Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных задач сегодня в школе. Какой «вклад» должен внести учитель начальных классов? Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
В своей работе я выделила две задачи:
1) необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;
2) использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции.
При решении первой задачи - исправление недостатков речевого развития – выделяю четыре направления:
- воспитание звуковой культуры речи;
- уточнение словарного запаса речи;
- выявление уровня сформированности фразовой речи;
- совершенствование речевого общения;
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:
- развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют скороговорки, артикуляционная зарядка;
- отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры-инсценировки на уроках;
- корректировка темпов речи, где используются скороговорки;
- развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры. Например, «Узнай и назови звук», «»Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»;
- достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса учителя.
Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Работа складывается из четырёх направлений:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;
2) уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
3) активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Использую следующие приёмы работы над значением слова:
1) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?»
2) сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
3) выяснение значения слова по толковому словарю;
4) показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
5) подбора синонимов: хороший – прекрасный, большой - огромный;
6) подбор антонимической пары: старт – финиш, хорошо – плохо.
7) работа с многозначными словами: идут часы – идут дети – идёт строительство.
Для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагаю пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить высказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.
Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через:
- развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
- учебное общение в паре или в группе;
- установление связей между понятиями (ложка – каша, картофель – огород);
- подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
- выделение голосом главного.
Вторая задача – использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетентности в большей степени решается на уроках русского языка и литературного чтения. Всем известны главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. Для организации свободного высказывания ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании сюжетных картинок или вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка (Какой снег, если дети лепят снеговика?);
- предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;
- провожу дидактические игры. Например, «Хорошо или плохо?» (Стакан хорош, что прозрачен, можно налить жидкость, насыпать крупу…, плох – может разбиться…).
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы работы над предложением:
1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки, например: «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица». К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, учитель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Затем предлагает учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!».
2) Следующий приём, применяемый для построения предложения, - вопрос учителя. Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение – ответ: «Дети собирали в лесу малину». Вопросы могут наталкивать учащихся на составление сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему для предложения, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про ежа?».
3) Конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:
- все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»;
- некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, белочку, маленькая, дети, лес, в».
б) Работа с деформированным текстом. Например,
- Живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
- Гнёздышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.
- Целый, они, хлопочут, день.
- Собирает, грибочки, белочка.
- Червячков, а, птичка.
- В ночной, в лесу, час, затихают, шум и возня.
- Всем, и птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
в) Работа по восстановлению текста, например: «Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул. Плавники у окуня красные, спина тёмно-зелёная, а на боках тёмные полоски. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт».
4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв, например: «в чаще леса у лисы нора туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей навстречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу».
5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Дано, например, не ясное предложение: «Птицы вернулись». – «Какие птицы?» - «Перелётные птицы вернулись». - «Откуда вернулись?» - «Перелётные птицы вернулись из тёплых стран». – «Куда вернулись?» - «Перелётные птицы вернулись их тёплых стран в свои родные гнёзда». Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями. Иногда практикуется и обратный вариант этого упражнения – сокращение распространённого предложения путём отбрасывания некоторых слов. В процессе такого отбрасывания можно проследить, как обедняется содержание предложения; можно также найти тот предел, дальше которого сокращение уже нежелательно, например: «В летние, знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще». – «В знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще». – «Хорошо бродить в берёзовой роще».
6) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами, например: «С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овёс и ячмень тоже уже убрали». – «С полей уже убрали рожь, пшеницу, овёс и ячмень». «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки ухаживают за двумя грядками клубники». – «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины, а девочки ухаживают за двумя грядками клубники».
7) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
Например, дано начало предложения: «Петя поехал в горный лагерь,…», затем предлагается несколько вариантов закончить его:
- и мама осталась одна дома;
- а Саша отправился с отцом в Москву;
- чтобы там заняться альпинизмом;
- потому что он ещё не бывал в горах.
8) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Например, даётся предложение: «В марте с крыш капает, весна приближается»; дети составляют варианты предложений:
Приближается весна, с крыш уже капает.
Закапало с крыш, значит, весна скоро.
Если с крыш закапало, значит, весна скоро.
Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.
9) Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами, с однородными подлежащими и т д.
10) Составление предложений по данной синтаксической схеме:
Подлежащее сказуемое
втор. член втор. член
втор. член
(Прожорливые скворцы уничтожают вредных гусениц.)
11) Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.
12) Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):
- составление предложения по опорным словам (2-3 слова);
- составление предложения по опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;
- составление предложения по предметной или сюжетной картинке;
- составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
- составление предложения по предметной картинке;
- составление предложения по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
- свободное составление предложения (задание звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).
Приёмы работы над связной речью:
1) Моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи:
- тему (о чём будешь писать, говорить);
- главную мысль (что главное хочешь сказать);
- название (если его нет), передай в нём тему, главную мысль;
- содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь);
- план текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).
2) Редактирование своего текста. Например, по памятке «»Редактор» - проверь:
- понятна ли тема, ясна ли главная мысль, передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой части текста;
- движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок;
- удачны ли начало и конец текста;
- правильно ли, точно ли выражены мысли.
3) Отработка типов связи в тексте.
4) Составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса.
5) Передача сюжета в диалогической форме.
6) Составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу.
7) Составление схем, определяющих состав и последовательность выполняемых операций, например, перед выполнением задания «написать письмо родным», можно использовать схему письма.
8) Пересказ, близкий к тексту или сжатый, озаглавливание текста.
9) Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным.
10) Свободный диктант.
Следует отметить важнейшие требования, предъявляемое к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.