«Зимний фестиваль знаний 2025»

Фрагмент урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок разработан для закрепления новых знаний и способов деятельности.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Корень слова. Однокоренные слова».

Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.

Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование урока:

-презентационное сопровождение урока;

-компьютер;

-карточки с заданием;

-билеты.

Ход урока:

1.Организационный момент Слайд 2.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 

-Доброе утро, ребята! 

-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 

- Меня зовут Елена Евгеньевна. И сегодня мне посчастливилось стать вашим учителем на уроке русского языка.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.

2.Словарная работа.

- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты. Их мы можем получить, выполнив задание. Возьмите ручку и вставьте пропущенные буквы в словах.

Карточка №1

пш__ница

п__года

в__сток

ж__лтый

д__рога

к__ртофель

тракт__р

мес__ц

ч__рный

ур__жай

Проверка на слайде.

А теперь давайте проверим правильность выполнения этого задания. Если есть ошибки, исправьте их. Кто выполнил без ошибок, поднимите руку.

Молодцы, ребята!

Переверните карточку, и тогда вы увидите билет, который дает нам возможность отправиться в страну МОРФЕМИКУ.

3.Повторение и закрепление знаний о морфемах.

- Закройте глаза. Крибле, крабле, бумс! Откройте глаза.

Вот мы оказались в сказочной стране МОРФЕМИКЕ и отправляемся в гости к нашим знакомым-частям слова.

(на доске - дворец)

- Какие части слова вы знаете? (прист, корень, суф., окончание)

- Как вы думаете, кто главный в этой стране и почему? (корень является главной значимой частью слова, потому что он выражает основное значение данного слова и всех однокоренных слов.)

- Чтобы попасть в этот дворец, нам нужно вспомнить, что такое корень слова?

- Это общая часть родственных слов.

- Сделайте свои предположения, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о корень)

- Правильно, тема нашего урока: «Корень слова»

- Что будем повторять? (умение находить однокоренные слова и выделять в них корень)

(двери дворца открываются)

- Ребята, а здесь записка. (читает ученик)


«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему, и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце.

Корень МОР»


- Помогите корню, подберите родственные слова с таким же корнем.

А сейчас мы будем записывать слова с корнем МОР. (на доске и в тетради)

(дети по цепочке на доске и в тетрадях записывают однокоренные слова).

- Выделите корень в словах.

- Ребята, скажите, что такое однокоренные слова? (слова с одинаковой частью слова (корень) и одинаковым лексическим значением)

- Молодцы! Корень в знак благодарности дарит нам игру «Третий лишний».

Назовите лишнее слово:

Дерево, сосна, деревянный

Дождь, дождливый, дождаться

Гора, горный, горевать

Весельчак, веселый, радостный

Крепость, крепкий, прочный

Белый, белка, бельё

- Молодцы!

Физкультминутка:

 - А сейчас мы с вами проведем необычную физкультминутку. Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете ножками, но не громко.

Море-моряк, лес - лесник, стена - потолок, кот - котик, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка, сад – садовый.

- А сейчас вы задание выполните самостоятельно.

- Спишите текст, найдите однокоренные слова и выделите корень.

Жила-была солонка. Она солила еду. Однажды она так много насыпала соли в суп, что и суп пересолила, и соль кончилась. Отправилась солонка к синему морю за солью…

- А теперь давайте проверим. Какие однокоренные слова вы нашли? Назовите корень в словах.

- Так какие слова называются однокоренными?

- Молодцы!

- Пришла пора и нам возвращаться домой.

- А домашнее задание для вас будет творческим – продолжить и записать сказку к себе в тетрадь.

- Поделитесь своими впечатлениями от урока. Что вам понравилось, какие задания были интересными? Трудными?

- Молодцы, ребята! Все вы сегодня были активными, хорошо работали. Спасибо за работу. Урок закончен.

- Выставление оценок.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее