Тема «Форматирование символов»
Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока:
-учащиеся будут знать, что такое форматирование текста;
- учащиеся будут уметь изменять параметры форматирования символов: шрифт, размер, начертание, цвет.
Задачи личностного развития:
- создать ситуации для развития мыслительных операций, рефлексивных способностей;
-создать условия для формирования умений индивидуальной и коллективной работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение: карточки с текстом об озере Свитязь (Приложение 1); карточки для проведения «Лото информационное» (Приложение 2), карточки для проведения физкультминутки «Логическая цепочка», карточки с заданиями на закрепление (Приложение 3), карточки с критериями достижения цели «НаШтоБуЗУ» (Приложение 4) и самооценки (Приложение 5), презентация «Форматирование символов», карточки для итоговой рефлексии (Приложение 6)
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверить готовность учащихся к уроку при помощи приема «ТРУД»: «Тетрадь, ручка, учебник, дневник, работать на уроке информатики я уже привык»
Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
Выполнить в парах задание «Лото информационное» (Приложение 1). В результате заполнения листа лото с помощью таблицы 2 (группа 1) должно получится «ФОРМАТИРОВАНИЕ»; таблицы 3 (группа 2) – «СИМВОЛОВ».
Целемотивационный этап
При помощи результатов заполнения листа лото, сформулировать тему урока – «Форматирование символов». Предложить учащимся записать тему в тетрадь.
Предложить сравнить два текста (Приложение 2). Организовать обсуждение:
- Отличаются ли эти два текста по содержанию? Чем отличаются? (формой представления)
- Назовите хотя бы четыре отличия (размер символов, цвет символов, цвет фона, начертание, шрифт).
3) Предложите сформулировать цели урока, продолжив фразы «В конце урока я буду знать… я буду уметь…».
Знать:
-что такое форматирование символов
Уметь:
-изменять параметры форматирования символов: шрифт, размер, начертание, цвет
Изучение новой темы.
Обратиться к определению понятия «Форматирование текста» (слайд 2) (учебное пособие, с.75). Учащиеся выписывают определение в тетрадь. Пояснить, что при форматировании изменяется не содержание текста, а форма его представления.
Обратить внимание учащихся на то, что можно изменять внешний вид как всего текста или отдельного абзаца, так и одного или нескольких символов.
Рассмотреть параметры форматирования символов (учебное пособие, с.76). (слайды 4-7) Записывают в тетрадь.
Физкультминутка.
Метод «Логическая цепочка». Учащимся раздаются карточки, из которых предстоит составить логические цепочки:
Загрузка текстового документа: Файл Открыть Выбрать диск Выбрать нужный файл нажать Открыть
Сохранение текстового документа: Файл Сохранить как Выбрать диск или папку В поле Имя внести имя файла Сохранить
Проверка понимания и закрепления изученного.
Предложить выполнить на компьютере задание 1-3 (Приложение 3), используя критерии достижения цели «НаШтоБуЗУ» на листе самооценки (Приложение 5)
Самооценка и взаимооценка.
Предложить учащимся, руководствуясь критериями достижения цели «НаШтоБуЗУ» на листе самооценки провести анализ и оценку своей деятельности во время урока;
Предложить учащимся, руководствуясь критериями достижения цели и при помощи листа самооценки, оценить работу одноклассника. При оценивании работы необходимо выделить два положительных момента. Если есть недочеты, то обобщить их, записать одно замечание и в устной форме предложить варианты исправления недочетов.
Информация о домашнем задании.
Повторить материал урока § 11 (п. 11.1), вопросы 1,2. Уделить внимание тем пунктам, в которых возникли затруднения при выполнении заданий.
Подведение итогов. Рефлексия
Метод "Три М". Учитель предлагает учащимся назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Упражнение «Коллективная похвала». Учащимся предлагается по кругу завершить одну из фраз на выбор, выразив одобрение в отношении деятельности всех участников взаимодействия сразу: «Мне кажется, каждого из нас можно похвалить сегодня за то, что …» или: «Мы все молодцы, потому что …».
Итоговая рефлексия. Учащимся предлагается оценить состоявшееся взаимодействие, выразив собственное отношение по одной из предложенных учителем позиций. (Приложение 6).
Приложение 1
Лист лото. Таблица 1
Программа для работы с текстом
| Команду Файл Открыть используют для
| Для выделения всего текста |
| | |
Любая выделенная часть текста
| Удаление символа | Изменение содержания текста |
| | |
Операции, которые можно выполнить над фрагментом текста | Выделенный фрагмент текста можно переместить или скопировать без использования буфера обмена, с помощью | К операциям редактирования абзацев относятся:
|
| | |
Получилось: ____________________________________________________
Карточки – ответы. Таблица 2.
текстовый редактор
ФО
| загрузки текста из файла
Р | используют Ctrl+A
МА |
Фрагмент
ТИ
| Delete
РО | Редактирование
ВА |
НИ | мыши
Е |
|
Карточки – ответы. Таблица 3
текстовый редактор
С
| загрузки текста из файла
И | используют +A
М |
Фрагмент
В
|
О | Редактирование
Л |
О | мыши
В |
|
Приложение 2
Озеро Свитязь Свитязь — озеро карстового происхождения. Образовалось оно в результате провала четвертичных отложений в подземные пустоты. Утверждение геологов о происхождении этого уникального водоёма вполне согласуется с легендой, использованной Адамом Мицкевичем в балладе «Свитязь». Легенда гласит, что во времена первого великого князя литовского Миндовга (XIII век) на месте озера стоял город Свитязь, в котором правил князь Туран. Во время войны Миндовг вызвал свитяжскую дружину на помощь в обороне Новогрудка. Туран, подчиняясь своему долгу, оставил город на женщин, стариков и детей. Когда к Свитязи подошла вражеская рать, жители решили оказать сопротивление, но не имея возможности удержать город, они стали поджигать свои дома. В этот момент город провалился в озеро, которое образовалось на его месте. Все жители превратились в цветы, а враги, которые прикасались к ним, умирали. Так жители Свитязи избежали позора неволи. |
Озеро Свитязь Свитязь — озеро карстового происхождения. Образовалось оно в результате провала четвертичных отложений в подземные пустоты. Утверждение геологов о происхождении этого уникального водоёма вполне согласуется с легендой, использованной Адамом Мицкевичем в балладе «Свитязь». Легенда гласит, что во времена первого великого князя литовского Миндовга (XIII век) на месте озера стоял город Свитязь, в котором правил князь Туран. Во время войны Миндовг вызвал свитяжскую дружину на помощь в обороне Новогрудка. Туран, подчиняясь своему долгу, оставил город на женщин, стариков и детей. Когда к Свитязи подошла вражеская рать, жители решили оказать сопротивление, но не имея возможности удержать город, они стали поджигать свои дома. В этот момент город провалился в озеро, которое образовалось на его месте. Все жители превратились в цветы, а враги, которые прикасались к ним, умирали. Так жители Свитязи избежали позора неволи. |
Приложение 3
О формите свое имя пятью разными шрифтами, используя вкладку Главная, группу Шрифт.
Например:
Наталья Georgia
Наталья Monotype Corsiva
Наталья Arial Black
Наталья Bookman Old Style
Наталья Comic Sans MS
О формите указанную мнемоническую фразу таким образом, чтобы каждое слово имело соответствующий цвет( ) . Установите размер шрифта, постепенно увеличивая: 12 пт, 14 пт, 16 пт и т.д.( ).
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
каждый – красный цвет, 12 пт
охотник – оранжевый цвет, 14 пт
желает – желтый цвет, 16 пт
знать – зеленый цвет, 18 пт
где – голубой цвет, 20 пт
сидит – синий цвет, 22 пт
фазан – фиолетовый, 24 пт
Рассмотрите стихотворение Самуила Маршака, измените начертание символов (полужирный , курсив , подчеркнутый ) как указано ниже:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Примечание: обратите внимание на то, что начертания текста могут комбинироваться. Например: полужирный курсив, подчеркнутый курсив, полужирный подчеркнутый курсив.
Приложение 4
Критерии достижения цели «НаШтоБуЗУ»
Умею загружать текстовый документ.
Умею изменить шрифт
Умею изменить размер символов
Умею изменить начертание символов
Умею изменить цвет символов
Умею правильно сохранить текстовый документ
Приложение 5
«НаШтоБуЗУ»
Знаю: | на начало урока
| на конец урока
| № задания | Самооценка
| Оценка одноклассника | Комментарий одноклассника или/и учителя (+, -) | ||
Что такое форматирование | | | 1. | | | | ||
Параметры форматирования символов | | | ||||||
Умею: | | | 2. | | | | ||
изменять шрифт | | | ||||||
изменять размер символов | | | 3. | | | | ||
изменять начертание символов | | | ||||||
изменять цвет символов | | | ||||||
правильно загружать текст и сохранять текст | | | ||||||
«+» - знаю, «» - не знаю, «±» - имею представление | «+» - получилось, «» - не получилось, «±» - есть недочеты | |
Приложение 6
Закрасьте одну часть круга
Было легко и интересно
Было трудно, но интересно
Было трудно и неинтересно