Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:
«Корень слова. Однокоренные слова».
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
-презентационное сопровождение урока;
-компьютер;
-карточки с заданием;
-билеты.
Ход урока:
1.Организационный момент Слайд 2.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
- Меня зовут Елена Евгеньевна. И сегодня мне посчастливилось стать вашим учителем на уроке русского языка.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.
2.Словарная работа.
- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты. Их мы можем получить, выполнив задание. Возьмите ручку и вставьте пропущенные буквы в словах.
Карточка №1
пш__ница | п__года |
в__сток | ж__лтый |
д__рога | к__ртофель |
тракт__р | мес__ц |
ч__рный | ур__жай |
Проверка на слайде.
А теперь давайте проверим правильность выполнения этого задания. Если есть ошибки, исправьте их. Кто выполнил без ошибок, поднимите руку.
Молодцы, ребята!
Переверните карточку, и тогда вы увидите билет, который дает нам возможность отправиться в страну МОРФЕМИКУ.
3.Повторение и закрепление знаний о морфемах.
- Закройте глаза. Крибле, крабле, бумс! Откройте глаза.
Вот мы оказались в сказочной стране МОРФЕМИКЕ и отправляемся в гости к нашим знакомым-частям слова.
(на доске - дворец)
- Какие части слова вы знаете? (прист, корень, суф., окончание)
- Как вы думаете, кто главный в этой стране и почему? (корень является главной значимой частью слова, потому что он выражает основное значение данного слова и всех однокоренных слов.)
- Чтобы попасть в этот дворец, нам нужно вспомнить, что такое корень слова?
- Это общая часть родственных слов.
- Сделайте свои предположения, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о корень)
- Правильно, тема нашего урока: «Корень слова»
- Что будем повторять? (умение находить однокоренные слова и выделять в них корень)
(двери дворца открываются)
- Ребята, а здесь записка. (читает ученик)
«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему, и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце.
Корень МОР»
- Помогите корню, подберите родственные слова с таким же корнем.
А сейчас мы будем записывать слова с корнем МОР. (на доске и в тетради)
(дети по цепочке на доске и в тетрадях записывают однокоренные слова).
- Выделите корень в словах.
- Ребята, скажите, что такое однокоренные слова? (слова с одинаковой частью слова (корень) и одинаковым лексическим значением)
- Молодцы! Корень в знак благодарности дарит нам игру «Третий лишний».
Назовите лишнее слово:
Дерево, сосна, деревянный
Дождь, дождливый, дождаться
Гора, горный, горевать
Весельчак, веселый, радостный
Крепость, крепкий, прочный
Белый, белка, бельё
- Молодцы!
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами проведем необычную физкультминутку. Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете ножками, но не громко.
Море-моряк, лес - лесник, стена - потолок, кот - котик, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка, сад – садовый.
- А сейчас вы задание выполните самостоятельно.
- Спишите текст, найдите однокоренные слова и выделите корень.
Жила-была солонка. Она солила еду. Однажды она так много насыпала соли в суп, что и суп пересолила, и соль кончилась. Отправилась солонка к синему морю за солью…
- А теперь давайте проверим. Какие однокоренные слова вы нашли? Назовите корень в словах.
- Так какие слова называются однокоренными?
- Молодцы!
- Пришла пора и нам возвращаться домой.
- А домашнее задание для вас будет творческим – продолжить и записать сказку к себе в тетрадь.
- Поделитесь своими впечатлениями от урока. Что вам понравилось, какие задания были интересными? Трудными?
- Молодцы, ребята! Все вы сегодня были активными, хорошо работали. Спасибо за работу. Урок закончен.
- Выставление оценок.