Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения средствами продуктивного чтения .
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ НШ №12 р.п. Ильиногорск Ветлугина Е.Н.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
научно - исследовательские
- Теория формирования у детей типа правильной читательской деятельности
Н.Н. Светловская
- Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников (Тивикова С.К., НИРО)
- Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников (Одегова В.Ф., НИРО)
- Составление разработок по данной теме:
- к урокам;
- к внеклассным мероприятиям;
- к родительским собраниям.
- Работа над методической темой
- Участие в инновационной деятельности по теме « Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках реализации обновленного ФГОС НОО»
методические условия
организационно-педагогические
- Выступления:
- на РМО и ШМО учителей начальных классов;
- Транслирование опыта:
- через сетевые сообщества учителей;
- через публикации в педагогических журналах;
- участие в районном конкурсе «Профи»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
ФГОС НОО от 31 мая 2021г.
Трудности в обучении младших школьников
п.34.2 «… должны создаваться условия , обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся ( способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ), включающей овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию »
- Трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;
- Недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов;
- Низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде;
- Низкий уровень моделирующей и конструктивной деятельности
Что делать?
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
- . Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Основные направления функциональной грамотности
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность
Базовый навык функциональной грамотности
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Этапы формирования основ читательской грамотности
1 класс
- Учитель учит читать и понимать смысл прочитанного текста
- учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
2 класс
- учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
3 и 4 класс
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель: понимание текстовой информации, выраженной в явной и неявной форме.
Цель: создать усливия для формирования читательской грамотности
в процессе использования технологии продуктивного чтения
- обозначить сущность и структуру развития читательской грамотности и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте.
- определить совокупность педагогических и методических условий формирования читательской грамотности младших школьников.
- обобщить собственный педагогический опыт по развитию читательской грамотности младших школьников средствами технологии продуктивного чтения в учебной деятельности.
- определить степень эффективности использования средств технологии продуктивного чтения в формировании читательской грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО .
Поэтапное введение технологии продуктивного чтения как условие, обеспечивающие возможность формирования функциональной (читательской) грамотности младших школьников
III этап
Работа с текстом
после чтения
I этап
Работа с текстом
до чтения
II этап
Работа с текстом
во время чтения
Концептуальная беседа
Антиципация
«Вдумчивое» повторное
Первичное чтение текста
чтение
Выявление и формулирование
основной идеи текста
Определение направленности
текста, его героев по названию
Анализ текста
Самостоятельное чтение,
чтение – слушание,
комбинированное чтение
Обсуждение смысла
заглавия
Постановка целей
урока
Беседа по содержанию
Выявление первичного
восприятия
Творческие задания
«От непонимания –
Выразительное чтение
Выявление совпадений
первичных предположений
к пониманию»
«Творчество»
Проблемная ситуация
Выведение на диалог
Прогнозирование содержания
и постановка целей
Рисование словесного и художественного портрета героя Составление рассказа о герое, не называя его
Инсценирование маленьких сцен
Мини-пантомимы Конкурс на лучшую обложку
Музей пластилиновых фигур Составление пожелания персонажу
«От понимания – к творчеству»
Умение читать «между строк»
Создание мини-рассказов, мини-сочинений
Создание ситуации противоречий
Прием деформации текста
Продуктивное чтение
«От непонимания – к пониманию »
«От понимания к творчеству
Проблемная ситуация
Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Прием «Умное спрашивание»
Гипотеза
Прогнозирование содержания
и постановка целей
Умение читать «между строк»
Создание мини-рассказов,
мини-сочинений
Создание ситуации
противоречий
Прием деформации текста
«Творчество»
Рисование словесного и
художественного портрета героя Составление рассказа о герое, не
называя его
Инсценирование маленьких сцен
Мини-пантомимы Конкурс на лучшую обложку
Музей пластилиновых фигур Составление пожелания персонажу
Разработка уроков с применением стратегий продуктивного чтения
Работа на методических ресурсах
Читательская грамотность
Реализация программы воспитания
Формирование у учащихся умения воспринимать текст, как единое смысловое целое
Внеурочная деятельность
Работа с родителями
Добывать знания в деятельности и использовать знания в учебных и жизненных ситуациях
Работа с ЦОК
Литература
- 1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение 1997
- 2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение. 2010
- 3. Литературное чтение Методические рекомендации. Н.А.Стефаненко. Просвещение 2020
- 4. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» /Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2017.
- 5. https ://uchitel.club /
- 6. ped-kopilka.ru