Луценко Марина Евгеньевна,
Учитель МОУ СОШ 20 г.Тверь
Тезисы выступления
«Формирование у младших школьников регулятивных универсальных
учебных действий »
Обоснование выбора темы
В современных условиях перед учителем встаёт проблема выбора системы заданий и ее значимость в формировании универсальных учебных действий для жизни учащегося.
Цель деятельности
Цель деятельности разработать систему заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий и создать условия для развития личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Практическая часть.
На конец обучения в 1 классе учащиеся должны научиться:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, под руководством учителя описывать результаты действий, используя изученные математические термины;
осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
На конец обучения 2 класса учащиеся должны научиться:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
На конец обучения 3 класса учащиеся должны научиться:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
На конец обучения 4 класса учащиеся должны научиться:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Программа формирования регулятивного универсального действия (контроль и самоконтроль) в течение недели с помощью системы заданий.
Дни недели | Русский язык | Примечание | Математика | Примечание |
Понедельник | Приложение 1 | Открытие нового знания | Приложение 2 | Первичное закрепление |
Вторник | Приложение 3 | Первичное закрепление | Приложение 4 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Среда | Приложение 5 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Приложение 6 | Первичное закрепление |
Четверг | Приложение 7 | Актуализация опорных знаний | Приложение 8 | Первичное закрепление |
Пятница | Приложение 9 | Контрольное списывание |
|
|
Приложение 1
Задание
- Вспомните, с какими твердыми согласными, у которых нет мягкой пары, вы уже знакомы.
- Есть третья буква, которая означает ТОЛЬКО твёрдый звук. Это Ц. Можете убедиться сами. Произнесите каждое слово в упражнении и прислушайтесь к себе.
Ц…ркуль, ц…фра, ц…ферблат, ц…корий, ц…ганка, ц…плёнок.
- Тяни первый слог.
- Какой звук ты произносишь и слышишь: [ц ] или [ц,]
- Что у тебя получилось?
- Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?
- Вернись к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом.
- Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно? Запиши.
Приложение 2
Задание
- Одно из чисел 2,5,3 является значением суммы двух других.
- Сделай математические записи.
|
|
| = |
|
|
|
| = |
|
- Проверь себя, используя рисунок.
Приложение 3
Задание
- Из всех слов выделенных жирным шрифтом выпиши только те слова, которые подтверждают новое правило, не забудь вставить пропущенные буквы.
Не велик у скунса рост,
Но зато – пуш…стый хвост.
Ш…мпанзе на двух ногах
В жарких селится лугах.
То подпрыгнет, то замрёт,
То душ…стый плод сорвёт.
Узнать ж…рафа просто:
Высокого он роста.
Полоскун ж…веет у речки,
На его хвосте колечки.
Серна – ж…тельница гор –
Любит ветер и простор.
- Посмотри, что получилось у Маши.
- У тебя получилось так же?
Приложение 4
Задание
- Среди чисел 4, 13, 9 одно является значением суммы двух других. Составь с этими числами две суммы и две разности и запиши их.
+ = - =
+ = - =
- Вычисли и проверь себя с помощью «Таблицы сложения».
Приложение 5
Задание
Запиши текст, вставляя буквы.
Наши щ…ки ч…до как хорош…! Леж…т щ…ка в тенёчке, щ…рится от удовольствия, лещ… рассматривает. А он от ч…йки прячется. Мимо краб беж…т. Держ… его, держ… краба!
- Вернитесь к началу текста и проверьте по образцу, выведенному на экран.
Приложение 6
Задание «Число-контролер»
Ученики получают карточки с примерами:
2 – 1 = 3 – 1 = 0 + 3 = 9 – 9 =
4 – 4 = 7 – 7 = 5 – 3 = 1 + 1 =
- Решив данные примеры. Обратите внимание, сумма всех ответов равняется числу 10 .
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.
Приложение 7
Задание
Работа по карточкам.
Л…мон, к…ртина, м…рковь, п…льто, к…рман, …кно.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга, используя словарь.
Приложение 8
Задание «Исправь ошибки».
- Найти все ошибки в числовых выражениях, исправьте и запишите в тетрадь .
6 = 9 7 1 9
8 3 5 6 4 = 4
- Проверить по образцу.
- Такой ли получен результат, как в образце?
Приложение 9
Задание (тетрадь для самостоятельной работы)
Спиши текст по правилам, используя памятку на стр.17.
Друзья на рыбалке.
В шесть мы с Мишей пошли на рыбалку. Журчала река, шуршали камыши. замечательный день! В воде мелькнула щука. Вокруг были кувшинки. Это настоящее чудо!
Методические рекомендации.
Разработанная нами модель системы заданий позволит решить проблему при формировании регулятивного универсального действия – самоконтроля. В результате выполнения этого задания учащиеся овладевают умениями прогнозировать результат вычислений и выполнять самопроверку, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном и вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном. Осуществлять работу, используя учебник и тетрадь для самостоятельных работ.
Предполагаемые результаты.
Контроль и самоконтроль:
Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
Различать способ и результат действия;
Использовать установленные правила в контроле способа решения;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Выводы.
Предложенная модель деятельности учителя помогает в решении проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики и русского языка в начальной школе. Такое построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.