи поставленной проблемы. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.
- Методы . Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводятся схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Продолжение слайда
- Оценка и отчетность . Из этого раздела должно быть ясно, как предполагается определить в конце, достиг ли проект цели, и как будет контролироваться процесс выполнения проекта. В какой форме будет представлен отчет о проделанной работе и затраченных средствах.
- Дальнейшее финансирование . Раздел объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта
- Бюджет . Пояснения к бюджету. Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы:
- сколько денег требуется от грантодателя
- из каких источников будут получены все остальные требующиеся
- для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены
- Приложения - включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки.
Аннотация
- Аннотация - краткое, не более 1 страницы, изложение проекта, повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки . ( Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, и если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, конкретной и выразительной.)
Критерии оценки аннотации:
- 1) Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: 1 абзац (3-10 строк. короткая заявка) - 1 страница (длинная заявка).
- 2) Включает по крайней мере одно предложение о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях.
- 3) Включает по крайней мере одно предложение о проблеме (почему нужен проект).
- 4) Включает по крайней мере одно предложение о целях и задачах проекта (что получится в результате).
- 5) Включает по крайней мере одно предложение о методах и ресурсах (как будет выполняться проект).
- 6) Указывает полную стоимость проекта, собственный вклад заявителя и запрашиваемую сумму (сколько требуется денег).
- 7) Кратко - не более 200-300 слов (1 стр.), и ясно.
- 8) Интересно - привлекает внимание читающего.
Введение
В этой части заявки представляется организация, где работает заявитель.
Критерии оценки Введения :
- 1) Введение содержит сведения об организации-заявителе и об уровне компетентности автора проекта и квалификации (надежности) персонала.
- 2) Ясно, кто написал заявку и кто будет выполнять проект.
- 3) Описывает род деятельности, цели и задачи организации-заявителя.
- 4) Поясняет, почему именно Ваша организация должна работать по проекту.
- 5) Описывает, чьим нуждам и как служит Ваша организация.
- 6) Сообщает о наличии достижений и подтверждает это с помощью статистических данных, писем поддержки и других документов.
- 7) Подтверждает репутацию Вашей организации.
- 8) Свидетельствует о наличии уровня компетентности, достаточного для выполнения задач (исследований, обучения и др.).
- 9) Логически подводит к разделу "Постановка проблемы".
- 10) Раздел краток, насколько возможно, интересен и не содержит профессионального жаргона.
Рекомендуемый объем: 0.5-2 стр.
Постановка проблемы или обоснование потребностей
Из Введения донор должен был уяснить себе сферу Ваших интересов - над чем именно Вы работаете. Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта.
Критерии оценки раздела "Постановка проблемы":
- 1) описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта;
- 2) ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.
- 3) Насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай)?
- 4) Насколько связана с целями и задачами организации-заявителя?
- 5) Разумность масштаба работ - не делаются ли попытки решить все мировые проблемы сразу?
- 6) Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники (1-5), советами экспертов.
- 7) Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.
- 8) Раздел не содержит голословных утверждений.
- 9) Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).
Цели задачи проекта
Критерии оценки раздела "Цели и задачи":
- 1) описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные частные результаты и они заметно отличаются друг от друга.
- 2) Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.
- 3) Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.
- 4) По каждой проблеме , сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.
- 5) Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены.
- 6) Цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению.
- 7) Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта.
- 8) Указывается срок достижения целей.
- 9) Язык ясен и четок.
- 10) Постановку задач авторы не путают с методами их решения.
Методы
- Методы в этом разделе могут быть представлены как мероприятия, которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов.
Критерии оценки раздела "Методы":
- 1) Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
- 2) Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта.
- 3) В разделе ясно описываются мероприятия в рамках программы.
- 4) Понятны причины выбора именно таких мероприятий.
- 5) Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.
- 6) Ясен состав разработчиков.
- 7) Описываются состав и обязанности исполнителей программы.
- 8) Описываются, кому служит данный проект, и принципы подбора этих людей, групп, объектов.
- 9) Естественность логической цепочки: проблема - цель - задача -метод.
Отчетность
Критерии оценки раздела "Оценка и отчетность":
- 1) Из раздела ясно, как Вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели, и как Вы будете контролировать процесс выполнения проекта.
- 2) Каков план оценки степени достижения целей (насколько точно достигнуты цели).
- 3) Каков план оценки и корректировки методов в процессе выполнения проекта (как будет контролироваться процесс выполнения проекта).
- 4) Достаточно ясно, кто будет проводить оценку и как эти люди (организации). будут отбираться.
- 5) Четкость установленных критериев успеха проекта.
- 6) Описывается, как будут отбираться данные, и процесс их анализа.
- 7) Объясняется, какие способы анализа будут применяться (ревизии, инспекции, вопросники).
- 8) Указывается форма отчетности.
Бюджет
Смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки
Рекомендуемый нами бюджет состоит из трех разделов:
- Оплата труда; 2) Основные прямые расходы ; 3) Непрямые расходы.
Оплата труда
Количество работников
Должность
1
координатор проекта
Полная месячная зарплата
% полного рабочего времени, посвященный работе по проекту
$200
месяц
100%
Продолжительность работы
12 месяцев
Полная сумма
$2400
Имеющаяся сумма
Требующаяся сумма
$0
$2400
2. Основные прямые расходы. Помещение и коммунальные услуги
- Аренда и покупка оборудования
- Расходные материалы
- Командировочные и транспортные расходы
- Прочие расходы
3. Непрямые расходы
- Стоимость износа основных фондов, амортизации капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы (телефон, газ, электричество, лифт, антенна и др.) могут быть квалифицированы как непрямые.
- Иногда неудобно, располагать подобные расходы в частях 1. и 2., поэтому Вы можете поместить их все вместе в конце бюджета в разделе 3.
- Как правило, конкретные организации определяют свой уровень накладных расходов как процент от общего фонда оплаты труда или от всех прямых расходов.
Задания магистрантам
- Как осуществлять поиск источников финансирования проектов на грант (презентация)
- Источники информации о грантах ( федеральные, региональные, местные ) (презентация)
- Факторы, влияющие на выбор потенциальных грантодателей (презентация)
- Представление проекта на грант:
- Заявка
- Логическая таблица
- Аннотация
- Постановка проблемы цели и задачи
- методы