Формирование положительной мотивации учебной деятельности обучающихся в свете реализации требований ФГОС
Существует несколько определений понятия «мотивация». Например, мотивация:
- это некая сила, которая заставляет людей действовать и добиваться поставленных целей;
- это стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает к успеху;
- это то, что формирует многие аспекты человеческого поведения, отвечающие за совершение тех или иных поступков и др..
Можно сделать вывод, что мотивация учебной деятельности обучающихся - это определенное эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое побуждает нас к действию.
Виды мотивации
По мнению психологов, существуют внутренние (когнитивные) и внешние (социальные) мотивации.
Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной.
При повышении мотивации обучающегося никак нельзя обойтись без социальных мотиваций. Для учителя очень важны: его методические навыки, личностные качества, увлеченность своим предметом, умение вовлекать обучающихся в учебный процесс. У учителя развивается позитивное социальное поведение и мотивация к обучению.
С внедрением нового ФГОС обучающиеся становятся «центром» образовательного процесса, учатся добывать знания, применять их как в учебной деятельности, так и на практике и даже в повседневной жизни.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школами и учителями новые задачи, необходимые для реализации основных образовательных программ. Поэтому развитие личностных навыков стоит на первом месте.
Главной составляющей новых ФГОС по-прежнему является:
значения личностных, возрастных, психологических и физиологических индивидуальностей обучающегося; какая деятельность применяется и какие формы общения используются; ставится цель в обучении и воспитании, а также определяются методы которые необходимы для их достижения;
взаимосвязь и непрерывность дошкольного, начального, основного и среднего общего образований;
использование различных форм для организации познавательной деятельности;
увеличение креативных возможностей и мотивации в познавательной деятельности.
Отличительной особенностью нового стандарта заключается в том, что он базируется на характере деятельности и определяет основные цели формирования личности обучающегося. Главной целью является развитие личности обучающегося.
В современном образовании существует проблема развития стабильной мотивации у нового поколения обучающихся. Это требует от педагогов сознательного участия в учебной или внеурочной деятельности.
Учителям важно готовиться к каждому уроку, заранее учитывая все этапы планирования, подходить индивидуально к каждому обучающемуся в классе.
Интеллектуальные потребности в современном мире очень важны. Обучающемуся необходимо чувство успеха и уверенность в себе для комфортной жизни в современном мире.
Вывод: формированию положительной мотивации учебной деятельности обучащихся-осужденных способствует:
спокойная и дружеская атмосфера в классе, которая помогает преодолеть страх и боязнь. Ученику комфортно, когда он и учитель выстраивают партнерские отношения в классе.
урок должен быть интересным. Учителям необходимо сосредоточиться при подготовке к урокам;
для эффективной работы с классом, учитель должен обладать следующими личностными качествами: гибкостью, способностью сопереживать, эмоциональным равновесием и уверенностью в себе;
вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность также обогащает познавательную мотивацию и обеспечивает рост творческого потенциала внеурочной деятельности и др.
2