Программа: «Формирование ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста»
Разработчик программы:
Донброва Алла Олеговна,
воспитатель
Срок реализации: 1 год.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Календарно-тематическое планирование 7
Используемые пособия 13
Пояснительная записка
Культурно историческая среда окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, города, села. Оно является неотъемлемой частью его жизни, источником духовных ценностей. Каждый человек должен бережно относиться к культурному наследию своей страны, своего края. Утрата культуры невосполнима, она разрушается, исчезает, и в месте с ней уходит социальный смысл в истории эпохи, ценность для будущих поколений. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, уважение к людям других национальностей.
Ценностные отношения – это устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для объекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни отдельного человека. Самый сильный фактор становления ценностного отношения – развернувшийся на глазах у дошкольников ценностный выбор «духовное – материальное», высокое – низкое», когда взрослые стоят перед такой альтернативой и избирают добро, истину, красоту во всех проявлениях – вопреки злу, лжи.
Вторым фактором формирования ценностных отношений является взаимодействие с реальной окружающей действительностью.
Третий фактор становления и развития ценностных отношений – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому, при ознакомлении с национальной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.
Приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
6. Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
Цель программы – сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка, формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к другим культурам и сопричастности к событиям, происходящим в другом городе и своей стране.
Нельзя ограничиваться отдельными занятиями и мероприятиями к памятным датам и праздникам. Необходимо разработать средства и формы работы и вести их в системе. Знакомство старших дошкольников с понятием малой родины и исторической символикой Царицына – Сталинграда – Волгограда целесообразно начинать со знакомства с семейными реликвиями. Тогда дети приходят к пониманию того, что история их семьи – маленькая частичка истории всей страны и края. Это понимание приходит к ним через использование воспитателем на занятиях подлинного исторического материала и семейных реликвий, отражающих конкретные события ушедшего времени ( фотографии семьи, награды, документы, предметы быта и др.).
Работа педагогов по формированию ценностных отношений к национальной культуре должна строится на основных принципах:
На тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала.
Интеграции с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
Индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности в усвоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания
Межэтническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими национальностями, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
| Сентябрь | Совместная деятельность с детьми |
|
| Беседа «Что такое малая Родина» Д\и «Достопримечательности Волгограда» Чтение рус.нар.сказки «Хаврошечка» Рассматривание памятников и известных мест Волгограда Беседа «В честь кого названы улицы нашего города» Малоподвижная игра «У дядюшки Трифона» Разучивание пословиц и поговорок о Родине Беседа «Прошлое моей Родины» Д/и «Прошлое и настоящее вещей» Рассматривание иллюстраций избы Чтение рус.народ.скзки «Петух,лиса и дрозд» Разучивание пословиц и поговорок о труде Дидактическая игра «Как жили люди на Руси» Подвижная народная игра «Горелки» |
| Октябрь | Беседа «Народные промыслы России: гжель» Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Каша из топора» Д/и «Укрась кувшин» Рассматривание иллюстраций посуды гжель Хороводная игра «Ручеек» Беседа «Народные промыслы России: хохлома» Рассматривание иллюстраций изделий с хохломой Разучивание пословиц и поговорок об осени Хороводная народная игра «Ровным кругом» Чтение рус.народ.сказки «Два жадных медвежонка» Слушание рус народ песни «Вниз по матушке по Волге» |
| Ноябрь | Беседа «Народные праздники» .Чтение рус.народ.сказки «Не скажу» Разучивание пословиц и поговорок о праздниках .Рассматривание репродукций картин на тему «Народные гулянья» Хороводная народная игра «Ручеек» Беседа «Народные промыслы России: дымковские игрушки» Чтение рус.народ.сказки «Молодильные яблочки» Разучивание пословиц и поговорок о дружбе Народная малоподвижная игра «Молчанка» Рисование в раскрасках «Дымковские узоры» |
| Декабрь | Отгадывание русских народных загадок Д/игра «Собери картинку» Театрализованная игра «В гостях у сказки» Беседа «Символы моей страны» Рисование флага России Беседа «Многонациональная Россия» Чтение сказок народов России Рассматривание народных костюмов разных национальностей. Народная татарская подвижная игра «Воробушки» Д/игра «Подбери пару» Слушание рус.народ песни «Ой, мороз» |
| Январь | Беседа «Народные промыслы: вологодское кружево» Д/и «Что из чего сделано?» Разучивание пословиц и поговорок об одежде Рассматривание иллюстраций «Как делают пряжу» Беседа «Национальные русские блюда» Хороводная игра «Блины» Д/игра «Варим щи» Чтение рус.нар.сказки «Каша из топора» Беседа «Русские матрешки» Рисование матрешек Чтение рус.народ сказки «Иван царевич и серый волк» |
| Февраль | 1 Беседа «Масленица » 2 Рассматривание иллюстраций «Праздничные игры и гулянья» 3 Подвижная игра «Блины» 4 Знакомство с поговорками о масленице 5 Рисование «До свидания, зима» 6 Беседа «Русская печь» 7 Чтение рус.народ.сказки «По щучьему веленью» 8 Рассматривание иллюстраций печи, избы. 9 Музыкальная народная игра «Никанориха» 10 Разучивание пословиц о печке. |
| Март | Беседа «Русские народные сказки: любимые герои» Рисование любимых героев рус.народ.сказок Рассматривание иллюстраций народных сказок Театрализованная игра «Угадай сказку» Чтение рус.народ сказок по выбору детей. Беседа «Улицы моего города» Д/игра «Достопримечательности Волгограда» Слушание песни «Волгоград» Рисование «Мой город» Беседа «Герои моего города» |
| Апрель | Беседа «Жостовская роспись» Рассматривание иллюстраций элементов жостовской росписи Подвижная игра «Гуси-лебеди» Д/И «Найди нужный узор» 5 Слушание рус.народ песни «Во поле березонька стояла» 6 Беседа «Народные промыслы: плетение лаптей и поделок из бересты» Малоподвижная игра «У дядюшки Трифона» Отгадывание русских народных загадок Чтение рус.народ.сказки «Соломинка, пузырь и лапоть» Д/игра «Угадай какая роспись?» |
| Май
| Д/игра «Найди двух одинаковых матрешек» Отгадывание рус.народных загадок Беседа «Русский народный костюм» Чтение русск.народ.сказки. «Лиса со скалочкой» Разучивание скороговорок Д/И «Одень куклу в русский наряд» Театр.игра «Угадай героя сказки» Подвижная игра «Горелки» Рисование в раскрасках «Раскрась Аленушку и Иванушку» Малоподвижная игра «Передай платочек» |
Игры для детей старшего дошкольного возраста.
1. Дидактическая игра «Угадай какая роспись?»
Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках, развивать умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновывать свой выбор, называть элементы росписей; развивать речь; воспитывать чувство патриотизма.
Материал: иллюстрации разных росписей.
Дидактическая игра «Распиши кувшин»
Цель: закрепить знания детей о гжельской росписи, ее элементах, цветовой гамме; учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов; развивать эстетический вкус; воспитывать интерес к народным промыслам.
Материал: картонные шаблоны кувшина, элементов.
Народная игра малой подвижности «У дядюшки Трифона»
Цель: познакомить с народными играми; развивать внимание, зрительную память; воспитывать интерес к народным играм.
Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
Ход игры: при последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Народная игра малой подвижности «Молчанка»
Цель: познакомить с народными играми; закрепить знание произведений устного народного творчества; развивать коммуникативные навыки; воспитывать интерес к народным играм.
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Ход игры: как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
Народная подвижная игра «Горелки».
Цель: познакомить с народной игрой, разучить слова; развивать двигательную активность, быстроту реакции; воспитывать интерес к народным играм.
Ход игры: для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летают!». После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а «старый» водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.
Музыкальная игра «Никанориха»
Цель: познакомить с правилами игры, выучить слова; развивать ритмический слух; воспитывать интерес к народным играм.
Ход игры: по считалочке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком. Дети поют:
Никанориха гусей пасла
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается.
После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того как музыка кончается, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары, говорят: «Раз - два - три - козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Цели: развивать у детей мышление; закреплять знания о флаге, гербе, прикладном искусстве; воспитывать интерес к истории своей страны.
Материал: 10 картинок с изображением предметов прикладного искусства, флага, герба России и 10 таких же картинок, разрезанных на части.
Ход игры: дети по образцу собирают картинку из частей. По окончании работы дети называют что это.
Дидактическая словесная игра «Отгадай сказку»
Цели: закрепить знание русских народных сказок; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к чтению.
Ход игры: воспитатель читает отрывок из сказки или описывает героя, событие, а дети должны угадать и назвать сказку.
Дидактическая игра «Как жили люди на Руси»
Цель: расширить знания детей о быте, одежде русских людей в древности; развивать мышление; воспитывать интерес к прошлому своего народа.
Материал: картинки с изображением предметов старины и настоящего, карточки на 6 картинок.
Ход игры: предлагается подобрать парные картинки кафтан-пиджак, балалайка – гитара, телега – машина и др. Побеждает тот, кто вперед соберет свою карточку.
Театрализованная игра «В гостях у сказки»
Цель: закрепить знание русских народных сказок; развивать пантомимические навыки; воспитывать интерес к устному народному творчеству, чтению.
Ход игры: дети по очереди «показывают» героя русской народной сказки по своему выбору, а другие дети должны угадать кто это. Если дети затрудняются, то тогда водящий добавляет слова персонажа.
9. Лэпбук «Сказки Донских казаков»
ЛЭПБУК – представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини- книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.
Игры-задания : 1 Найди национальную одежду Донских казаков, среди одежды других национальностей
2 Закрепить знание флага Донских казаков (Флаг Всевеликого Войска Донского)
3 Прикрепить с помощью «липучек» героев сказки (сказка «Казанок»)
4 Прокрутить колесо и подобрать картинку – в кого превратилась казачка. (сказка«Чайка»)
5 Помоги пройти по лабиринту казаку Ермаку, чтобы догнать князя Урупа.
Лабиринты могут постоянно обновляться. (сказка «Как Уруп-Князь в грязи увяз»)
6 Собрать пазлы . ( сказка «Пегие кони»)
7 Прокрутить отражение в зеркале героев сказки (сказка«Зеркало»)
8 Подобрать нужную пару картинок. ( сказка «Что на свете всего милее» )
9 Найди животное, которое помогло лодкам Ермака не затонуть (сказка «Ермак и Уж» )
Используемые пособия
Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 20013. – N 2. – С. 21-23
Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд.,перераб.и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 300 с.
Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №10. – С. 15-17.


