Викулова О.А., психолог МБОУ СШ №30
г. Дзержинск Нижегородской области.
Формирование положительной учебной мотивации учащихся на стадии адаптации ко 2 ступени школьного обучения
Мотивация – это причина учебной деятельности.
Источниками мотивации могут быть:
- интересы учащегося
- осознание им ценности учебного предмета
- желание добиться признания своей личностной ценности (этот источник мотивации бывает у детей с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания)
- желание добиться одобрения со стороны значимых лиц: одноклассников, учителей, родителей (этот источник мотивации бывает у «ведомых», зависимых от чужого мнения детей, а также у детей старательных и ответственных)
- стремление избежать неудачи (этот источник мотивации характерен для детей с низким уровнем притязания)
- стремление избежать неодобрения (этот источник мотивации развивается у детей с личностной мотивацией избегания, как правило, у таких детей нарушен контакт со взрослыми)
- удовлетворение своих познавательных потребностей (этот источник мотивации характерен для детей, у которых в эмоциональной структуре личности преобладают высшие эмоции, особенно гностические)
- осознание своего познавательного прогресса (этот источник мотивации характерен для одарённых детей)
- соперничество (как правило, этот источник мотивации бывает у тревожных детей с высокой самооценкой и уровнем притязания )
- наказание /требует осторожности, поскольку основан на страхе; может быть применим к детям, у которых нет никакого другого источника мотивации/.
Пути создания мотивации
1. Разъясните ваши цели: ученик должен осознать задачу любого предлагаемого учителем действия – так он привык в начальной школе.
2. А ещё он привык к определённой последовательности деятельности на уроке, как к ритуалу.
Поэтому, обдумывая, как разнообразить урок различными видами деятельности, не забывайте, что из урока в урок должны повторяться определённые, хорошо отработанные формы, методы или виды работ.
Найдите свой лейтмотив, который будет использован на каждом уроке, чтобы пятикласснику было спокойно: «А это мы делали», «А это я знаю», «А этому я научился».
Помните, что при всей своей любви к эффектам и интересе ко всему новому пятиклассник всё-таки «махровый ретроград», он привык и хочет, чтобы всё было как всегда.
3. Не забывайте забрасывать удочку в последующие темы, готовя ученика к новому учебному материалу.
Многие пятиклассники с тревогой думают, что в 5-ом классе учиться очень трудно, потому что в начальной школе с ними играли, а теперь игры кончились.
4. Не забывайте играть, избегайте монотонности и рутины!
На каждом уроке должно быть достаточное количество учебного материала, преподнесённого в игровой форме.
5. Будьте энтузиастом своего предмета! Преподнесите его как увлекательнейший и незаменимый для дальнейшего развития ученика.
6. Обучение должно быть осмысленным! Объяснение должно быть понятным!
Не забывайте, что ваш «язык», ваша манера изложения учебного материала могут не совпадать с «языком» и манерой предшествующего вам учителя начальных классов. Да и учебная терминология тоже может быть иной.
А если учесть, что кроме Вас у пятиклассника появилось ещё 10 учителей, то станет понятно, почему ребёнок не в полном объёме воспринимает учебный материал.
7. Выберите правильный темп урока.
Не забывайте, что пятиклассник – это ещё РЕБЁНОК, который привык к тому, чтобы его опекали, обращали на него внимание, «гладили», а главное, чтобы ему по несколько раз повторяли одно и то же и называли по имени.
8. Но, несмотря на это, придя в 5 класс, ученик решил, что он уже взрослый. Поэтому и стал копировать далеко не лучшие стороны взрослых и подростков. А вот как стать по-настоящему взрослым пятиклассник не знает, да и родители ему об этом вряд ли рассказывали.
И ликвидировать этот пробел в воспитании придётся Вам:
Научите пятиклассника брать на себя ответственность и выполнять свои обязанности, ставить перед собой цели и добиваться их соответствующими этим целям средствами, доводя начатое до конца.
Покажите, как реагировать на успех и неудачу.
Объясните, как регулировать своё поведение и контролировать себя в учебной деятельности и общении с окружающими.
Помогите развить такие необходимые личностные качества, как рефлексия и эмпатия (умение видеть себя со стороны и умение ставить себя на место другого).
А главное, убедите его, что ОН ХОРОШИЙ и что ВЫ ВСЕГДА ПОМОЖЕТЕ ЕМУ, ЕСЛИ ОН ОБРАТИТСЯ К ВАМ ЗА ПОМОЩЬЮ.