«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий »

В работе приведены примеры, направленные на формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Луценко Марина Евгеньевна,

Учитель МОУ СОШ 20 г.Тверь

Тезисы выступления

«Формирование у младших школьников регулятивных универсальных

учебных действий »

Обоснование выбора темы

В современных условиях перед учителем встаёт проблема выбора системы заданий и ее значимость в формировании универсальных учебных действий для жизни учащегося.

Цель деятельности

Цель деятельности разработать систему заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий и создать условия для развития личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Практическая часть.

На конец обучения в 1 классе учащиеся должны научиться:


  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • осознавать результат учебных действий, под руководством учителя описывать результаты действий, используя изученные математические термины;

  • осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.


На конец обучения 2 класса учащиеся должны научиться:


  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности.

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  • Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


На конец обучения 3 класса учащиеся должны научиться:


  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

  • Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

  • Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

  • Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.


На конец обучения 4 класса учащиеся должны научиться:


  • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

  • Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

  • Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.



Программа формирования регулятивного универсального действия (контроль и самоконтроль) в течение недели с помощью системы заданий.



Дни недели

Русский язык

Примечание

Математика

Примечание

Понедельник

Приложение 1

Открытие нового знания

Приложение 2

Первичное закрепление

Вторник

Приложение 3

Первичное закрепление

Приложение 4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Среда

Приложение 5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Приложение 6

Первичное закрепление

Четверг

Приложение 7

Актуализация опорных знаний

Приложение 8

Первичное закрепление

Пятница

Приложение 9

Контрольное списывание





Приложение 1


Задание

- Вспомните, с какими твердыми согласными, у которых нет мягкой пары, вы уже знакомы.

- Есть третья буква, которая означает ТОЛЬКО твёрдый звук. Это Ц. Можете убедиться сами. Произнесите каждое слово в упражнении и прислушайтесь к себе.

Ц…ркуль, ц…фра, ц…ферблат, ц…корий, ц…ганка, ц…плёнок.

- Тяни первый слог.

- Какой звук ты произносишь и слышишь: [ц ] или [ц,]

- Что у тебя получилось?

- Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?

- Вернись к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом.

- Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно? Запиши.


Приложение 2

Задание

- Одно из чисел 2,5,3 является значением суммы двух других.

- Сделай математические записи.





=





=



- Проверь себя, используя рисунок.






Приложение 3

Задание

- Из всех слов выделенных жирным шрифтом выпиши только те слова, которые подтверждают новое правило, не забудь вставить пропущенные буквы.

Не велик у скунса рост,

Но зато – пуш…стый хвост.


Ш…мпанзе на двух ногах

В жарких селится лугах.

То подпрыгнет, то замрёт,

То душ…стый плод сорвёт.


Узнать ж…рафа просто:

Высокого он роста.


Полоскун ж…веет у речки,

На его хвосте колечки.


Серна – ж…тельница гор –

Любит ветер и простор.


- Посмотри, что получилось у Маши.

- У тебя получилось так же?


Приложение 4

Задание

- Среди чисел 4, 13, 9 одно является значением суммы двух других. Составь с этими числами две суммы и две разности и запиши их.


+ = - =


+ = - =


- Вычисли и проверь себя с помощью «Таблицы сложения».


Приложение 5

Задание

Запиши текст, вставляя буквы.

Наши щ…ки ч…до как хорош…! Леж…т щ…ка в тенёчке, щ…рится от удовольствия, лещ… рассматривает. А он от ч…йки прячется. Мимо краб беж…т. Держ… его, держ… краба!


- Вернитесь к началу текста и проверьте по образцу, выведенному на экран.


Приложение 6

Задание «Число-контролер»

Ученики получают карточки с примерами:

2 – 1 = 3 – 1 = 0 + 3 = 9 – 9 =

4 – 4 = 7 – 7 = 5 – 3 = 1 + 1 =


- Решив данные примеры. Обратите внимание, сумма всех ответов равняется числу 10 .

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

Приложение 7

Задание

Работа по карточкам.

Л…мон, к…ртина, м…рковь, п…льто, к…рман, …кно.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга, используя словарь.


Приложение 8

Задание «Исправь ошибки».

- Найти все ошибки в числовых выражениях, исправьте и запишите в тетрадь .

6 = 9 7 1 9

8 3 5 6 4 = 4

- Проверить по образцу.

- Такой ли получен результат, как в образце?


Приложение 9

Задание (тетрадь для самостоятельной работы)

Спиши текст по правилам, используя памятку на стр.17.

Друзья на рыбалке.

В шесть мы с Мишей пошли на рыбалку. Журчала река, шуршали камыши. замечательный день! В воде мелькнула щука. Вокруг были кувшинки. Это настоящее чудо!

Методические рекомендации.

Разработанная нами модель системы заданий позволит решить проблему при формировании регулятивного универсального действия – самоконтроля. В результате выполнения этого задания учащиеся овладевают умениями прогнозировать результат вычислений и выполнять самопроверку, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном и вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном. Осуществлять работу, используя учебник и тетрадь для самостоятельных работ.

Предполагаемые результаты.

Контроль и самоконтроль:

  • Сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

  • Различать способ и результат действия;

  • Использовать установленные правила в контроле способа решения;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Выводы.

Предложенная модель деятельности учителя помогает в решении проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики и русского языка в начальной школе. Такое построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее