«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование читательских интересов у младших школьников

Читательский интерес ребенка – выделение из огромного мира литературы определенной книги, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение.

Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Доклад на тему

Формирование читательских интересов у младших школьников

Введение

В наше время место книги в жизни подрастающего поколения меняется, поскольку на ее использование влияют как информационные технологии, так и телевидение. Чаще всего в качестве источника информации вместо книг ученики используют персональный компьютер. Но всем давно известно, что знания, фантазия, логика мысли и любовь к родному языку, умение логически и образно рассуждать воспитываются чтением. Уметь читать, быть читателем ─ это высокое искусство, ему надо упорно учиться.

От начальной школы в значительной степени зависит, полюбят дети чтение, или возможно останутся равнодушными к литературе. Именно, у младших школьников необходимо сформировать читательский интерес и заложить прочный фундамент этической культуры личности. Навык чтения ─ это основа, которая в будущем позволит наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности. Чтобы душа ребенка откликнулась на художественное произведение, зазвенела волшебной музыкой, надо, как отметил В.А. Сухомлинский, "суметь затронуть ее струну". [25]

Формирование читательских интересов привлекает внимание многих ученых и рассматривается в трудах К.Д.Ушинского, В.П.Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П. Чудиновой.

Актуальность исследования определяется тем, что проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет остается наиболее важной. Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что "современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением". 
Снижение интереса к чтению является опасной тенденцией для любого общества, т.к. от уровня читательской культуры зависит возможность освоения каждым членом общества профессионального, материального, духовного, интеллектуального, эмоционального знания. От читательской культуры, в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. 
Приобщение человека к чтению необходимо начинать в раннем детстве силами родителей. С приходом ребенка в школу можно и, более того, нужно начинать вести систематическую работу по привитию ученикам любви к книге. 

Современные дети стали читать по-другому, другие книги. [21].

Вместе с тем, проблема «Формирование читательских интересов у младших школьников» не нашла должного отражения в современной педагогической литературе и требует дальнейшего изучения.

Цель исследования: исследовать эффективность содержания и форм внеклассной деятельности как средства повышения читательских интересов у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы и особенности формирования читательских интересов у младших школьников в психолого-педагогической литературе;

  2. Определить содержание и методику формирования читательских интересов у младших школьников;

  3. Опытным путем проверить эффективность внеклассной работы по литературному чтению в формировании читательских интересов;

  4. Дать рекомендации по формированию читательских интересов обучающихся начальной школы.

Объект исследования - читательские интересы у младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования читательских интересов у младших школьников 3 и 4 классов во внеклассной работе по литературному чтению.

Гипотеза исследования: повышение читательских интересов у младших школьников будет эффективным, если внеклассная деятельность по литературному чтению проводится систематично и целенаправленно путем использования словесных методов (рассказ, беседа, объяснение, метод работы с книгой), наглядных методов (метод иллюстрирования и демонстрации) и практических методов (метод устного контроля, тестовая проверка знаний)

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования читательских интересов у младших школьников.

    1. Особенности формирования читательских интересов у младших школьников на основе изучения психолого-педагогической литературы.

Формирование читательского интереса привлекает внимание многих ученых. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях формирования читательского интереса рассмотрен недостаточно. Отсюда возникает проблема: при формировании читательского интереса необходимо учитывать определённые педагогические условия.

Опираясь на исследования Ю.Бабанського, И.Малафиик, Н.Мойсеюк, К.Плиско, Савченко, В.Чайки и других, под методом рассматриваем способ взаимодействия учителя и учеников, который обеспечивает положительный результат развития читательских интересов. Конкретной его реализацией является прием, который выступает средством и отличается способностью включаться в различные методы.

Проанализировав типологию различных классификаций методов, наиболее оптимальными в пробуждении читательского интереса есть методы, которые соотносятся с источником информации, самостоятельной познавательной деятельностью учеников, контролем / самоконтролем (по И.Малафиик).

Согласно классификации методов по источнику информации, выделяются словесные, наглядные, практические методы.

Словесный метод содержит устное изложение учебного материала самим учителем и реализуются в начальной школе через рассказ, объяснение, беседу.

Так, в школьной практике широко применяется на уроках формирования читательских интересов рассказ, который предусматривает рассказ о писателях, об окружающем мире, о познавательных фактах и др. Он должен быть коротким - в пределах 2-3 минут, иногда до 5 минут.

Распространенным видом словесного метода является беседа, с помощью которой учитель подводит школьников к усвоению новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений, организует обсуждение прочитанных книг.

Стоит отметить, что метод беседы отличается от классного и внеклассного чтения. Во-первых, на уроках внеклассного чтения, ответы на вопросы должны быть более развернутые, чем на уроке классного чтения; во-вторых, на уроках внеклассного чтения все вопросы рассчитаны на самостоятельность школьников, на добывание дополнительных сведений - из других книг.

Ценным является тот факт, что беседа применяется на всех этапах работы над темой урока. Исходя из этого, следует выделить подготовительную, объяснительную, итоговую, контрольно-проверочную беседу.

Подготовительная беседа проводится с целью актуализировать знания детей, находящихся опорными для работы над новым материалом. На примере второго класса, Савченко отмечает, что при подготовке чтения произведения "А уже весна, а уже красная ... "стоит уточнить представления детей о весенних изменениях в растительном и животном мире, обобщить их наблюдения о явлениях природы в это время, эмоционально подготовить к чтению произведения "Весна пришла". С учетом этих задач учитель намечает вопросы для беседы: Какие изменения происходят в природе весной? Как светит днем солнце? Как изменились земля, воздух? Какие произведения о весне вы читали? [15, с.273]. Пояснительная беседа направлена на организацию усвоения нового материала через диалог учителя с учениками. Итоговая беседа предполагает вопрос для обобщения материала урока, выявление эмоционального отношения детей к изученному. Контрольно-проверочная беседа нацелена на проверку усвоенных знаний в виде фронтального опроса.

Вместе с тем, на уроке целесообразно использовать эвристическую беседу, на основе которой ученики проходят под руководством учителя весь путь поиска нового знания до его открытия.

Практика показывает, что на классном и внеклассном чтении эффективна беседа, направленная на анализ произведения.

М.Пентилюк выделяет различные виды анализа текста: лингвистический, который в свою очередь делится на грамматический и стилистический, структурный и смысловой [4, с.30]. Универсальным в процессе пробуждения читательских интересов является смысловой и структурный анализ, который предусматривает расчленение текста на части с целью раскрытия идейной его направленности, темы, смысла.

В программе начальной школы отмечается, что анализ произведений характеризуется уровнями: первичным, углубленным, структурным. В процессе первичного анализа ученики размышляют над тем, как начинается произведение, каким образом дальше разворачиваются события, чем он закончится. Предметом углубленного анализа становится выявление смысловых связей между персонажем, местом действия и событиями в эпическом произведении, составление характеристик действующих лиц, анализ их поступков, мотивов поведения. Осознание этих связей составляет основу начального представления о сюжете и композиции художественного произведения, выделение темы и главной мысли прочитанного. Структурный анализ содержания произведения имеет цель ориентировку учащихся в структуре текста, воспроизведения его с опорой на план различных видов, на рисунки и т.д. [9].

Как видим, на основе беседы осуществляется восприятие и понимание текста. Реализации метода беседы способствуют приемы: постановка вопросов, обсуждения ответов учащихся, формулирование выводов.

Основным видом словесного метода является метод работы с книгой, который предусматривает ознакомление с новой информацией в периодических изданиях, справочной литературе и т.д., чтение отдельных абзацев, предложений, в которых есть основная мысль произведения или описание людей, событий.

Кроме того, сущность этого метода, по мнению Я.Кодлюк и О.Янченко, заключается в организации усвоения учебного материала и формировании умений работать с книгой (с текстом, позатекстовым компонентами (вопросами, задачами, схемами, иллюстративным материалом), аппаратом ориентирования) [2, с. 3].

По мнению Г.Ткачук, чтения-огляди направлены на то, чтобы младший школьник соответствии со своим возрастом самостоятельно выделял внешние признаки содержания каждой книги, взаимно их соотносил и делал общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, сюжете, количестве произведений в книге, а потом ставил цель чтения и сразу же по-настоящему "погружался" в процесс усвоения содержания произведения "[19, с.7].

Как видим, на основе этого метода дети осознают связь между содержанием книги и ее внешними приметами.

Метод упражнений предусматривает многократное повторение учебных действий с целью формирование и совершенствование умений у младших школьников.

Проанализировав различные подходы до методических положений развития читательских интересов, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразными упражнениями являются мотивационно-ориентированные (направленные на создание ситуации и мотива общения, первичного представления о книги, периодических изданиях, ориентирование в смысле, теме урока и др.); коммуникативно-репродуктивные (нацелены на осознание жанра, понимание слов и выражений; воспроизведения прослушанного по образцу или выразительное чтение и т.д.); содержательно-информационные (ориентированные на осмысление текста); тренировочно-творческие (предусматривают работу учащихся как с текстом, так и с информационными средствами), закрепляющие (настроены на закрепление усвоенного материала) и контрольные (связанные с проверкой умений, свидетельствующие о сформированности читательских интересов).

Метод литературной игры реализуется на основе игровой деятельности, помогает определять жанровые особенности произведения, видеть компоненты произведения, воспроизводить в своем воображении прочитаное, понимать авторский замысел и определять свою позицию и др. [2].

Овладение читательскими интересами осуществляется благодаря различным видам литературных игр: а) инсценизации, викторины, шарады, кроссворды, ребусы; б) игры на усвоение понятий; игры для расширения читательского кругозора; обогащения читательского опыта; в) игры на первичное восприятие произведения; игры на углубленное восприятие художественного произведения; г) репродуктивные, познавательно - поисковые, творчески - деятельностные; д) предложенные учителем и созданные самими учащимися и др.

Ценностью литературной игры является возможность применения ее в структуре урока на всех его этапах.

Следовательно, эффективность использования литературных игр способствует обработке литературного произведения, пополнению литературных знаний, расширению читательского опыта.

С целью формирования читательских интересов используются на уроках наглядные методы обучения.

В содержание наглядного метода входят методы иллюстрирования и демонстрации.

Так, метод иллюстрирования в процессе развития читательских интересов применяется во время показа и восприятия предметов в их символьном изображении с помощью книг (титульного листа), портретов и фотографий писателей, звукозаписей (шум ветра, моря и т.д.). Метод демонстрации используется для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним строением. В читательской деятельности этот метод предполагает показ составных частей печатной литературы, приемов отыскания информации в библиотеке.

В связи с возникновением современных визуальных и аудиовизуальных информационных средств выделяют видеометод, который предусматривает применение мультимедиа, мультфильмов, фильмов и Интернета для "формирования новых знаний, их контроля, закрепления, обобщения, систематизации»[20, с.106].

Ведущим методом в формировании читательских интересов выступает метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ученые Г.Коваль, Л.Иванова, Т.Суржук подчеркивают, что в организации процесса развития читательских интересов самостоятельность определяется как добровольное, индивидуальное чтение учеников без непосредственной помощи учителя [1, с.175].

Читательская самостоятельность проявляется как в работе над текстом, так и в определенной читательской деятельности.

Итак, самостоятельная работа является обязательным элементом урока чтения. В содержание метода самостоятельной познавательной деятельности учащихся входят объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский метод и метод проблемного изучения материала. Среди этих методов мы выделяем репродуктивный, частично-поисковый и проблемный. Охарактеризуем их.

Сущность репродуктивного метода, по мнению И.Малафиик, заключается в обеспечении такого усвоения материала, при котором ученики были бы способны воспроизвести его, имея внешнюю опору в виде подсказки (уровень распознавания), или умели воспроизвести самостоятельно и применить полученные знания в простой, типичной ситуации (репродуктивный уровень) [3, с.231]. В читательской деятельности этот метод можно использовать при упоминании авторов (произведений), словарной работы (повторить произношение слов), выразительного чтения (подготовиться к выразительному чтению), перевода, обработки справочной литературы, отчетов о прочтении книги.

Частично-поисковый метод характеризуется тем, что часть знаний сообщает учитель, часть ученики получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы. На уроках чтения этот метод реализуется на основе выполнения творческих упражнений, бесед по содержанию текста с элементами выборочного чтения (прочитать описание), формулирование выводов на основе прочитанного (основной мысли) или таких работ, как: найти начало предложения или предложения, которое подтверждает мнение, нужную книгу и информацию из нее.

Метод проблемного изложения предполагает постановку учителем перед учениками проблемы и определения путей ее решения. К этому методу прибегают в тех случаях, когда содержание не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное. На уроках чтения это может быть задача: подумать, о чем может идти речь в рассказе, вспомнить ленивых героев из мультфильмов.

Следовательно, указанные выше методы обеспечивают развитие самостоятельности школьников. Для проверки уровня сформированности читательских интересов применяют метод контроля. Среди видов этого метода выделяем методы устного контроля и тестовую проверку знаний.

К методам устного контроля относятся фронтальный и индивидуальный опрос. Во время фронтального опроса учитель предлагает серию логически связанных между собой вопросов для учащихся всего класса. В процессе индивидуального опроса ученик имеет возможность самостоятельно выражать свои мысли, корректировать их и дополнять.

Тестовая проверка знаний или понимания произведения обеспечивает измерение уровня усвоения учащимися конкретных знаний, осмысления текста. В процессе формирования читательских интересов применяются тестовые задания закрытой (с предложенными ответами, из которых один является правильным) и открытой формы (со свободно конструированными ответами).

Таким образом, репродуктивный метод, частично-поисковый и метод проблемного изложения, которые обеспечивают формирование читательских интересов, позволят более точно управлять этим процессом.

Современные исследования убедительно свидетельствуют о том, что реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от отбора текстов, так и от правильной организации чтения. Вполне понятно, что работа с книгой требует специфических подходов. Для детей книга становится лучшим другом, окном в широкий мир познания. Именно дети, при условии правильной работы педагога и родителей, становятся лучшими читателями. Дети воспринимают книгу как опору, основу для получения или расширения новых знаний.

Задачи, стоящие перед начальным звеном образования, достаточно разнообразны. Необходимо научить детей сознательно усваивать материал, обогатить их язык. Дети должны получить начальные сведения по языку и литературе. Пробуждение и развитие интереса к речи и чтению создают более полное представление детей об окружающем мире. Сформированность навыка чтения является одним из важнейших условий успешного обучения в школе, самостоятельному познанию ими жизни из литературных источников.

Прежде всего, надо заинтересовать ребенка, чтобы он сам захотел читать.

Еще В. Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям" писал, что процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для ребенка яркой, увлекательной частью жизни, полной живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок должен запомнить, прежде всего, должно быть интересным [25, с. 16].

А что же такое интерес? Интерес - от латинского interest - иметь значение, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту. Психологи давно разделили интерес на два основных вида: интерес к познанию и интерес к участию. Интерес к познанию заключается в приобретении и обработке информации.

Человек, которым движет интерес к участию, погружается в переживания других людей. Оба вида интереса сливаются в чтении художественной литературы и допускают дальнейшее деление.

Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни? Главная причина, как говорят специалисты, неэффективность педагогической системы управления чтением детей, как в школе, так и в семье.

К сожалению, следует признать, что сейчас в большинстве семей читают, или "каждый для себя", или взрослые как развлечение - для ребенка, и учебно-воспитательный процесс, то есть его эффективность стремительно снижается, наблюдается тот волнующий спад спроса на книгу, объяснения которому одно - читательская необученность.

1.2. Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе.

Внеклассная работа по литературному чтению предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеклассное мероприятие — это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на репетициях. В основе подготовки и проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся литературным чтением. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников. [ 5]

Внеклассная работа по литературному чтению – это работа, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся. Внеклассная работа по литературному чтению представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка. [ 7]

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке литературного чтения у школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность, а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая,репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. [ 12]

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше. [ 10]

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Внеклассную деятельность по литературному чтению мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [ 24]

Специфика внеклассной работы по литературному чтению проявляется на уровне следующих задач:

  • развитие интереса к чтению и как следствие формирование интереса к предмету литературного чтения в целом;

  • совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста;

  • развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

  • освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев. Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им процессом чтения как видом общения; в) чувством собственной значимости. Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка путем формирования читательских интересов. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, учитывать интересы и желания других людей, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т. д., то его взрослая деятельность будет успешной. Полноценная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии, примером может послужить инсценировка какого-либо литературного произведения.

Формирование у детей потребности в продуктивной деятельности путем читательской деятельности и её интерпретации в различных видах деятельности (подготовительные викторины, театральные постановки) формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью младшего школьника, необходимых знаний и умений.

Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе ученики усваивают моральные нормы поведения путем овладения нравственных понятий.

Развитие познавательного интереса к литературному чтению как интереса к чтению в целом - овладение приемом чтения как расширение читательского кругозора. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. Во внеклассной работе по литературному чтению они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса и самого педагога.

Цель и задачи внеклассной работы по литературному чтению придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе призвана продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательских интересов и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Внеклассная работа по литературному чтению – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой[ 7]

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Формы внеклассных занятий по литературному чтению: литературный праздник, литературная игра,литературная гостиная,диспут,концерт,интервью, эссе, кружок, олимпиады, конкурсы, викторины, экскурсии, электронные конкурсы,дискуссии, состязание чтецов. [ 29]

Очевидно, формы организации внеклассной работы по литературному чтению могут быть весьма разнообразными. Учитель обязательно должен продумывать виды деятельности, стимулирующие самостоятельную работу учащихся. Продумывая форму организации и виды деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности и интересы младших школьников. Это будет способствовать развитию мотивации участия каждого школьника во внеклассной работе по литературному чтению и развитию читательских интересов.

Вывод по 1 главе

В результате анализа научно - методической литературы можно сделать вывод, что формированию читательских интересов будет способствовать такая организация внеклассной работы, при которой: учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся; расширяется круг чтения младших школьников; систематически используются в учебно-воспитательном процессе разнообразные формы внеклассной деятельности.

Особенности формирования читательских интересов у младших школьников заключаются в следующем: в умении работать с литературой, соответствующей возрасту обучающихся, отборе содержания литературных произведений с учетом понимания содержания, интересов детей, развития их высших психических функций и умений; в умении анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение.

Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе заключаются в том, что необходимо целенаправленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Глава 2. Опытно - практическая работа по формированию читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению

2.1 Планирование и организация работы по формированию читательских интересов у детей 3, 4 классов.

В соответствии с задачами опытно-исследовательской работы были определены три этапа.

На первом подготовительном этапе, проходило констатирующее исследование, где проводилось анкетирование. Составлялись анкеты для учеников начальной школы, и было организовано наблюдение по выявлению у них читательских интересов и отношения учащихся к чтению книг.

Второй этап – формирующий.

Цель этого исследования– развивать у младших школьников читательские интересы, используя различные формы и средства организации внеклассной работы по литературному чтению. Были проведены внеклассные занятия по литературному чтению, в разных формах.

Третий этап опытно- исследовательской работы – обобщающий. На этом этапе определился конечный результат эксперимента.

В исследовании принимали участие учащиеся 3,4 классов МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» . В экспериментальную группу вошли 14 человек из 3«а» класса. Из них 6 девочек и 8 мальчиков. В контрольную группу вошли 13 человек 4«а» класса. Из них 5 девочек и 8 мальчиков.

В соответствии темой исследования определены следующие задачи опытно-практической работы:

  1. Выявить уровень сформированности читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению.

  2. Опытным путем проверить эффективность внеклассной работы по литературному чтению у младших школьников.

  3. Выявить динамику сформированности читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению.

На начальном этапе опытной работы для исследования уровня сформированности читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению использовалось: анкетирование и наблюдение за детьми во внеклассной работе по литературному чтению.

Также предусмотрена предварительная работа со школьниками:

  1. Чтение литературных произведений.

  2. Знакомство с иллюстрациями из книг.

  3. Библиотечные уроки.

Детям предложено ответить на вопросы анкеты. Ответы детей показали, что чтение занимает у школьников малое количество времени. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов.

Основными параметрами оценки читательского интереса явились направленность, избирательность, глубина, широта, объём, в соответствии с которыми определены уровни развития читательских интересов (высокий, средний, низкий).

На основе анализа результатов диагностики поставлена цель – опытным путем проверить эффективность внеклассной работы по литературному чтению у младших школьников.

Для достижения поставленной цели спланирован и проведен ряд мероприятий по формированию читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению: литературные игры, КВНы, экскурсии, библиотечные уроки, беседы с рассматриванием картин, иллюстраций из произведений детской литературы.

2.2 Проведение и анализ работы по формированию читательских интересов у детей 3,4 классов.

На первом этапе в анкетировании принимали участие ученики двух групп. Им было предложено ответить на вопросы анкеты. Вопросы анкеты были составлены с целью выявить читательские интересы младших школьников (Приложение).

Каждый учащийся получил анкету, после чего начали отвечать на вопросы. Учитель перед началом выполнения этого задания обратил внимание детей на то, что ответы они дают, как считают правильным, оценки за ответы выставляться не будут.

Из приведенных ответов учеников видно, что чтение занимает у школьников малое количество времени. Читать в экспериментальной группе любят 5 учеников, в контрольной лишь 3 ученика. 8 школьников из 27 читают книги, обсуждают прочитанное, имеют широкие читательские интересы и достаточно глубокие познания по интересам. Это говорит о высоком уровне сформированности читательских интересов. В основном учащиеся обоих групп читают энциклопедии (76%). Больше всего нравится читать о приключениях (36%) и магии (23%). Читают те книги, что советуют родители, либо новинки. Педагог принимает участие в работе по формированию и развитию читательских интересов у школьников. Но, соответственно, требуется специально организованная внеклассная работа по литературному чтению в данном классе.

На вопрос «Назовите любимого литературного героя», девочки написали весьма разные ответы. Некоторые написали – Суворов – историческая личность. Далее следовал вопрос «Назовите настоящего литературного героя», и 56% класса написали, что это Суворов, здесь сказался тот факт, что учительница накануне проводила классный час, где был рассказ о личности Суворова, его достижениях и подвигах. И беседа после анкетирования с учениками показала, что дети не читали о нем. Никто не смог назвать ни одного автора или произведения, в котором говорилось бы о А.В. Суворове-полководце.

Больше всего поразили ответы на вопрос: Кого можно назвать настоящим литературным героем? Белка и Стрелка (собаки, побывавшие в космосе) – дети смотрели телевизионные передачи, посвящённые этим животным накануне праздника, посвящённого Дню космонавтики. Это подтверждает наш вывод о том, что большинство учащихся смотрят телевизор, видео- и кинофильмы, нежели читают. Зато приятно удивил один ответ девочки, что настоящим литературным героем она считает Робинзона Крузо, прочитала одноимённую книгу Д. Дефо.

На вопрос «Назовите литературного антигероя», большинство ответов получили: Шапокляк, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Карабас-барабас, Людоед. Но, к сожалению, на вопрос, из какой книжки персонажи, ответа не было.

Результаты констатирующего исследования убедили в необходимости разработки содержания и проведения формирующего исследования по организации внеклассной работы по литературному чтению в экспериментальном классе.

Работа включала в себя: проведение внеклассной работы по литературному чтению с использованием различных форм и методов работы с учениками, родителями и библиотекой. Проведено 6 внеклассных работ по литературному чтению в период с октября по март 2016 г. с экспериментальным 4 классом:

  • экскурсия «Знакомство с библиотекой нашей школы»;

  • «Сказочный мир Пушкина» урок - КВН;

  • «Вспомним басни И. А. Крылова» урок - игра;

  • «Счастливый случай» урок - игра;

  • «Сказки Г.Х. Андерсена» урок - путешествие;

  • «Что за прелесть эти сказки» урок - викторина.

В октябре 2015 года организована экскурсия в библиотеку МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» (приложение). Цель экскурсии- знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге, вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Спустя неделю организована литературная игра «Сказочный мир Пушкина» (приложение).

Цель: - расширять круг чтения и развивать читательские интересы младших школьников. Использование творческих видов работ по литературному чтению.

В процессе подготовки ученикам дано творческое задание: нарисовать рисунок или сделать поделку на тему «Мой любимый герой Пушкина».

Учащиеся на подготовительном этапе организации литературной игры без энтузиазма восприняли идею повторить сказки А.С. Пушкина, но к творческим заданиям отнеслись с ответственностью, абсолютно все подготовили иллюстрацию, поделку к выбранной сказке. В связи с этим, часть детей ходили в библиотеку с целью узнать, какие же еще есть сказки у А.С. Пушкина. Некоторые подготовили иллюстрации к стихотворениям. Даже были выучены стихотворения и отрывки из сказок А.С. Пушкина, хотя это как задание им не предлагалось.

Урок- игра «Вспомним басни И. А. Крылова» проводилась в ноябре 2015 года (приложение ).

Цель: выявление и развитие читательских интересов школьников. Расширение круга чтения младших школьников.

Подготовка к викторине была масштабна: в течение всех четырех лет обучения школьники изучали басни Крылова. К занятию учащимся нужно было вспомнить содержание басни и прочитать другие басни Крылова.

Ученицы стали интересоваться произведениями в стихах. После внеклассной работы девочки приносили собрания басен не только Крылова, но и других баснописцев. Библиотекарь отметила, что девочки чаще стали приходить в библиотеку и брать книги для чтения.

В декабре провели игру «Счастливый случай» (приложение) с целью повышения читательского интереса, устранения пробелов в знаниях детей. Игра оживила детей, они активно отвечали на вопросы, прошли множество этапов игры, и можно было заметить, что пробелов в знаниях учеников стало намного меньше, школьники намного больше знают о детских книгах чем на начальном этапе эксперимента.

На завершении исследования проведены с разницей в неделю два урока внеклассного чтения: «Сказки Г.Х. Андерсена» (приложение) и «Что за прелесть эти сказки» (приложение). Цели: показать учащимся прелесть чтения, научить их любить книгу, продолжить знакомство с произведениями, развивать речь, память, умение выражать свои мысли и чувства; совершенствовать навык выразительного беглого чтения; приобщать учащихся к самостоятельному чтению.

Главной целью этих форм организации внеклассной работы по литературному чтению было повысить уровень заинтересованности детей чтением, развитие читательских интересов у младших школьников.

Наблюдение за поведением учащихся, изменением их отношения к процессу чтения в целом и проявлением интереса к чтению книг, убедило нас в верном отборе внеклассных занятий.

На этом этапе определился конечный результат исследования. В экспериментальном классе, после проведенных внеклассных работ по литературному чтению, было проведено анкетирование среди учащихся.

Цель – проверить эффективность отобранных в процессе анализа литературы и осуществлённых на практике условий организации внеклассной работы по литературному чтению для развития читательских интересов у младших школьников.

Детям обоих групп предложено вновь ответить на вопросы анкеты «Какой ты, сегодняшний читатель?» (приложение А)



В процессе работы по формированию читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению использовались такие средства и методы воспитания, как литературные игры, КВНы, экскурсии, библиотечные уроки, беседы с рассматриванием картин, иллюстрации из детской литературы.

В экспериментальной группе в начале формирующего эксперимента наблюдалось пассивное отношение к чтению и низкий читательский интерес, но в ходе проведения эксперимента читательский интерес стал выше.

В контрольной группе, где не проводились мероприятия по формированию читательских интересов, не произошло значительных изменений, уровень развития читательских интересов остался низким. В эспериментальной группе, где проводились разработанные мероприятия с учетом выявленных условий организации внеклассной работы, произошли изменения в уровне развития читательских интересов от низкого к среднему. Для получения более высоких результатов необходима продолжительная работа в этом направлении.

Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что работа по формированию читательских интересов у учащихся дала положительные результаты.

Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза: повышение читательских интересов у младших школьников будет эффективным, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеклассной работе по литературному чтению доказана полностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читательский интерес ребенка – выделение из огромного мира литературы определенной книги, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение.

Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Немаловажным фактором формирования читательских интересов является внеклассная работа, она имеет огромное развивающее, обучающее и воспитательное значение. Главными задачами внеклассной работы являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе.

Результаты проведенного исследования подтвердили, что читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеклассной работе по литературному чтению.

В процессе опытно - экспериментальной части работы наша гипотеза подтверждена. Цель работы выполнена. Выбранное направление работы является правильным, работу над формированием читательского интереса следуют продолжать.



Методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию читательских интересов:



  1. развивать у детей интерес к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

  2. приучать детей пользоваться дополнительной литературой, развивать потребности к самообразованию;

  3. при проведении внеклассных занятий обязательно учитывать принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний;

  4. организовывать литературные викторины;

  5. внеклассные мероприятия проводить в игровой форме;

  6. проводить поэтические вечера;

  7. устраивать встречи с писателями.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее