Тема: Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
Цель: учить узнавать научные и художественные тексты, определять жанр произведения, прививать любовь к родной природе
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, модели обложек
Тема: Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» (научно- познавательный рассказ).
Цель урока: ознакомление с научно-познавательным рассказом «Как белочка зимует»;
Задачи урока: показать отличие научно-познавательного текста от художественного рассказа; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать доброе отношение к природе.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: понимать отличия научно-познавательной литературы.
Регулятивные: уметь пользовать справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации ; выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Коммуникативные: владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем,
Предметные:
1.Формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3. Формирование первоначальных этических представлений; формирование потребности в систематическом чтении;
4. Развитие творческих способностей.
Оборудование :
Учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», презентация
Карточки для работы в парах, группах.
Презентация по теме урока
Ход урока:
1Организационный момент
Здравствуйте дети Начнём наш урок с улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
-Девиз нашего урока у вас зашифрован на листочке. Кто может его прочитать?
З g g н а j н d и s е l с g о z v б и w р а е w т с q я п о f n к а z п l л r е w
«Знание собирается по капле» (слайд 2)
- Как вы догадались?
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Знание сразу не дается, всему нужно учиться постепенно). Давайте и мы по капле начнём собирать наши знания.
2. Актуализация знаний.
На партах у вас лежат планы, по которым вы должны узнать произведение, автора и нарисовать модель обложки на обратной стороне.
ПЛАН 1
1.Беляки-зайцы.
2.Охотник.
3.Медведь-лежебока.
(Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
ПЛАН 2
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
3.Февральский снег.
4.Апрельский снег.
(Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 3
1.Снежная пороша.
2.Ели зимой.
3.Зимние берёзы.
(М.Пришвин Деревья в лесу)
-Если вы справились с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Проверка задания . Дети зачитывают план, защищают свою модель.
(отметить работу пар) (слайд 3)
- Почему у всех пар получились одинаковые модели. Что объединяет эти произведения? (жанр и тема).
- Чтобы узнать , как изменилась жизнь животных с приходом зимы, прочитайте стихотворение. Слайд 4
Вот зима уж наступает,
Жизнь зверей она меняет.
Мирно спит лиса в берлоге –
Ей зимою есть не надо,
Лишь посасывает лапку,
Рыжим хвостиком укрывшись.
Медведь бегает по лесу,
Зайцы спрятались под пнями и уснули,
Завернувшись в кучу листьев.
- Что вас удивило в стихотворении?
- Всё ли правильно ? Как зимует лиса, медведь? А заяц?
-У зайца нет ни норы, ни гнезда. Спит, где придётся, чаще всего под кустом. А если очень холодно, роет в снегу нору.
- Это шуточное стихотворение можно назвать «Путаница». Но в этом стихотворении ничего не сказано о том, как зимует еще один житель наших лесов.
Загадка.
С ветки прыгает на ветку, но на землю сходит редко,
Коготки на лапках остры,
По стволу сбежать непросто.
По ветвям бежит как стрелка.
Это рыженькая (хором) белка!
- О ком из лесных обитателей мы будем читать ?
- Вы уже рассказали, как зимуют медведь, лиса, заяц, ёж.
-Догадайтесь, как будет называться произведение о белочке?
- Откроем учебник и проверим наши предположения.
УЧЕБНИК, стр. 154.
-Прочитайте заголовок. «Как белочка зимует». О чём будет этот текст? А что вы знаете о том, как проводят зиму белки? Подтвердятся ли наши предположения мы узнаем после прочтения произведения.
- Обратите внимание, кто автор этого произведения?
(Два автора. Г. Скребицкий и В. Чаплина. )
-У Г. Скребицкого был соавтор В.Чаплина, они в соавторстве, содружестве и в сотрудничестве создали это произведение.
Слайд 5 “Соавтор”, “Соавторство”, “Содружество”, “Сотрудничество”.
- Кто сможет объяснить значение данных слов?
- Содружество и сотрудничество – это когда работают вместе, дружно, не ссорятся.
Соавторство – совместная работа соавторов.
- Как вы думаете, почему Скребицкий и Чаплина написали этот рассказ в соавторстве? Слайд 6
- Георгий Скребицкий и Вера Чаплина любили природу, животных, работали в зоопарке, чтобы быть ближе к своим любимцам. А ещё они любили детей, поэтому написали для них много интересных познавательных рассказов о животных.В соавторстве Скребицкий и Чаплина создали и сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» и «В лесной чаще».
Формулирование темы урока
-Итак, мы сегодня познакомимся с произведением В.Чаплиной и Г.Скребицкого «Как белочка зимует»? (слайд 7)
-Какие задачи поставим перед собой?
На доске карточки, дети выбирают нужные и выстраивают снежинку из действий.
Читать, слушать, определять, объяснять, доказывать, наблюдать , составлять, отвечать, рисовать, прыгать, лепить, работать
Задачи:
Внимательно слушать чтение учителя и одноклассников
Читать правильно и выразительно
Объяснять непонятные слова
Доказывать свою точку зрения
Наблюдать за жизнью белочки зимой
Составлять модель произведения
Отвечать на вопросы
Работать дружно
Определять тему и жанр произведения
Стадия вызова
-Сегодня вы многое узнаете о жизни этого замечательного зверька.
- Давайте перед чтением произведения выполним задание «Верные и неверные утверждения».
Сначала нужно прочитать утверждения, затем знаком + отметить верные на ваш взгляд утверждения, а знаком – неверные утверждения.
| До | После |
Белочка зимой боится мороза и сильного ветра.
|
|
|
Белка устраивает для себя гнездо.
|
|
|
Белка зимует в дупле.
|
|
|
В мороз белка прикрывается пушистым хвостом.
|
|
|
Вход в жилище белка закрывает хвостом.
|
|
|
Главная еда белки зимой – сухие грибы.
|
|
|
Зимой белка ест орехи, жёлуди, сухие грибы.
|
|
|
- Что вы считаете верным ,а что нет?
- Ответы получились разные.
- Что правильно, а что нет, узнаем в конце урока.
Физминутка
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучок она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Стадия осмысления
Первичное чтение текста вслух учителем.
- Что вам показалось самым интересным в тексте?
-Что удивило?
- Совпали ли наши предположения о том, как зимует белка со сведениями, которые нам сообщили авторы?
Повторное чтение и анализ текста.
1. Прочитайте 1 абзац самостоятельно, подчеркните незнакомое вам слово. Боится ли белочка зимой мороза и ветра? Обратите внимание на то, как авторы сказали о метели. Почему это состояние природы они назвали непогодой? Объясните значение этого слова. Какими словами можно заменить слово непогода? (ненастье) Какое слово всё-таки точнее передаёт состояние природы? (Слайд 8)
(Уместнее употребить авторское слово непогода, т.к.под ненастьем мы понимаем дождливую погоду, а в тексте речь идёт о зиме)
2.Прочитает 2 абзац Марина.
- О чём говорится в этом абзаце? ( описание гнезда)
- Как называется жилище белочки?
- Найдите и прочитайте описание гнезда белочки?
- С чем автор сравнивает гнездо?
- Как вы думаете, что такое лазейка? (Слайд 8)
- А знаете ли вы, что в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Как вы думаете почему? (Это помогает ей спастись от врагов)
- Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное? Каким словом это можно заменить? устроено – сделано, устроить – наладить. (Слайд 8)
- В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)
- Что значит ловко? ловко – искусно, удобно (Слайд 9)
3. Рассмотрим гнездо внутри, для этого прочитаем 3 абзац самостоятельно.
- Какие вопросы вы можете задать к тексту этого абзаца?
- Что такое подстилка? (Слайд 9)
-Что сказано о подстилке? Прочитайте.
- Как вы думаете, из чего может быть сделана эта подстилка? (мох, пёрышки)
- Почему она закрывает лазейку?
- Прочитайте, как спит белочка? калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок.
4. Прочитаем последний абзац по цепочке. О чём говорится в этом абзаце?
- Чем же питается белка зимой? Где белка хранит запасы? Что такое кладовочка? (Слайд 9)
- Где устроена кладовочка? ( в дупле)
- Много интересных фактов узнали мы о жизни белочки зимой.
- Вернёмся к верным и неверным утверждениям, оценим их достоверность. Если утверждение совпало со сведениями из произведения, то оставляете тот знак, который уже был поставлен.Если допущена ошибка, то ставим другой знак. Прочитайте сначала верные утверждения, затем неверные.
- Поработайте в паре ,составьте модель обложки этого произведения.
( модели на доску) (Слайд 10)
- Кто может сделать вывод, что за произведение мы читали? Назовите тему и жанр.( рассказ о животных)
- Назовите главную мысль рассказа.
- Для чего авторы написали этот рассказ? «Этому зверьку зима не страшна».
- Сравните этот рассказ с теми произведениями, с которых мы начали урок.
- Чем похожи?( тема, жанр)
- Чем отличаются?
- Авторы текста- натуралисты, знатоки природы. В своём рассказе они не допустили вымысла, дают нам точные научные сведения и факты.
- Мы получили точные сведения о том, как зимует белочка.
- Как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями?
(Научно-познавательный рассказ.) (слайд11)
- Отличает научно – познавательный текст от других его язык.
В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках.
-На каком уроке мы часто встречаемся с научно-познавательными текстами? (на уроках окружающего мира)
Рефлексия учебной деятельности. Самоанализ. (Слайд 12)
- Оцените свою работу на уроке, заполните карточки самооценки.
Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
| Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
|
Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
| Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
|
Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
| Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
|
Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
| Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
|
Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
| Лист самооценки: Я составил модель обложки Я задавал вопросы Я читал выразительно вслух Я отвечал на вопросы учителя Я активно работал в паре
|