«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование функциональной грамотности – залог качественного образования

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий – предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


Южно - Казахстанская область

Мактааральский район

Город Жетысай

ГКУ«Школа-гимназия «Туран»








Тема доклада:


«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ »

























ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раимбекова Улжан Кеттешкызы

Мактааральский район, школа-гимназия «Туран»


Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом : «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности : работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре ». [1]

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности .Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий – предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. [2] Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире . [3]

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.Существуют основные формы функциональной грамотности:

Компьютерная грамотность

Информационная грамотность

Общая

грамотность






Формы функциональной грамотности


Бытовая

грамотность

Коммуникативная грамотность






Общественно-политическая грамотность

Грамотность при овладении иностранными языками

Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях




С функциональной грамотностью связаны  компетенции :
1. Способность выбирать и использовать различные технологии. 
2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения. 
3. Способность учиться всю жизнь. 

Главное же понятие функциональной грамотности заключается в воспитании человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения.

Разумеется, функциональная грамотность в сфере социальных отношений ни в коей мере не может стать единственной целью образования.Но оно дает возможности для формирования творческого опыта и способностей.

Со стороны государства читывая важность и значимость развития функциональной грамотности, предприняты серьезные действия относительно обновления содержания образования. Впервые за всю историю будут разработаны проекты поддержки организаций дополнительного образования.Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей. Для этого в стране предприняты необходимые меры . [4] Будет обеспечен переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры. Решение многих задач зависит от профессионализма педагогических кадров. Сильным потенциалом казахстанской школы должен стать её учительский корпус . Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Каждый педагог должен понимать свою роль в становлении личности . Личная увлеченность учителя порождает успех во внедрении образовательных реформ. [5]

Наряду с использованием достижений отечественной педагогики, актуальным для современной системы образования в Казахстане является зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики. На основе кембриджского опыта апробируются новые подходы в обучении. Идет процесс внедрения концепции 7 модульных программ в массовую школу, что, несомненно, играет огромную позитивную роль. [6]

Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является русский язык и литература. Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям чудесные глубины русского языка, сделать так, чтобы они полюбили его на всю жизнь. В задачах учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия самостоятельного добывания знаний . Нужно следовать мудрой пословице: «Давать не рыбу, а удочку». Нынешние учащиеся обладают прагматичностью мыслей, раскрепощенностью и независимостью, а эти перемены способствуют формированию практических умений. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Трудностей немало, но уже видны конкретные пути их преодоления.

Главной трудностью для учащихся общеобразовательных и гуманитарных классов являются поиск и отбор необходимой информации.С этой целью на уроках литературы наиболее удобны в применении кейс-метод, фиш-боун ,эссе, техника аквариума; на уроках русского языка стратегии синквейн , роунд-робин, 6 фаз направляющего текста.

Кейс -метод – это исследовательская методика . Можно с уверенностью сказать, что от этого метода напрямую зависит развитие интеллектуальных , коммуникативных возможностей учащихся: работать с текстом, находить и выделять главное, анализировать информацию, делать выводы, сравнивать и создавать подобное, лаконично излагать свои мысли. [7]

Художественная литература является настоящим кладезем для составления кейсов. Великолепные кейсы можно создать на базе таких известных произведений классической литературы , как роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» , роман -эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон» и тд. Для защиты кейса в каждой группе назначается «спикер», который будет представлять решение. После удачно составленного кейса ученики чувствуют себя увереннее, не будут "скованы" в своих мыслях из-за оценок, да и учителю будет легко ими дирижировать.

Разгадывания «тайн» текста заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Во время анализа текста развивается языковое чутьё и мышление. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей мастерству владения родным языком, и самое главное, наши ученики станут следить за своей собственной речью.

Реализовать возможности внутреннего мира учащегося помогает эссе.Учащимся предлагается самим доходить до сути вещей, излагать мысли, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание.От них требуется настоящая интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои способности .

Находить необходимую информацию,работать с ней, самовыражаться посредством слова – вот перечень качеств,формирующих коммуникативные качества учащихся.

Отдельно хотелось бы остановиться на виртуальном пространстве. Появившись на стыке визуализации мира, ИКТ,ИНТЕРНЕТ играют огромную роль в процессе социализации личности. Это еще один верный способ улучшения качества образования , так как в нынешнее время ученика легче заинтересовать и обучить ассоциативно,т.е. через звуковые и зрительные образы. Погружение в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения открывает возможность совершать визуальные путешествия, возможность представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Если слово всегда обозначает понятие,которое надо раскрыть ,то картинка показывает вещь. Изображение взывает к эмоциям. Иногда важнее оказывается то, как выглядит предмет, чем её свойства.Такие занятия развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Веб-занятия –  дистанционные уроки, семинары, деловые игры, лабораторные работы ,практикумы, телеконференции – прошли положительную апробацию и вовлечены в практику. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой. В рамках этого процесса интеграция становится краеугольным камнем всех преобразований в образовании . [8] Поэтому настало время изменить привычную точку зрения.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные .Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Поэтому так важно помнить золотые слова великого педагога Д . К . Ушинского : «Ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».[9] Нам, педагогам,надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией,так как школа, на мой взгляд, в современном Казахстане является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.



Литературы :


  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы в РК.


  1. Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы   развития. Материалы международной научно-практической конференции 18 – 19 мая 2004 г. – Алматы КазНПУ им. Абая, 2004.


  1. Буравой М. Углубленное case study: между позитивизмом и постмо- дернизмом Рубеж, 1997г. №10-11


  1. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества /2005г. № 3/


  1. Басова Е. А. Формирование у подрастков функциональной грамотности в сфери коммуникации. Санк-Петербург, 2012г.


  1. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе.М.Рыбакова 1991 г.Москва.



























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее