Формы и методы формирования ключевых компетенций в воспитательной деятельности школы.
В связи с модернизацией российского образования, стал актуальным вопрос о применении компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Целью образовательного и воспитательного процесса стало формирование ключевых компетенций у школьников. Воспитательная деятельность школы направлена на формирование личности учащихся школы. Результатом воспитательной работы является образ выпускника школы. Образ выпускника – это конкурентоспособная, социально и профессионально мобильная личность, обладающая необходимым набором сформированных ключевых компетенций: Формы: - Личностная (нравственная) компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовность, способностью жить по традиционным нравственным законам. (Осуществляется через: занятия на коррекционных часах, участие в работе Управляющего Совета школы , в школьных мероприятиях, районных); - Социальная компетенция есть присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Групповые формы работы с учащимися, использование деловой игры на занятиях. - Общекультурная компетенция предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры(участие в творческих конкурсах, проведение мероприятий , занятия по культуре общения, поведения, экскурсии, посещения библиотек, музеев); - Интеллектуальная компетенция проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. -Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них (кружковые занятии, мероприятия, в ходе которых создаются различные творческие работы, и т.д.) - Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. ( бесед, обсуждения, дискуссий, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу кружков и секций). Выделяются следующие методы активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции: метод сотрудничества, деловая игра, обучение через деятельность. Метод сотрудничества. В условиях этого метода особое значение приобретает организация учебной работы учащихся в малых группах. Другим активным методом является игра . Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением. Обучение через деятельность (кружковая работа) Существуют три общие организационные формы развитии компетенции: общешкольная, индивидуальная работа и сотрудничество в группе. Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. Формами воспитательной деятельности, развивающими компетенциями являются: КТД – коллективное творческое дело. Главное пространство воспитательной деятельности – школьные, групповые мероприятия. Кружковые занятия, работа секций, студий. Тематические коррекционно - воспитательные часы. Участие в творческих конкурсах.
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей: *метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям; *метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей; *метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления; * метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; *создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения; * метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта; *метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
Методы поддержки развития организаторских способностей: * метод «творческого выполнения задач»; * метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; *метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки); * метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
Методы поддержки развития коммуникативных способностей: *
метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения; *
метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», тренинг по этикету. *метод творческого поиска. Самостоятельность воспитанников в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся, что, является важной задачей воспитания. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают: * метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств; *
метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, смена видов деятельности, путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс; *
метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор; *