«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Гласные в приставках пре- при-»

Цель: 1.Определять значения приставок пре- и при-;

2. Различать значения и правописание слов с приставками

пре- / при-;

3. Развивать навыки орфографической зоркости.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: надписи на доске, наглядность для словарной работы, плакат «Правописание приставок при-/пре-»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок русского языка

в 6 классе

«Гласные в приставках пре- /при-»

Провела:

учитель русского языка и

литературы

Абакумова Д.Ю.

Тема: Гласные в приставках пре- /при-

Цель: 1.Определять значения приставок пре- и при-;

2. Различать значения и правописание слов с приставками

пре- / при-;

3. Развивать навыки орфографической зоркости.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: надписи на доске, наглядность для словарной работы, плакат «Правописание приставок при-/пре-»

Ход урока

I Организация класса

/Звучит музыка/

II Изучение нового материала

1.Сообщение темы и целей урока

- Среди приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове. Тема нашего урока: Гласные в приставках пре- /при-. Сегодня мы попытаемся различать значения и правописание слов с приставками пре-/при-

2.Наблюдение за материалом

A-Запись на доске: прибежать, приехать, приплыть, приблизиться

- Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при-? (Приближение)

- Добавьте слова, обозначающие приближение:

1) человека, самолета, лодки;

2) поезда к станции, к поверхности Земли, Луны

Вывод: Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно. /Заучивание наизусть/

B- В некоторых случаях приставка при- может обозначать присоединение к чему-либо.

- Замените данные словосочетания одним словом:

Присоединить с помощью:1)веревки; 2) молотка и гвоздей; 3) иголки с ниткой; 4) клея; 5) винтов и шурупов.

Вывод: Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Пишем мы при-, говоря обо всем,

Что добрые руки приделали.

Г- В других случаях приставка при- обозначает близость и неполноту действия.

- Замените данные словосочетания словами с приставкой при-:

Участок при школе (пришкольный), полоса около моря(приморская), город на Волге(приволжский), чуть-чуть открыть окно(приоткрыть), слегка затворить дверь(прикрыть).

D- А теперь послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: О каких значениях пре- говорится в нем?

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре-,

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель.

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере-,

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, пре-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу»

- Выпишите слова с приставкой пре-, объясните ее значение.

/Значение очень, пере-/

3. Запись в «Словарь трудных слов»

Преимущество, препятствие, пренебрежение, предание, приключение, приятель

4.Релаксирующая пятиминутка.

/Звучит музыка дети выполняют упражнения под диктовку учителя/

5. Обобщающая беседа.

- Посмотрите на плакат «Правописание приставок при-/пре-»

- Какие значения имеет приставка при-?

- Какие значения имеет приставка пре-?

III Закрепление материала.

1.Объяснительный диктант.

Не презирай совета ничьего. Не хлопай дверью, притвори её. Очень важно суметь претворить в жизнь свои планы. Поезд прибывает вовремя. Во время своего пребывания в городе мы посетили многие достопримечательности. Он придавал большое значение умению говорить точно.

-Какие значения имеют приставки при- /пре-?

2.Выборочно-распределительный диктант.

При- / Пре-

- Распределите слова на два столбика: прибежать, прервать, пристроить, преодолеть, препятствие, присутствовать, прикосновение, беспрекословно, пребогатый, преградить, претихий, предобрый, преспокойно.

-Какие значения имеют приставки при- /пре-?

IV Итог урока.

- Со значениями каких приставок мы познакомились?

- Какие значения имеет приставка при-?

- Какое значение имеет приставка пре-?

V Выставление оценок.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее