«Осенний фестиваль знаний 2024»

Форматирование символов

План-конспект открытого урока по информатике

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема «Форматирование символов»

Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока:

-учащиеся будут знать, что такое форматирование текста;

- учащиеся будут уметь изменять параметры форматирования символов: шрифт, размер, начертание, цвет.

Задачи личностного развития:

- создать ситуации для развития мыслительных операций, рефлексивных способностей;

-создать условия для формирования умений индивидуальной и коллективной работы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение: карточки с текстом об озере Свитязь (Приложение 1); карточки для проведения «Лото информационное» (Приложение 2), карточки для проведения физкультминутки «Логическая цепочка», карточки с заданиями на закрепление (Приложение 3), карточки с критериями достижения цели «НаШтоБуЗУ» (Приложение 4) и самооценки (Приложение 5), презентация «Форматирование символов», карточки для итоговой рефлексии (Приложение 6)



Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверить готовность учащихся к уроку при помощи приема «ТРУД»: «Тетрадь, ручка, учебник, дневник, работать на уроке информатики я уже привык»

  1. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Выполнить в парах задание «Лото информационное» (Приложение 1). В результате заполнения листа лото с помощью таблицы 2 (группа 1) должно получится «ФОРМАТИРОВАНИЕ»; таблицы 3 (группа 2) – «СИМВОЛОВ».

  1. Целемотивационный этап

  1. При помощи результатов заполнения листа лото, сформулировать тему урока – «Форматирование символов». Предложить учащимся записать тему в тетрадь.

  2. Предложить сравнить два текста (Приложение 2). Организовать обсуждение:

- Отличаются ли эти два текста по содержанию? Чем отличаются? (формой представления)

- Назовите хотя бы четыре отличия (размер символов, цвет символов, цвет фона, начертание, шрифт).

3) Предложите сформулировать цели урока, продолжив фразы «В конце урока я буду знать… я буду уметь…».

Знать:

-что такое форматирование символов

Уметь:

-изменять параметры форматирования символов: шрифт, размер, начертание, цвет



  1. Изучение новой темы.

  1. Обратиться к определению понятия «Форматирование текста» (слайд 2) (учебное пособие, с.75). Учащиеся выписывают определение в тетрадь. Пояснить, что при форматировании изменяется не содержание текста, а форма его представления.

  2. Обратить внимание учащихся на то, что можно изменять внешний вид как всего текста или отдельного абзаца, так и одного или нескольких символов.

  3. Рассмотреть параметры форматирования символов (учебное пособие, с.76). (слайды 4-7) Записывают в тетрадь.

  1. Физкультминутка.

Метод «Логическая цепочка». Учащимся раздаются карточки, из которых предстоит составить логические цепочки:

  1. Загрузка текстового документа: Файл Открыть Выбрать диск Выбрать нужный файл нажать Открыть

  2. Сохранение текстового документа: Файл Сохранить как Выбрать диск или папку В поле Имя внести имя файла Сохранить



  1. Проверка понимания и закрепления изученного.

Предложить выполнить на компьютере задание 1-3 (Приложение 3), используя критерии достижения цели «НаШтоБуЗУ» на листе самооценки (Приложение 5)

  1. Самооценка и взаимооценка.

  1. Предложить учащимся, руководствуясь критериями достижения цели «НаШтоБуЗУ» на листе самооценки провести анализ и оценку своей деятельности во время урока;

  2. Предложить учащимся, руководствуясь критериями достижения цели и при помощи листа самооценки, оценить работу одноклассника. При оценивании работы необходимо выделить два положительных момента. Если есть недочеты, то обобщить их, записать одно замечание и в устной форме предложить варианты исправления недочетов.

  1. Информация о домашнем задании.

Повторить материал урока § 11 (п. 11.1), вопросы 1,2. Уделить внимание тем пунктам, в которых возникли затруднения при выполнении заданий.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Метод "Три М". Учитель предлагает учащимся назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Упражнение «Коллективная похвала». Учащимся предлагается по кругу завершить одну из фраз на выбор, выразив одобрение в отношении деятельности всех участников взаимодействия сразу: «Мне кажется, каждого из нас можно похвалить сегодня за то, что …» или: «Мы все молодцы, потому что …».


Итоговая рефлексия. Учащимся предлагается оценить состоявшееся взаимодействие, выразив собственное отношение по одной из предложенных учителем позиций. (Приложение 6).





Приложение 1

Лист лото. Таблица 1

Программа для работы с текстом





Команду Файл Открыть используют для




Для выделения всего текста









Любая выделенная часть текста





Удаление символа

Изменение содержания текста









Операции, которые можно выполнить над фрагментом текста

Выделенный фрагмент текста можно переместить или скопировать без использования буфера

обмена, с помощью

К операциям редактирования

абзацев относятся:














Получилось: ____________________________________________________

Карточки – ответы. Таблица 2.

текстовый редактор



ФО


загрузки текста из файла


Р

используют Ctrl+A



МА

Фрагмент



ТИ



Delete



РО

Редактирование



ВА

  • удаление

  • копирование

  • перемещение


НИ

мыши



Е

  • разрезание абзаца на два;

  • склеивание двух абзацев в один;

  • вставка пустой строки.






Карточки – ответы. Таблица 3

текстовый редактор



С



загрузки текста из файла



И

используют +A



М

Фрагмент



В




О

Редактирование



Л

  • удаление

  • копирование

  • перемещение


О

мыши



В

  • разрезание абзаца на два;

  • склеивание двух абзацев в один;

  • вставка пустой строки.






Приложение 2

Озеро Свитязь

Свитязь — озеро карстового происхождения. Образовалось оно в результате провала четвертичных отложений в подземные пустоты. Утверждение геологов о происхождении этого уникального водоёма вполне согласуется с легендой, использованной Адамом Мицкевичем в балладе «Свитязь». Легенда гласит, что во времена первого великого князя литовского Миндовга (XIII век) на месте озера стоял город Свитязь, в котором правил князь Туран. Во время войны Миндовг вызвал свитяжскую дружину на помощь в обороне Новогрудка. Туран, подчиняясь своему долгу, оставил город на женщин, стариков и детей. Когда к Свитязи подошла вражеская рать, жители решили оказать сопротивление, но не имея возможности удержать город, они стали поджигать свои дома. В этот момент город провалился в озеро, которое образовалось на его месте. Все жители превратились в цветы, а враги, которые прикасались к ним, умирали. Так жители Свитязи избежали позора неволи.

Озеро Свитязь

Свитязь — озеро карстового происхождения. Образовалось оно в результате провала четвертичных отложений в подземные пустоты.

Утверждение геологов о происхождении этого уникального водоёма вполне согласуется с легендой, использованной Адамом Мицкевичем в балладе «Свитязь».

Легенда гласит, что во времена первого великого князя литовского Миндовга (XIII век) на месте озера стоял город Свитязь, в котором правил князь Туран. Во время войны Миндовг вызвал свитяжскую дружину на помощь в обороне Новогрудка. Туран, подчиняясь своему долгу, оставил город на женщин, стариков и детей. Когда к Свитязи подошла вражеская рать, жители решили оказать сопротивление, но не имея возможности удержать город, они стали поджигать свои дома. В этот момент город провалился в озеро, которое образовалось на его месте. Все жители превратились в цветы, а враги, которые прикасались к ним, умирали. Так жители Свитязи избежали позора неволи.





Приложение 3

  1. О формите свое имя пятью разными шрифтами, используя вкладку Главная, группу Шрифт.

Например:

Наталья Georgia

Наталья Monotype Corsiva

Наталья Arial Black

Наталья Bookman Old Style

Наталья Comic Sans MS



  1. О формите указанную мнемоническую фразу таким образом, чтобы каждое слово имело соответствующий цвет( ) . Установите размер шрифта, постепенно увеличивая: 12 пт, 14 пт, 16 пт и т.д.( ).

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

каждый – красный цвет, 12 пт

охотник – оранжевый цвет, 14 пт

желает – желтый цвет, 16 пт

знать – зеленый цвет, 18 пт

где – голубой цвет, 20 пт

сидит – синий цвет, 22 пт

фазан – фиолетовый, 24 пт


  1. Рассмотрите стихотворение Самуила Маршака, измените начертание символов (полужирный , курсив , подчеркнутый ) как указано ниже:



Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Примечание: обратите внимание на то, что начертания текста могут комбинироваться. Например: полужирный курсив, подчеркнутый курсив, полужирный подчеркнутый курсив.

Приложение 4



Критерии достижения цели «НаШтоБуЗУ»

  1. Умею загружать текстовый документ.

  2. Умею изменить шрифт

  3. Умею изменить размер символов

  4. Умею изменить начертание символов

  5. Умею изменить цвет символов

  6. Умею правильно сохранить текстовый документ



Приложение 5



«НаШтоБуЗУ»




Знаю:

на начало урока


на конец урока


задания

Самооценка


Оценка одноклассника

Комментарий одноклассника или/и учителя (+, -)

Что такое форматирование



1.




Параметры форматирования символов



Умею:



2.




изменять шрифт



изменять размер символов



3.




изменять начертание символов



изменять цвет символов



правильно загружать текст и сохранять текст



«+» - знаю,

«­» - не знаю,

«±» - имею представление

«+» - получилось,

«­» - не получилось,

«±» - есть недочеты






Приложение 6

Закрасьте одну часть круга

Было легко и интересно





Было трудно, но интересно



Было трудно и неинтересно







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее