«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формы и методы со слабоуспевающими обучающимися

Предложены формы и методы при работе со слабоуспевающими обучающимися в старшей школе

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки


Методы и формы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися


Система работы со слабоуспевающими учащимися.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.

Особенности неуспевающих учащихся

¡  низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

¡  отсутствие познавательного интереса

¡  не сформированы элементарные организационные навыки

¡  учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

¡  нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

¡  дети, в основном, из асоциальных семей

¡  отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

¡  частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех этих элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание представляет как невыполнение учебного процесса.


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.


Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.


Предложение учащимся примерного плана ответа.


Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.


Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.


Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

В ходе самостоятельной работы

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.


Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание способа и приема выполнения задания.


Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.


Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.


Формы и методы


1. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет слабому – выполнить посильный объем работы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма работы. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д.

2. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе со слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

3.Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

4.Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно.

5. Обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой слабоуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.


10 правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

Развитие ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее