«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование нравственных представлений дошкольников и младших школьников в игровой деятельности

В статье рассматриваются преимущества игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания. Игра является школой социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребёнок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Формирование нравственных представлений

дошкольников и младших школьников в игровой деятельности


Характеризуя деятельность младших школьников, В. А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является школой социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребёнок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни.

В любом возрасте игра для ребёнка - способ принять участие во взрослой жизни. В игре ребёнок бывает папой, мамой, космонавтом, полицейским, спасателем и т. д. Как ни фантастичен на первый взгляд мир, в который вступает ребёнок в игре, он всё же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В своих играх дети отражают то, что происходит вокруг них.

Игра занимает существенное место в становлении личности младших школьников. В игре порой сглаживаются отрицательные черты характера детей - обидчивость, капризы, заносчивость. Содержание некоторых игр требует, чтобы играющие выручали товарищей. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Нравственный облик ребёнка зависит от того, будут его повседневные отношения с окружающими складывать на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи. Представление о товариществе, добре, справедливости, которые дети получают на уроках и в этических беседах, не всегда и не сразу становятся действенным регулятором их поведения и взаимоотношений. Дети знают, что надо быть добрым, справедливым, и не знают, как поступить, когда велико желание самому получить интересную игрушку. Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуаций, где чаще возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь поражений.

Игра нравственной направленности - это метод создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.

Этическая игра отличается от обычной игры тем, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Во время этической игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время этическая игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем. В игре ребенок может раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о своих проблемах. В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство ее процессом. В ходе игры взрослый как бы погружается в мир детских взаимоотношений: вникает в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвует в их решении как полноправный член игрового коллектива, но при этом он знает и видит особенности сложившихся взаимоотношений. Все это дает возможность педагогу вносить незаметные коррективы в процесс общения, помогать детям выходить на нравственно-ориентированное взаимодействие, учиться жить одним коллективом.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее