«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Форматирование элементов таблицы. Формат числа. Построение диаграмм»

Тема урока:

Форматирование элементов таблицы. Формат числа. Построение диаграмм.

Тип урока:

Урок предъявления нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм, изучить способы форматирования ячеек и форматы чисел

Задачи:

воспитательная: развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно;

развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере;

обучающая: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки












План-конспект урока

по информатике

в 10 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ремовская средняя общеобразовательная школа

на тему: «Форматирование элементов таблицы. Формат числа. Построение диаграмм»





























п. Ремовский, 2018


Тема урока:

Форматирование элементов таблицы. Формат числа. Построение диаграмм.

Тип урока:

Урок предъявления нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм, изучить способы форматирования ячеек и форматы чисел

Задачи:

воспитательная: развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно;

развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере;

обучающая: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде.

Методы обучения:

репродуктивный, практический.

Диагностируемые цели урока

После урока ученик:

  • умеет изменять внешний вид таблицы;

  • умеет изменять формат числа;

  • умеет строить различные виды диаграмм.


Макроструктура урока

Время

Мотивационно - организационный момент: приветствие и проверка присутствия учащихся. Предложить открыть тетради.

5 мин.

Теоретическая часть: форматирование элементов таблицы, форматы числа, построение диаграмм.

15 мин.

Практическая часть: решение задач.

20 мин

Подведение итогов. Оценки.

5 мин.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап. Организация класса.

- Здравствуйте. Садитесь.

Скажите пожалуйста кто сегодня отсутствует?

Сегодня мы с вами будем рассматривать тему "Форматирование элементов таблицы, формат числа, построение диаграмм в табличном процессоре OpenOfficeCalc".

Запишите пожалуйста название темы в тетрадь.

Называют отсутствующих






Пишут в тетрадь название темы


II этап. Актуализация. Постановка цели. Основной материал

Форматированием называется изменение внешнего оформления таблиц и данных в них.


К форматированию ячеек относится: изменение шрифта содержимого ячеек, выравнивание данных в ячейках, представление чисел в разных форматах, оформление границ ячеек, и т.д. Для того чтобы изменить формат ячейки необходимо щелкнуть на ней и выполнить команду Формат—Ячейки. Появившееся диалоговое окно Формат Ячеек, позволит изменить формат всей ячейки.


Для выравнивания данных следует:

щелкнуть на форматируемой ячейке или выделить диапазон ячеек, содержащих выравниваемый текст;

выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Выравнивание установить опцию Переносить по словам, которая позволяет располагать текст одной ячейки в несколько строк.


Для оформления предварительно выделенных ячеек с помощью рамок следует выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Граница следует выбрать тип линии для рамки, а затем щелкнуть на кнопке с нужным видом рамки. (Возможно поочередное назначение нескольких видов рамок).


Для назначения цветного фона предварительно выделенным ячейкам необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Вид выбрать цвет фона ячеек и нажать кнопку ОК.


Для изменения шрифта предварительно выделенного текста или числа, находящихся в нескольких ячейках, необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. На закладке Шрифт следует указать тип шрифта (Arial, TimesNewRoman и т. д.), начертание (жирный, курсив, подчеркнутый), размер шрифта, цвет и т.д.


Для изменения формата чисел, находящихся в выделенном диапазоне ячеек необходимо выполнить команду Формат—Ячейки. С помощью закладки Число можно установить один из следующих форматов чисел: денежный, процентный, дата, текстовый и т.д.

Диаграмма - это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных.


Типы диаграмм. Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.

Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.

Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.

Для создания диаграммы нужно выделить диапазон и нажать Вставка - Диаграмма, после чего настроить диаграмму с помощью мастера.

Слушают и усваивают новый материал.







Записывают как вызвать окно форматирования.







Записывают как выровнять текст.









Записывают.









Записывают как изменить цвет.







Записывают как изменить шрифт.








Записывают как изменить формат числа.





Записывают определение.








Слушают и усваивают материал










Слушают и усваивают материал





Записывают как вызвать мастер диаграмм.



III этап. Этап формирования умений и навыков

- Садитесь пожалуйста за компьютеры. Сейчас мы вместе с вами решим две задачу:

  • Запустите табличный процессор.

  • Откройте файл poezd.xls

  • Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:

  • Выделите диапазон ячеек А3:В11

  • Мастер Диаграмм.

  • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее

  • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее

  • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»

  • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»

  • Нажмите кнопку Готово

  • Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.

  • Измените шрифт заголовка. Для этого:

  • Выберите мышью заголовок;

  • Вызовите контекстное меню;

  • Выполните в нем команду Шрифт;

  • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:

  • Шрифт Courier New Cyr;

  • Размер 14;

  • Цвет Синий;

  • Начертание: Полужирный

  • Подтвердите исполнение, нажав ОК.

  • Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.

  • Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.


Самостоятельное задание:

Построить по данным таблицу и диаграмму

1) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.

(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы).

2) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).

3) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.

Садятся за компьютеры и решают вместе с учителем.


























Спрашивают что не понятно в формулировке. Решают самостоятельно.























Спрашивают что не понятно в формулировке. Решают самостоятельно.





















IVэтап. Подведение итогов. Проверка усвоения и закрепление материала.

Проверка самостоятельного задания, выставление оценок.


Что вызвало затруднение при решении? Разбор ошибок.


Как вызвать окно форматирования?






Какие бывают форматы чисел?



Как построить диаграмму?


Д/з составить диаграмму.

Надеюсь вам понравился урок, можете отдыхать, до свиданья.

Показывают результаты, получают оценки.


Рассказывают о затруднениях.



Необходимо щелкнуть на ней и выполнить команду Формат—Ячейки. Появившееся диалоговое окно Формат Ячеек, позволит изменить формат всей ячейки.

Денежный, процентный, дата, текстовый и т.д.

Нужно выделить диапазон и нажать Вставка - Диаграмма


Записывают д/з


До свиданья!

































Самоанализ открытого урока информатики в 10 классе по теме: «Форматирование элементов таблицы. Формат числа. Построение диаграмм»

План конспект урока представлен учителю предметнику вовремя и обсужден

Тема урока: «Форматирование элементов таблицы. Формат числа. Построение диаграмм»

Цель урока: познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм, изучить способы форматирования ячеек и форматы чисел

Задачи:

воспитательная: развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно;

развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере;

обучающая: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде.

Тип урока: Урок предъявления нового материала.

Планируемые результаты: После урока ученик:

  • умеет изменять внешний вид таблицы;

  • умеет изменять формат числа;

  • умеет строить различные виды диаграмм.

Ресурсы: Компьютеры, учебники, тетради.

Метод по типу познавательной деятельности репродуктивный, практический.

Цели урока реализовывались: 

Развивающая. Развитие логического мышления, памяти, внимания, развивались навыков самостоятельной работы на компьютере;
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам, развитие умения работать самостоятельно.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока информатики подходы:

  • Текстоориентированный: работа с текстом (новым материалом), монологический ответ, анализ.

  • Функциональный: работа на компьютере

  • Коммуникативно-деятельный: работа с учебником, алгоритмом.

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при построении диаграмм.

Урок на компьютерах эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса. Исходя из целей, структура урока состоит из 4 этапов, которые все были соблюдены.

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний. Мотивация к учебной деятельности.

2.Постановка проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Объяснение нового материала. Целеполагание и мотивирование.

3.Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

4. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Метод обучения, использованный на уроке беседа, проблемные ситуации, диалог, наглядность, поисковый метод, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Тактичный, уравновешенный стиль поведения.

В ходе урока учащиеся активно работали на всех этапах урока. Активно вели записи, быстро соображали при решении задач. В ходе урока научились решать задачи с простейшими арифметическими функциями, решать квадратные уравнения в электронных таблицах.

Оценки учащимся выставлены после проверки самостоятельной работы.

Я считаю, что полностью реализовала все поставленные цели на урок.


ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ: 

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины присутствует. Урок соответствует представленной технологической карте, намеченные деятельностные и содержательные цели урока достигнуты. Ориентир на формирование адекватной самооценки учащихся присутствует.

Результаты урока позволяют сделать вывод, что практикант в достаточной мере владеет технологиями, формами и методами проведения урока.

Рекомендации:

  • При выставлении оценок комментировать, анализировать каждую оценку.

  • Более активно использовать самооценивание и взаимооценивание учащихся.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее