«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование функциональной грамотности в процессе обучения иностранным языкам

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. В данной статье рассказывается о целях обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка и ее содержании.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Выступление на тему

«Формирование функциональной грамотности

на уроках иностранного языка»




Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по иностранному языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие таких умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач, а именно: умение осмысленно читать и воспринимать на слух; умение извлекать информацию из разных

источников;

- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

- умение пользоваться источниками и ссылаться на них, умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;

- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я применяю на уроках такие средства как игра, метод проектов, ИКТ и т.д. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала использую информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты;

определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

Я использую на уроках следующие упражнения на аудирование:

- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

- извлечение определенной информации;

- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.


Говорение подразумевает под собой обучение монологической и диалогической речи.

Обучение монологической речи предполагает развитие умений:

  • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;

  • кратко передавать содержание полученной информации;

  • рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;

  • рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;

  • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

  • участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

  • осуществлять запрос и обобщение информации;

  • обращаться за разъяснениями;

  • выражать свое отношение к высказыванию собеседника;

  • вступать и поддерживать общение.

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений: личное письмо, письмо в газету, журнал, небольшой рассказ, заполнение анкет, изложение сведений о себе, написание плана.

Перечислю некоторые виды упражнений по формированию умений письма:

  • вставить пропущенные слова, заменить выделенные курсивом слова синонимами;

  • выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы;

  • выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения;

  • выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур;

  • закончить предложение, используя слова и выражения из текста;

  • соединить части предложений в логическом порядке;

  • составить план текста, составить вопросы к ответам и наоборот.


Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной;

  • предвосхищать возможные события, факты;

  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

  • извлекать необходимую, интересующую информацию;

  • определять свое отношение к прочитанному.

Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  • Определить по заголовку тему текста;

  • Найти ответы на вопросы.

  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

  • Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

  • Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

  • Найти описание внешности, места, события и др.

  • Догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  • текст должен быть  интересен;

  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

  • объем текста не должен превышать норму;

  • шрифт должен помогать легко читать текст;

  • текст должен развивать кругозор;

  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

  • иллюстрации должны  не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

  • текст должен быть структурирован, в нем не должно быть ошибок;

  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Для развития читательской грамотности на уроках иностранного языка в основном использую упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.      

Таким образом, использование на уроках иностранного языка различных видов заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая и парная формы работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение, поисковый метод. Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым.

 Функциональная грамотность на уроках иностранного языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее