Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе опытнической деятельности»

Развитие познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, формирование их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Отделение № 2









ДОКЛАД

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



(учитель Овсянникова Т.Н.)







Предоставлено на заседании

методического объединения учителей

профессионально-трудового обучения








г. Тула

2018 г.

Содержание



Введение…………………………………………………………………………………….. 3

  1. Особенности познавательной деятельности у обучающихся детей

с ограниченными возможностями здоровья ………………………….. ..... .4

  1. Пути формирования познавательного интереса у детей с

ограниченными возможностями здоровья на уроках

профессионально-трудового обучения ………………………………...…..... 5

Заключение………………………………………………………………………............... 7

Список литературы……………………………………………………………………… 8

Приложение ……………………………………………………………………................ 9

































Введение

Развитие познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, формирование их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья школа является одним из важных факторов социализации. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у обучающихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации мотивации познавательной деятельности обучающихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активизации личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность, и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.

Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

1.Особенности познавательной деятельности у обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.

Также у них недостаточно сформированы пространственные представления. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

У обучающихся с ОВЗ имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У одних детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, у других отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.



  1. Пути формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ, на уроках профессионально - трудового обучения.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.

В последние годы проблема развития познавательного интереса обучающихся к изучению предметов, приобрела значительную актуальность.

Для детей с ОВЗ характерны: снижение наблюдательности, неустойчивости произвольного внимания, отсутствие умения сосредотачиваться на инструкции и осмысливать её, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы.

Трудовое обучение для детей с интеллектуальными нарушениями не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающегося трудно переоценить. На уроках трудового обучения, познавательный интерес позволяет лучше выполнять задания. Это предполагает, как отмечал К.Д. Ушинский, «опору на логическую способность ребёнка, на его умение отвлекаться от конкретных представлений и возможность объединить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить в них сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития ребенка характеризуется:

- положительной эмоцией по отношению к деятельности;

- наличием познавательной стороны этой эмоции;

- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования трудовой деятельности ребенка, является создание на уроке ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Эмоциональные переживания вызываются путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования. Одним из методов достижения данной цели являются познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. В своей практике я использую настольные игры с познавательным содержанием, такие как викторины, с помощью которых изучаются различные ситуации; игровые наборы «Конструктор», компьютерные игры, всевозможные тестовые задания (Приложение №1).

Учить играя можно всех детей. Советский педагог и писатель Макаренко Антон Семенович говорил: «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть… Но нельзя просто играть сценически, внешне».

Учителю приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой заниматься неинтересным для него делом… Зато играть день напролет, - пожалуйста! Игра - естественная форма его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали, увлекали, забавляли ребят.

К методам стимулирования и мотивации учения относятся учебные дискуссии - создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Включение учеников в ситуации научных споров углубляют их знания, приковывает их внимание к теме, вызывает новый прилив интереса к учению.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются путем дифференциации помощи школьнику в выполнении заданий одной и той же сложности, а также поощрением промежуточных действий школьников. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы. Благоприятный микроклимат снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Если мы хотим, чтобы работа ученика была успешна, надо представить себе то, что содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную роль в деле успешности играют настроение, общее бодрое состояние духа у учеников, деловитость, оживленность, составляющие педагогическую основу успешной работы.



Заключение

К основным источникам интересов к учебной деятельности можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике. В этом случае ученики ярче и глубже осознают важность изучаемых вопросов, и это используется для формирования познавательного процесса на уроках профессионально –трудового обучения у детей с ОВЗ.

Познавательный интерес – один из немногих, который невозможно полностью удовлетворить. Он проявляется всегда. В той или иной форме ученик всегда нуждается в новой информации. Задача учителя состоит в том, чтобы создать все необходимые условия на уроке и вне урока для проявления и развития познавательного интереса ученика к предмету технология.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поддержка и развитие познавательного интереса к предмету может осуществляться разными путями. Одни приёмы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других. Главная роль в развитии познавательного интереса принадлежит учителю. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития познавательного интереса своих учеников.



















Список литературы

  1. Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. [Текст] Н.А. Александрова // Дефектология. – 2010. - № 6. – С. 11-17.

  2. Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии - СПб, 2007

  3. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений[Текст] / И.В. Дубровина. — М.: Академия, 2009. — 160 с.

  4. Рабочая тетрадь учебнику Г. Б. Картушиной и Г. Г. Мозговой «Швейное дело» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -М.: Просвещение, 2009

  5. В.С. Якштес "Дети с ограниченными возможностями здоровья", Начальная школа № 12-2015 г.

  6. http://www.allbest.ru

  7. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnoy-deyatelnosti























Приложение № 1

Контрольная работа по проверке знаний.



Выбери единственно верный ответ и отметь его

Задание № 1 История развития швейной машины. выбери единственно верный ответ и отметь его

  1. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи руки, называ­ется швейной машиной:

а) с ножным приводом;

б) ручным приводом;

в) электрическим приводом.

  1. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи электрическо­го тока, называется швейной машиной:

а) с ручным приводом;

б) электрическим приводом;

в) ножным приводом.

  1. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи ног, называет­ся швейной машиной:

а) с электрическим приводом;

б) ручным приводом;

в) ножным приводом.



Задание №2 Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями

Предложи свои способы пришивания плоских пуговиц с че­тырьмя отверстиями к изделию и нарисуй их.








Задание№3 Наложение заплаты


Укажи цифрами последовательность выполнения аппликации и нарисуй ручные стежки.


Тест на проверку знаний техники безопасности


«Техника безопасности при работе на швейной машине»

Задание№1 Выбери единственно верный ответ и отметь его +

  1. Перед началом работы на машине необходимо надеть спецодежду:

□ а) нет; □ б) да.

  1. Перед работой на машине нужно проверить наличие иглы и шпульного колпачка:

□ а) да; б□) нет.

  1. Во время работы можно не следить за положением рук:

□ а) нет; □ б) да.

  1. При замене иглы ноги с педали можно не убирать:

□а) да; □ б) нет.

  1. Во время работы нельзя низко наклоняться к машине:

□ а) нет; □ б) да.


Задание№2 Выбери единственно верный ответ и отметь его +

1.Во время работы нельзя включать утюг мокрыми руками?

а) нет; □ б) да.

2.Во время работы нужно следить за температурой нагрева утюга:

□ а) да; □ б) нет



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее