«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Географическое положение Евразии

Урок разработан по учебнику О.А. Климановой 7 класс. Это первый урок в разделе "Материки, океаны и страны мира".

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока «Географическое положение Евразии»

Цели урока: 

обучающие:  способствовать формированию представления о физико-географическом положении Евразии, познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;

развивающие: отработка у учащихся навыков групповой работы и работы с учебником;

воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе; развитие у учащихся коммуникативных способностей через составление речевых высказываний.


Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, интерактивная доска, презентация к уроку выполненная на PowerPoint

Тип урока: получение новых знаний.

Структура урока.

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление знаний.

  5. Итоги урока.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.


Ход урока.

  1. Организационный момент (1 слайд)

1.Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.

2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.

-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта.

II. Актуализация знаний

Учитель: Ребята в начале нашего урока я вам предлагаю совершить виртуальное путешествие , которое для нас подготовила ваша одноклассница Валерия, но прежде чем нам отправится в путь, давайте вспомним , что называется материком (континентом) ?

Ответ:

Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Учитель: Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

У : Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.

III. Изучение нового материала

Учитель : Вспомнили. А теперь в путь. Будьте внимательны (1 слайд)


(Ученик показывает несколько слайдов об уникальных чудесах природы.)

  • Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море (Мостовая гигантов); 2 слайд

  • Это уникальное озеро расположено в Южной Сибири (озеро Байкал); 3 слайд

  • Этот древний лес на северо-востоке Польши простоял больше 500лет (Беловежский лес); 4 слайд

  • Знаменитая область средиземноморского побережья. Эти места жизненно важны для размножения и пропитания многих животных, в том числе полудиких белых лошадей (Камарг); 5 слайд

  • Каскад белоснежных горных озер в области Западной Турции. (Памуккале); 6 слайд

Учитель : На каком материке находятся эти уникальные места? 7 слайд

У : На материке Евразия

Учитель : Верно, и сегодня на уроке мы с вами начнём знакомство с особенностями одного из материков планеты – Евразией

Учитель : С чего начнём изучение материка? 

У: С географического положения материка

Учитель : А что такое географическое положение

У: Географическое положение — это положение относительно экватора и других важнейших линий градусной сети , протяженность с севера на юг и с запада на восток, положение относительно океанов и других материков.

Учитель: Совершенно верно. Молодцы!

Учитель: Это “адрес”географического объекта, по которому можно найти его на Земле.

Тема нашего урока: «Географическое положение материка Евразия» 8 слайд

Учитель: Ребята, давайте попытаемся сформулировать цель нашего занятия ,,,,,,,

(Какя цель перед нами стоит?Ччто мы с вами должны сделать на уроке ?)

У: Цель нашего занятия определить особенности и описать ГП материка Евразия. Учитель: То есть мы должны ответить на вопрос «Каковы особенности географического положения материка Евразия”?



Учитель : Почему этот вопрос мы рассматриваем первым при изучении материка

У: От ГП зависят особенности природы материка, климат, природные зоны

Учитель Сегодня на уроке мы свами будем работать в группах .На столах у Вас лежит «Путевой лист – задание». В нём даны вопросы, на которые вы должны ответить. Вопросы у каждой группы разные, поэтому будьте внимательны, когда я буду задавать вопросы. Ответы вы будите записывать в тетрадь. Отвечая на вопросы вы должны использывать источники информации . Какие источники информации лежат у Вас на парте? ( учебник п.17 , атлас, энциклопедия «Материки и океаны». План характеристики ГП материка в учебнике на с.344


«Путевой лист» Приложение № 1




Защита результатов деятельности.

После отведённого на эту работу времени, каждая группа представляет свою работу. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы, корректируют допущенные ошибки, высказывают свое мнение. Сравнивают свой результат с ответами других учеников. Проводят самоконтроль.

У: Вопросы учителя:


  1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? (группа 1, 1вопрос).

Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.

Относительно экватора: экватор не пересекает материк

Относительно нулевого меридиана: нулевой меридиан пересекает материк на западе,

значит, материк находится и в западном и в восточном полушариях. Большая часть

лежит в восточном полушарии.

Тропики: материк пересекают северный тропик и северный полярный круг


  1. Сравните площадь Евразии с площадями других материков. Определите, какую часть площади Земли занимает Евразия (в процентах). Сделайте вывод о размерах материка. (группа2, вопрос 1)

Сравните площадь Евразии с площадями других материков. Определите, какую часть площади Земли занимает Евразия . Сделайте вывод о размерах материка

Евразия – величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши. Евразия по площади равна Африке и Северной Америке вместе взятым. 10 слайд

Африка + Сев. Америка = Евразия;

30,3 24,2 54,5 11слайд


Площадь суши – 149 млн км2 , площадь Евразии – 54 млн км2.

54 : 149 =0,36 или 36%.

Вывод: Евразия – самый крупный материк на планете. Большие размеры определяют разнообразие природы материка.)




  1. Какие части света образуют Евразию? (группа1, вопрос 2)

. Какие части света образуют Евразию? Откуда произошло название Европы и Азии.

Азия –, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на востоке от Европы. 12 слайд
Европа – часть света, занимающая западную часть материка Евразия


4. Где проходит граница между Европой и Азией? (группа 3, вопрос 2)

Граница между Европой и Азией имеет протяжённость 5100 км. Эта граница – условная линия – проходит по восточному склону Уральских гор, по реке Эмбе ,северному побережью Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине сесвернее Кавказа, затем по Азовскому, Чёрному морям и проливам между Чёрным и Средиземным морями.

Назовите крайние точки материка, покажите их на карте.


5.Назовите и покажите на карте северную и южную крайние точки материка. Определите их координаты. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с севера на юг. (1= 111,3 км). Сделайте вывод. (группа3, вопрос 1)

Северная точка: мыс Челюскин 77° 43 с. ш. 104° 18 в. д.

Южная точка: мыс Пиай 1° 16 с. ш. 103° 30в. д. 13 слайд

Протяженность Евразии с севера на юг

77° 43 - 1° 16 = 76° 27 14 слайд

76 111,3 = 8458,8 (км)

Вывод: По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах.


6. Назовите и покажите на карте западную и восточную крайние точки материка. Определите их координаты. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с запада на восток. (1= 80,4 км). Сделайте вывод. (группа 4,вопрос 1)

Западная точка: мыс Рока 38° 48 с. ш. 9° 31 з. д. 15 слайд

Восточная точка: мыс Дежнёва 66° 5 с. ш. 169° 40з. д.

Протяженность Евразии с запада на восток

9° 31 + 180° + (180° - 169° 40) = 199° 51 16 слайд

199 80,4 = 15999,6 (км)

Вывод: Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток. Это отражается на смене климатических условий, типах климатов.



7. Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте вывод. (группа 1, вопрос 3) 17 слайд

Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.


Совершите путешествие по карте.

8. Назовите и покажите на карте океаны и моря, омывающие берега Евразии на западе и на севере. (группа 3, вопрос 3) 18 слайд

Океаны

моря

Атлантический океан

Средиземное, Чёрное, Азовское, Северное, Балтийское.

Северный Ледовитый океан

Норвежское, Баренцево, белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское


9. Совершите путешествие по карте. Назовите и покажите на карте моря,

омывающие берега Евразии на востоке и на юге. (группа 4, вопрос 2)


океаны

моря

Тихий океан

Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское.

Индийский океан

Аравийское, Красное.


10 В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод. (группа 2, вопрос 2)

В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод.

(Береговая линия больше всего изрезана на западе.) 18 слайд

Вывод: много бухт, важно для использования морского транспорта.


11. Совершите путешествие по карте.

Назовите и покажите на карте крупные полуострова Евразии.? (группа 2, вопрс3)

(Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский, Пиренейский) 19 слайд


11. Определите, как расположен материк относительно других материков

(группа 4, вопрос 3).

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка.

Их от Евразии отделяют: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив; Берингов пролив.

Наиболее удалены материки: Антарктида, Южная Америка, Австралия.

Евразия – это материк на котором мы с вами живём

IV. Закрепление знаний.

Учитель : Вот мы и завершили наше с Вами путешествие по материку Евразия . Я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности географического положения материка Евразия?”

Ответы учащихся: Евразия лежит полностью в северном полушарии. Материк расположен по обе стороны от нулевого меридиана. Это первый материк по площади. Омывается Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым и Тихим океанами. Евразия близко расположена к материку Африка и Северная Америка. Имеет выгодное географическое положение.

  1. Итоги урока

Учитель : Итак, ребята давайте подведём итоги нашего урока.Что на уроке мы с вами изучили?

У: На уроке мы изучили материк Евразия, определили его географическое положение

V. Рефлексия.

Учитель : Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

Наша работа на сегодня заканчивается.

На ваших партах находятся листы обратной связи. Посмотрите фразы и выбирите наиболееи значимую для вас . Поделитесь своими впечатлениями о работе на уроке.

(Ответы учащихся)

Оценки за урок Все хорошо поработали . Да, но были трудности, но все же наиболее активными были……… Мне хотелось бы отметить работу…….

VII. Домашнее задание:

Параграф 17 стр. 85. В контурной карте стр.__________ отметить географические объекты .












































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее