«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения средствами продуктивного чтения.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Данная презентация представляет обобщение опыта работы учителя начальных классов по донной теме.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения средствами продуктивного чтения . Выполнила: учитель начальных классов МБОУ НШ №12 р.п. Ильиногорск Ветлугина Е.Н.

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения средствами продуктивного чтения .

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ НШ №12 р.п. Ильиногорск Ветлугина Е.Н.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования   научно - исследовательские  Теория формирования у детей типа правильной читательской деятельности Н.Н. Светловская Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников (Тивикова С.К., НИРО) Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников (Одегова В.Ф., НИРО) Составление разработок по данной теме: к урокам; к внеклассным мероприятиям; к родительским собраниям. Работа над методической темой Участие в инновационной деятельности по теме « Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках реализации обновленного ФГОС НОО»  методические условия  организационно-педагогические

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

научно - исследовательские

  • Теория формирования у детей типа правильной читательской деятельности

Н.Н. Светловская

  • Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников (Тивикова С.К., НИРО)
  • Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников (Одегова В.Ф., НИРО)
  • Составление разработок по данной теме:
  • к урокам;
  • к внеклассным мероприятиям;
  • к родительским собраниям.
  • Работа над методической темой
  • Участие в инновационной деятельности по теме « Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках реализации обновленного ФГОС НОО»

методические условия

организационно-педагогические

  • Выступления:
  • на РМО и ШМО учителей начальных классов;
  • Транслирование опыта:
  • через сетевые сообщества учителей;
  • через публикации в педагогических журналах;
  • участие в районном конкурсе «Профи»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования ФГОС НОО от 31 мая 2021г. Трудности в обучении младших школьников  п.34.2 «… должны создаваться условия , обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся ( способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ), включающей овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу готовности к успешному взаимодействию  с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию » Трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез; Недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов; Низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде; Низкий уровень моделирующей и конструктивной деятельности Что делать?

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

ФГОС НОО от 31 мая 2021г.

Трудности в обучении младших школьников

п.34.2 «… должны создаваться условия , обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся ( способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ), включающей овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию »

  • Трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;
  • Недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов;
  • Низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде;
  • Низкий уровень моделирующей и конструктивной деятельности

Что делать?

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

  • . Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Основные направления функциональной грамотности Математическая грамотность  Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность Базовый навык функциональной грамотности

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Основные направления функциональной грамотности

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность

Базовый навык функциональной грамотности

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Этапы формирования основ читательской грамотности 1 класс  Учитель учит читать и понимать смысл прочитанного текста учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.  2 класс учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием. 3 и 4 класс

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Этапы формирования основ читательской грамотности

1 класс

  • Учитель учит читать и понимать смысл прочитанного текста
  • учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

2 класс

  • учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

3 и 4 класс

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования  ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ  – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Цель: понимание текстовой информации, выраженной в явной и неявной форме.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ  – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель: понимание текстовой информации, выраженной в явной и неявной форме.

Цель: создать усливия для формирования читательской грамотности в процессе использования технологии продуктивного чтения   - обозначить сущность и структуру развития читательской грамотности и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте. - определить совокупность педагогических и методических условий формирования читательской грамотности младших школьников. - обобщить собственный педагогический опыт по развитию читательской грамотности младших школьников средствами технологии продуктивного чтения в учебной деятельности. - определить степень эффективности использования средств технологии продуктивного чтения в формировании читательской грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО . Поэтапное введение технологии продуктивного чтения как условие, обеспечивающие возможность формирования функциональной (читательской) грамотности младших школьников

Цель: создать усливия для формирования читательской грамотности

в процессе использования технологии продуктивного чтения

- обозначить сущность и структуру развития читательской грамотности и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте.

- определить совокупность педагогических и методических условий формирования читательской грамотности младших школьников.

- обобщить собственный педагогический опыт по развитию читательской грамотности младших школьников средствами технологии продуктивного чтения в учебной деятельности.

- определить степень эффективности использования средств технологии продуктивного чтения в формировании читательской грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО .

Поэтапное введение технологии продуктивного чтения как условие, обеспечивающие возможность формирования функциональной (читательской) грамотности младших школьников

III этап

Работа с текстом

после чтения

I этап

Работа с текстом

до чтения

II этап

Работа с текстом

во время чтения

Концептуальная беседа

Антиципация

«Вдумчивое» повторное

Первичное чтение текста

чтение

Выявление и формулирование

основной идеи текста

Определение направленности

текста, его героев по названию

Анализ текста

Самостоятельное чтение,

чтение – слушание,

комбинированное чтение

Обсуждение смысла

заглавия

Постановка целей

урока

Беседа по содержанию

Выявление первичного

восприятия

Творческие задания

«От непонимания –

Выразительное чтение

Выявление совпадений

первичных предположений

к пониманию»

«Творчество»

Проблемная ситуация

Выведение на диалог

Прогнозирование содержания

и постановка целей

Рисование словесного и художественного портрета героя Составление рассказа о герое, не называя его

Инсценирование маленьких сцен

Мини-пантомимы Конкурс на лучшую обложку

Музей пластилиновых фигур Составление пожелания персонажу

«От понимания – к творчеству»

Умение читать «между строк»

Создание мини-рассказов, мини-сочинений

Создание ситуации противоречий

Прием деформации текста

Продуктивное чтение

«От непонимания – к пониманию »  «От понимания к творчеству  Проблемная ситуация Побуждающий диалог Подводящий диалог Прием «Умное спрашивание» Гипотеза Прогнозирование содержания и постановка целей Умение читать «между строк» Создание мини-рассказов,  мини-сочинений Создание ситуации противоречий Прием деформации текста «Творчество» Рисование словесного и художественного портрета героя  Составление рассказа о герое, не называя его Инсценирование маленьких сцен Мини-пантомимы  Конкурс на лучшую обложку Музей пластилиновых фигур  Составление пожелания персонажу

«От непонимания – к пониманию »

«От понимания к творчеству

Проблемная ситуация

Побуждающий диалог

Подводящий диалог

Прием «Умное спрашивание»

Гипотеза

Прогнозирование содержания

и постановка целей

Умение читать «между строк»

Создание мини-рассказов,

мини-сочинений

Создание ситуации

противоречий

Прием деформации текста

«Творчество»

Рисование словесного и

художественного портрета героя Составление рассказа о герое, не

называя его

Инсценирование маленьких сцен

Мини-пантомимы Конкурс на лучшую обложку

Музей пластилиновых фигур Составление пожелания персонажу

Разработка уроков с применением стратегий продуктивного чтения Работа на методических ресурсах Читательская грамотность Реализация программы воспитания Формирование у учащихся умения воспринимать текст, как единое смысловое целое Внеурочная деятельность Работа с родителями Добывать знания в деятельности и использовать знания в учебных и жизненных ситуациях Работа с ЦОК

Разработка уроков с применением стратегий продуктивного чтения

Работа на методических ресурсах

Читательская грамотность

Реализация программы воспитания

Формирование у учащихся умения воспринимать текст, как единое смысловое целое

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Добывать знания в деятельности и использовать знания в учебных и жизненных ситуациях

Работа с ЦОК

Литература

Литература

  • 1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение 1997
  • 2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение. 2010
  • 3. Литературное чтение Методические рекомендации. Н.А.Стефаненко. Просвещение 2020
  • 4. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» /Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2017.
  • 5. https ://uchitel.club /
  • 6. ped-kopilka.ru

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее