Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка через морфемный анализ слова.
Русский язык считается трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Обучение русскому языку должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования.
Слайд 2. На уроках русского языка я ставлю следующие задачи:
формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету;
формирование умений грамотного письма, грамотной речи;
формирование орфографической зоркости;
отработка основных орфографических правил и применение их практике;
развитие устной и письменной речи;
развитие различных видов памяти;
обогащение словарного запаса учащихся.
Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей.
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму?
Слайд 3. Приходится строить практические работы так, чтобы они могли заинтересовать детей. Ребёнок должен обнаружить что:
что он видит орфограмму;
он может написать правильно;
всё это даёт хорошие результаты;
ему нравится работать,
на уроках русского языка интересно.
Для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка используются самые разные методики, в том числе и методика работы над составом слова
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления ,чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.
При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.
Подготовка к осознанию форм слова я начинаю уже при изучении темы «Ударные и безударные гласные» и работа продолжается при изучении всех последующих тем. Именно в этот период возможно и целесообразно показать детям, что проверяемое слово (река) и проверочное (реки) – это не разные по смыслу слова, а одно и тоже слово, которое может изменяться.
При изучении темы «Родственные слова» дети часто ошибаются, пытаясь выделить корень, подобрать родственные слова. Так «роса и росла», «носы и носит» дети относят к однокоренным словам. Это происходит потому, что словарный запас у них крайне ограничен, составляю цепочки родственных слов, обращая внимание на лексическое значение каждого слова. Слайд 4.
При подготовке к очередному уроку русского языка необходимо внимательно просматривать материал по текущей теме со стороны возможности связать его с упражнениями, формирующими понятия, связанные с составом слова.
При изучении словообразования основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Учитывая, с одной стороны данную трудность и, с другой – важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, целесообразно в процессе изучения частей речи проводить такие упражнения, которые готовят учащихся к осознанию связи производящего и производного слов. Содержание упражнений и характер заданий направляют детей на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам еще незнакомым с закономерностями словообразования, трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово (сад) называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с данным значением. Учитель фиксирует внимание учащихся на том, от какой части речи образовалось слово, при помощи, какой морфемы, какое лексическое значение имеет образованное слово, какой частью речи оно является.
Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям: Слайд 5
- умение выделять морфему из слова;
- умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;
- умение объяснить роль морфемы в слове;
- умение правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами, а так же определить значение каждой морфемы в словообразовании.
Слайд 6. Для того чтобы углубить и расширить знания учащихся в области морфемного состава слов, раздаю памятки , Слайд 7 содержащие алгоритм работы по морфемному анализу слова, а так же применяю занимательный материал для лучшего запоминания детьми частей слова: стихотворения о каждой морфеме , о ее месте в слове, заучиваю их, на уроке, это не отнимает много времени. Слайд 8 9,10,11,12,13
Даю ученикам отдельные слова для образования от них новых слов при помощи , например, суффикса, который имелся в только что разобранном слове; со словами, образованными детьми, можно составить предложения; Слайд 14.
Слайд 15 При уже сформировавшемся навыке словообразовательного анализа я предлагаю учащимся составление слов по моделям, наряду с этим упражнением, дети выполняют обратное: на наборных полотнах составляют модели предлагаемых им слов. Благодаря использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс и окончание, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели. Рекомендую моделирование сопровождать конструированием, т.е. подбором слов по составленной модели.
Для иллюстрации работы в слове отдельных морфем целесообразно предложить следующее:
упражнения на моделирование в словообразовании:
работа с приставкой: Слайд 16,
работа с суффиксом: Слайд 17 ( не забывая о их правописании)
Для развития навыков морфемного анализа, для развития умений вычленять приставки и суффиксы не формально – по догадке, по месту в слове, что нередко случается в начальной школе, а по значению, важно чтобы учащиеся знали как можно больше их наизусть, в каких словах они встречаются, как правильно пишутся, что обозначают.
Использую различные игровые моменты на уроках Слайд 18 «Какие окончания спрятались?» ( обращаю внимание на родовые окончания прилагательных) Слайд 19, 20« Выбери подходящий корень», Слайд 21 «Найди однокоренное слово», Слайд 22 «Составь слова с приставками» , Слайд 23 « Найди слова с приставкой», Слайд 24, 25, 26,27 в игре «Рассели слова по домикам» указываю на значение суффиксов –ышк, ушк, ечк. , -Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Так же работаю с суффиксами –к, -ищ, -ик, -ин. Игры «Слова лилипуты», «Слова великаны»
Такие приемы являются эффективными для речевого развития младших школьников, с помощью таких упражнений дети Слайд28
развивают языковую интуицию.
Эти упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению состава слова в средней школе.
Проведенные мною занятия дали свои положительные результаты: моделирование и конструирование слов не только вызвало интерес детей, но и способствовало выработке у младших школьников навыков анализа слов, развитию орфографической зоркости, языковой интуиции, активизации мыслительной деятельности учащихся, способствовало речевому развитию учеников.
Считаю, что словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.
В заключение хочется отметить, что такого рода упражнения дают учителю и ученику хорошую обратную связь, помогают детям овладеть навыками устной и письменной речи.
Итак, работу по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка через морфемный анализ слова веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над составом слова способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
6