«Формирование орфографического навыка в начальных классах»
подготовила:
учитель начальных классов
Харченко Е.А.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из лёгких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
М. Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие «опасное место» уже можно в 1 классе, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
Важно на этом этапе;
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению.
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Расширять словарный запас детей.
Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.
В 2 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм.
Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем подбора однокоренных слов.
Во 3,4 классах проводится отработка навыка проверки слов.
Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.
По словам Д. Н. .Богоявлинского, орфографический навык, как и любой другой,- это автоматизированные компоненты сознательной деятельности». «Сознательная деятельность» осуществляется на основе правил и правильного их применения. В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идёт стереотипно: дети сначала учат правило, а затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Считается, что одна из главных целей - научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости(умение видеть орфограмму в слове), то есть замечать те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания и орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове). Факторы формирования орфографической зоркости
Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Ученые – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так хорошо, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Немаловажным фактором формирования орфографической зоркости является рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроках необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает», а затем пишет его уже автоматически. Большую роль в формировании орфографического навыка играет проговаривание. Именно орфографическое проговаривание – так как надо писать.
Профессор М. Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1). Увидеть орфограмму в слове; 2). Определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило; 3). Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4). Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5). Выполнить последовательные действия по алгоритму (по памятке); 6). Написать слово в соответствии с решением задачи;
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна сама установка учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
Хотела бы к этим приемам добавить еще и
использование этимологического анализа слов. Заметила, что школьники лучше запоминают написание слов, отталкиваясь от происхождения слова, это интересно, а значит лучше усваивается.
Современная начальная школа располагает несколькими учебниками русского языка. Наиболее часто в школах используется учебник Т. Г. Рамзаевой. [30] («УМК «Классическая начальная школа») Положительной стороной этого учебника можно считать большое количество упражнений, в которых задействованы непроверяемые слова. Присутствуют загадки, содержащие слова с непроверяемыми написаниями, кроссворды, помогающие запомнить различные орфограммы, используются мнемонические приёмы. В учебнике содержится большое количество хороших текстов для закрепления правописания "трудных" слов. Среди них есть такие, которые побуждают детей задуматься об этимологии слов: "Почему в Москве площадь Красная?
Когда-то на Руси словом "красный" называли не только цвет. Красный означало также красивый, славный, самый дорогой. Главный вход назывался красным крыльцом. Самоё почётное место в доме - красным углом.
Встречаются этимологические справки в учебнике С.В. Иванова, А.О. Евдокимова и др. [35] («Начальная школа XXI века»). Они идут под заголовком "Интересный материал из истории языка", основная цель этих справок - расширить кругозор учащихся и способствовать развитию интереса к урокам русского языка. Считаю, что на решение орфографических задач эти справки не нацелены.
Одной из особенностей этого учебника является сравнительно небольшое количество упражнений, направленных на запоминание правописания "трудных" слов, в сравнении с рассмотренными выше учебниками.
Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
1. Списывание. Алгоритм, который я применяю на своих уроках: *внимательно прочитай предложение; *повтори его не заглядывая в текст; *найди, объясни и подчеркни все орфограммы в предложении; *прочитай предложение орфографически; *повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки; * закрой предложение; начинай писать, диктуя себе по слогам орфографически; * сверь записанный текст, особое внимание обращая на орфограммы, подчеркни их;
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию списать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течении 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет слово из прочитанного орфоэпически ( как говорим), а ребёнок диктует его орфографически. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: *выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное; предложение, соответствующее схеме и т. д. *выпиши слова – синонимы, слова – антонимы, родственные слова и т. д *выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм *выпиши слова с пропущенными буквами, определите, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слова; *выпиши слова определённой части речи; * выпиши словосочетания;
2. Комментированное письмо. Перед учеником – комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим (объяснить орфограммы);
3. Письмо с проговариванием. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения. Предусматривает исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо. Самым эффективным приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время.
Методика его проведения такова: *чтение текста хором с учителем (орфоэпически); *самостоятельное чтение хором; *объяснение орфограмм (коллективно); *чтение по предложениям; *орфографическое чтение; *запись текста на время; *проверка написанного;
7. Письмо по памяти. Определенное место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Схема проведенияписьма по памяти такова: *чтение текста (орфоэпически), работа по содержанию *орфографическое чтение учителем, детьми, орфографической разбор; *упражнения в запоминании; *орфографическое чтение слов с орфограммами; *запись; *проверка;
8. Диктант . *Предупредительный диктант . *Объяснительный диктант. *Выборочный диктант . *Свободный диктант. *Самодиктант . *Зрительно – слуховой диктант; Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно прочитывается. Затем выделяются интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза, прочитать и написать). Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.
*«Проверяю себя!» Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
*Словарный диктант. (с различными видами проверки)
Использование занимательного материала на уроках по развитию орфографической зоркости (1-2 классы):
*Игра «Буквы спорят и побеждают». На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. «гр(о, а)за» - объяснение « в слове «гроза» спорит две буквы А и О, я выбираю О, проверочное слово «грОзы»;
* «Найди лишнее слово и докажи!»: водяной, водичка, водитель, водопад;
* «Весёлые рифмовки»: «Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки? Он в тетрадке написал: «Корондаш, портфел, пинал, ручька и титратка у меня в порятке» Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте!
*Выбери букву, объясни и запиши предложение: Серёжа (М, м)орозов не боится (М, м)орозов. Толя (О, о)гурцов собрал больше всех (О, о)гурцов.
*Работа с пословицами и поговорками. Прочитать пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически, записать: Кошке игрушки, а мышке слёзки. Больше верить своим очам – нежели чужим речам. На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
*Использование загадок, метаграммы. «С «у» я птицею бываю, в поле в сумерки летаю. С «и» в пруду меня найдешь, на сазана я похож»
*Задачи – шутки. На пути я вижу сорок резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь неведомых дорог.
*Хитрые слова. Подождём под дождём; поднёс поднос под нос; замкнул замок на замок;
*Омофоны: лес - лез, занос – за нос; население – на селение, забег – за бег;
*Придумать рифмовку со словами «задача – удача» и т. д.
Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.
Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку.
Работа над ошибками выполняется и после самостоятельных работ, и после проверочных, и после всех классных и домашних работ. Выполняя работу над ошибками ребёнок сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная работа». И эту мысль нужно обязательно донести как до самих учащихся, так и до их родителей. При всём при этом конечно же расширяется словарный запас детей, обогащается словарь.
Первые две недели как только вводятся работы над ошибками ежедневно спрашиваю ребят: « У кого сегодня нет ни одной ошибки?» Делаю особый акцент на то, что этим ребятам делать работу над ошибками не нужно, так как они старались больше других, а остальных подбадриваю, что они несомненно будут внимательнее прверять и слушать на последующих уроках и сделают ошибок как можно меньше или напишут без ошибок. Многие учителя ставят плохие оценки за невыполненную работу над ошибками, но ведь некоторые дети довольно спокойно к ним относятся, а вот выполнять дополнительный труд – прорабатывать целую кучу ошибок – это не каждому по душе. А стоит оставить несколько раз после уроков и результат на лицо. Ребёнок понимает, что ему приходится отвечать за свои поступки. Рекомендуется и такой вид поощрения: тем детям, которые все самостоятельные работы выполняют на «5», не допускают ошибок, последние две недели учебной четверти могут освобождаться от домашних заданий.
Памятки работы над ошибками. (разработаны дпя каждого класса)
Работа с перфокартами.
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт неплохие результаты. Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Итоги работы радуют:
1)Школьная олимпиада: 1м.- Толстова В.3м-Пряхина К.
2)интернет конкурсы « В мире фразеологии»
3)Мартыновские чтения (фото)
4)итоговый диктант за 1 полугодие.